18.11.2024

Евреи. Кто стоит на страже безопасности еврейских общин


В Советском Союзе ходила такая поговорка: "Мой папа никогда не чувствовал антисемитизма, потому что был чемпионом по боксу". Но в моем советском детстве я был не боксером, а маленьким хлюпиком, и мне казалось, что в школе меня обижают из-за того, что я еврей. Лишь став взрослым, осознал, что бьют только тех, кто не умеет давать сдачи.

Семен Довжик

Семен Довжик

Семен Довжик родился в Ленинграде, с 1991 года жил в Израиле, где работал в государственных и некоммерческих структурах, был пресс-секретарем Еврейского агентства Сохнут. С 2008 работает и живет в Лондоне.

Но тогда мне это казалось в порядке вещей, поскольку и остальные еврейские мальчики были отнюдь не боксерского вида. Евреев-не хлюпиков в большом количестве я увидел, лишь попав в Израиль. Но с годами оказалось, что и в диаспоре есть немало моих соплеменников, умеющих, если надо, постоять за себя.

Стражи общинной безопасности

Лондон – достаточно еврейский город. На 200 тысяч еврейского населения – огромное количество синагог, общинных центров, школ и детских садов. На Хануку на Трафальгарской площади зажигают традиционную ханукию в присутствии мэра города. Разумеется, все проходит под тщательной охраной полиции, но всегда рядом с полицейскими находятся еще и несколько человек с бейджиками, на которых красуется аббревиатура "CST".

Community Security Trust – организация, созданная в недрах лондонской еврейской общины, так сказать, местное ноу-хау. У CST несколько задач, главная из которых – обеспечение безопасности еврейской общины. Организация постоянно набирает добровольцев, и от кандидатов нет отбоя.

На Хануку на Трафальгарской площади зажигают традиционную ханукию в присутствии мэра города

На Хануку на Трафальгарской площади зажигают традиционную ханукию в присутствии мэра города

Для добровольцев нет ни гендерных, ни возрастных ограничений: среди них мне приходилось видеть как миловидных девушек, так и юношей в паре с седовласыми мужчинами. Однако, чтобы быть принятым в активисты этой организации, необходимо, во-первых, не иметь уголовного прошлого, а во-вторых, предоставить справку о своем психическом здоровье.

В CST делают все, чтобы отсеять нераскрывшихся Джеймсов Бондов, ищущих лишь случая помахать кулаками. Обычные активисты проходят тренинги, включающие в себя навыки координации работы с полицией, умение работать с населением и предотвращать панику, а также приемы рукопашного боя. Никто из них не становится Брюсом Ли спустя нескольких тренировок, но они, тем не менее, выходят на улицы вместе с полицейскими.

Кроме добровольцев, CST оперирует аналитическим центром, отслеживающим все проявления антисемитизма в Соединенном Королевстве. Руководители этой организации особо гордятся специальной методичкой, разработанной для английской полиции, в которой четко проработаны критерии антисемитизма, а также даны объяснения основ еврейской традиции. CST официально признан моделью обеспечения безопасность этнических общин в Великобритании.

Есть в Лондоне еще одна организация, призваная обеспечить безопасность еврейской общины – "Шомрим" (Стражи). Деятельность "Шомрим" концентрируется в основном в районах северного Лондона, где живут ортодоксальные евреи, – Голдерс Грин или Стэнфорд Хилл. "Шомрим" действует как профессиональная служба безопасности – своя диспетчерская, действующая круглосуточно, патрульные машины и т.д.

Кроме непосредственного обеспечения безопасности и борьбы с преступностью, "Шомрим" берет на себя функции медиатора – ортодоксальные евреи нередко предпочитают обращаться к своим, а не в полицию. Эффективность деятельности "Шомрим" в очередной раз подтвердилась во время массовых беспорядков в августе 2011 года. Погромщики было сунулись в Стэнфорд Хилл, но, натолкнувшись на волонтеров "Шомрим", быстро ретировались. В отличие от исконно британского CST, "Шомрим" действует также в Бруклине, Балтиморе и некоторых других еврейских общинах Северной Америки.

"Шомрим"

Есть в Лондоне еще одна организация, призванная обеспечить безопасность еврейской общины – "Шомрим", действующая как профессиональная служба безопасности

Держаться в рамках

Подобные организации существуют и в странах центральной Европы. Их называют "Мисгерет", что на иврите означает "рамка". Впервые с деятельностью "Мисгерет" я столкнулся в 2001 году в Венгрии, когда участвовал в международном еврейском форуме. В один из дней мы посетили небольшой городок, где некогда жила процветающая еврейская община, от которой ныне остались лишь обветшавшие здания. Гуляя по улочкам города, совершенно неожиданно мы натолкнулись на агрессивную и хорошо подогретую алкоголем толпу футбольных фанатов.

В следующую же секунду сопровождавшие нас молодые парни из "Мисгерет" оказались между нами и толпой фанатов. При виде наших охранников у болельщиков не возникло ни малейшего желания вступить с нами в какую бы-то ни было интеракцию. Действия "Мисгерет" характеризовали высокая координация и слаженность, а у самих активистов была видна военная выправка и отличная физическая подготовка.

Все они до боли напоминали демобилизованных израильских солдат, работающих в службе безопасности. Я оказался прав: разговорившись, они признались мне, что несколько лет прожили в Израиле, отслужили срочную службу в боевых частях. Потом по разным причинам вернулись в Венгрию, но быстро нашли применение приобретенным в армии навыкам.

Уже много лет спустя я прочел книгу Виктора Островского "Моссад", в которой он утверждает, что "Мисгерет", по сути, являются добровольными помощниками израильской разведки, выполняя их мелкие поручения. Для этого "Моссад" организовывает их специальное обучение, уделяя при этом серьезное внимание и рукопашному бою. Никаких подтверждений этой информации в открытых источниках я не нашел.

 

Летом 2014 год в Париже шли самые настоящие еврейские погромы. Беснующаяся толпа крушила еврейские магазины и рестораны

Еврейская защита

Летом 2014 год в Париже шли самые настоящие еврейские погромы. Беснующаяся толпа крушила еврейские магазины и рестораны, жгла автомобили. Весь мир обошли кадры, когда десятки погромщиков атакуют синагогу, в которой укрылись молящиеся. А вот дальше произошло непредсказуемое: завязался самый настоящий уличный бой. Погромщикам дали отпор активисты малочисленной и пользующейся дурной репутации организации – Лиги Защиты Евреев. Это радикальная правая организация, основанная в конце 60-х годов раввином Кахане в США.

С тех пор Лига была официально запрещена как в Соединенных Штатах, так и в Израиле. Во Франции за последние годы активисты этой организации тоже успели отличиться, и весьма не лучшим образом: вооружившись цепями, пытались вломиться в кинотеатр, где демонстрировался документальный фильм о Палестине, забросали неугодного писателя яйцами, облили краской пропалестинскую активистку.

"Солдатам" Лиги приписывают более 100 инцидентов с насилием, а двое активистов этой организации были приговорены к тюремному заключению за попытку подложить самодельную бомбу под машину левого еврейского активиста.

Тем не менее, в момент непосредственной опасности для евреев Парижа активисты Лиги Защиты Евреев оказались единственными, кто смог вступить в физическое противостояние с нападавшими. Согласно сообщениям СМИ, численность активистов ЛЗЕ не превышает 50 человек. До событий лета 2014 большинство французских евреев воспринимали Лигу не иначе, как маргиналов.

До лета 2014 года "Лигу Защиты Евреев" большинство французских евреев воспринимали Лигу не иначе, как маргиналов

Однако облетевшие интернет кадры уличного боя дали Лиге небывалую популярность, особенно на фоне беспомощности властей и неспособности правительства Франции защитить местную общину. Гораздо меньший энтузиазм вызвала деятельность Лиги у правительства страны. Министр внутренних дел Франции объявил о намерении объявить ЛЗЕ вне закона. Была запущена соответствующая законодательная процедура, однако никакого решения до сих пор так и не принято.

После парижских терактов отношение европейских правительств к обеспечению безопасности еврейских кварталов изменилось. Возле еврейских школ Парижа и Антверпена появились вооруженные автоматами десантники.

Однако пройдет ажиотаж, и десантники исчезнут. Далеко не все евреи готовы последовать призывам репатриироваться в Израиль, где им гарантирована защита от антисемитских нападений. Те же, кто предпочтет остаться в Европе, вынуждены будут задаться вопросом обеспечения собственной безопасности. Спасение утопающих, как известно, дело рук самих утопающих.


67 элементов 1,275 сек.