Совсем недавно ношение оружия в ультраортодоксальном сообществе рассматривалось как богопротивная мерзость, однако теракты последнего времени изменили эту картину. Сегодня в Израиле клиентами оружейных магазинов все чаще становятся харедим, которые раньше предпочитали уповать на Б-га.
Группа харедим столпилась вокруг прилавка, где тщательно осматривает выставленный товар, только что на зуб не пробует. Нет, это не продажа лулавов и этрогов в преддверии праздника Суккот. Речь идет о ярмарке огнестрельного оружия в харедимном поселении Бейтар-Илит в Иудее. Около 150 харедим пришли на минувшей неделе на ярмарку оружия, устроенную мэрией поселения. В прошлом постоянное ношение оружия в ультраортодоксальном сообществе рассматривалось как противная Б-гу мерзость, однако теракты последнего времени, в особенности бойня в синагоге в иерусалимском квартале Хар-Ноф в ноябре 2014 года, изменили эту картину.
Продавец за прилавком рассказывает потенциальным покупателям о технических характеристиках своего товара, рассуждает о преимуществах моделей производства «Глок» и «Смит и Вессон». «Подойдет ли мне такой?» – спрашивает юный студент иешивы, беря в руки 9-миллиметровый револьвер. Интересно, что как раз на прошлой неделе президент США заявил об ужесточении контроля за оборотом огнестрельного оружия, объяснив это решение стремлением снизить число массовых убийств, происходящих в стране с пугающей регулярностью. О поддержке этого решения заявили несколько еврейских организаций США (преимущественно либерального толка), давно выступающих за ужесточение государственного контроля в сфере безопасности. «Нам было неприятно наблюдать за тем, что Конгресс игнорирует данную проблему. Поэтому нас не может не радовать, что за ее решение взялся президент», – отметил Джаред Фельдман, директор вашингтонского офиса Еврейского совета по общественным делам (Jewish Council for Public Affairs).
Буквально на следующий день после выступления Обамы мэр Бейтар-Илита Меир Рубинштейн произнес речь перед жителями своего поселения, пришедшими на ярмарку вооружений. «Чем больше у нас будет оружия, тем, к сожалению, спокойнее мы будем спать», – заявил он. В ходе ярмарки состоялась также краткая лекция о получении лицензии на оружие (большинство харедим не служили в ЦАХАЛе и могут получить ее лишь по достижении 27-летнего возраста). «Я привез вам несколько моделей пистолетов, которые весьма надежны в эксплуатации. Рекомендую вам приобретать оружие, имеющее калибр не менее 9 мм», – заявил собравшимся владелец оружейного магазина Яир Ифрах.
В Бейтар-Илите проживает около 50 тыс. человек. Большинство из них стремится не думать, что поселок расположен за Зеленой чертой, в опасной близости от Гуш-Эциона. Напротив, они рассматривают свой населенный пункт просто как ортодоксальный пригород Иерусалима. Но поскольку Бейтар-Илит имеет статус еврейского поселения, находящегося на территории, перешедшей под израильский контроль после Шестидневной войны, его жители имеют право на облегченное получение лицензии на оружие. Особенно актуальным это стало после начала волны террора, развернувшейся минувшей осенью. Власти поселения говорят, что значительно выросло количество местных жителей, обращающихся за лицензией на оружие.
«Нас, харедим, милитаристами никак не назовешь. Когда я был ребенком, представитель нашей общины, постоянно носивший оружие, воспринимался как нечто необычное. Такого человека воспринимали как чужака. Сегодня, в силу ситуации в сфере безопасности, все коренным образом изменилось», – говорит студент иешивы по имени Шмуэль.
Среди жертв террора последних лет немало представителей сообщества харедим, но переломным моментом в их отношении к собственной безопасности стала атака на иерусалимскую синагогу «Бней-Тора» в ноябре 2014-го, в результате которой погибли шесть человек. После этого харедимные раввины призвали свою паству вооружаться. «Не только нет никакой галахической проблемы с ношением оружия, но, напротив, во многих случаях это необходимо. Если бы в синагоге “Бней-Тора” в то злосчастное утро были бы вооруженные люди, трагедии, скорее всего, удалось бы избежать», – заявил член совета мудрецов Торы партии ШАС раввин Давид Йосеф.
Трое приверженцев хасидского двора Боян пришли на ярмарку в Бейтар-Илите, не спрашивая разрешения своего ребе. Но, считают они, ребе, скорее всего, не отказал бы им в этой просьбе. Йегошуа, студент иешивы «Мир», раздумывает о покупке револьвера: «В нашей иешиве 5–6 тысяч учащихся. Что будет, если когда-нибудь туда ворвется вооруженный террорист? Вот почему важно, чтобы среди нас были вооруженные люди».
Меир Рубинштейн открыл ярмарку с извинениями и оговорками: «В принципе, приобретения оружия лучше было бы избежать. Но теракты случаются чуть ли не каждый день. Армия и полиция не могут с этим справиться. Поскольку известно, что мы, харедим, в основном ходим без оружия, мы становимся первоочередной жертвой».
Роберт Берг