Степень их заслуг перед еврейским миром прямо противоположна. Альберт Геринг, младший
брат нациста номер 2, уличенный в связях с евреями, не раз попадал в гестапо, куда регулярно отправляла доносы Стелла Гольдшлаг. Оба были после войны под следствием, но Альберта оправдали благодаря показаниям спасенных им евреев, а Стелла за содействие депортации
евреев в Освенцим отсидела 10 лет и, подтвердив, что она антисемитка,
уже после войны вышла замуж за нациста…
Встречным курсом
Когда Альберт Геринг, младший брат нациста номер 2, спасал очередного иудея от концлагеря, в который его отправляла добропорядочная еврейская девушка Стелла Гольдшлаг, каждый из них считал, что поступает по совести. Альберт и Стелла родились в Берлине, имели прямое отношение к гестапо и достигли 70-летнего рубежа, пережив Вторую мировую войну.
Альберт Геринг. Фото: WOLFGEIST / 34thebook.com
На этом общность биографий заканчивается. Потому что Альберту, второму Шиндлеру, спасшему в годы Второй мировой войны 34 еврея,впору присуждать звание Праведника народов мира, а Стелле, виновной в гибели 600 единоверцев, можно отплатить лишь одним – рассказать о том, кем она была на самом деле.
Два Геринга
Альберт пережил своего брата Германа на 20 лет. Рейхсмаршал и жиголо Герман Геринг, второй после Гитлера человек в нацистском государстве, был приговорен в Нюрнберге к смертной казни через повешение. Но, как известно, за несколько часов до исполнения смертного приговора он покончил с собой, раздавив во рту ампулу с цианистым калием. Случилось это 15 октября 1946 года.
Так он расправился с собой в том числе и за преступления по отношению к евреям. Конец Альберта, который из 6 млн. евреев спас, по документам, 34, был, по иронии судьбы, тоже печальным. Общественным мнением он воспринимался едва ли не пособником Германа. Хотя, по подтвержденным данным, Альберт был решительным противником фюрера. Так и говорил: «Я плюю на Гитлера».
Его сравнивали с парусным судном, тогда как Геринга – с эсминцем. Оба они находились в одном море, но передвигались по нему параллельными курсами. Герман называл брата «политическим идиотом» и даже на Нюрнбергском процессе не признал правоту пророчества Альберта, сказавшего про Гитлера еще в середине 30-х: «Этот мужик плохо кончит». Более того, Герман отмечал в Нюрнберге, что из-за политических разногласий он не разговаривал с братом двенадцать лет. Вряд ли это соответствует истине: известно немало случаев, когда Герман вытаскивал «малыша» (Альберт был на два года младше) из гестапо, куда тот попадал по разным причинам. Примечательно, что именно Герман был одним из основателей политической полиции.
В любом случае, каждый из братьев – натура противоречивая, претендующая на первенство в семейном союзе. Что касается Альберта времен нацизма, то о нем сложилась слава искателя приключений, но никак не лица компании. К примеру, торгового представителя авиационного завода Юнкерса. Между тем, его биографы документально засвидетельствовали: он спас от репрессий и верной смерти не менее ста человек, живших в Германии, Австрии, Венгрии и Чехии.
– Я, в отличие от Германа, не в силах стоять навытяжку перед параноиком, – признавался он общим знакомым. – Герман – солдат, я – абсолютно гражданский человек. Он боец, а я инженер. Он любит пожрать, а я обожаю кулинарить. И вот результат.
Он показывал фотографии Германа с огромным, как у Гаргантюа, брюхом, с удовольствием демонстрируя собственную гибкую и стройную фигуру. При этом он, щеголеватый выпускник Технического университета в Мюнхене, много лет продолжал жить привилегированной жизнью в тени своего брата, партийного бонзы. Пока не уехал в Вену, где работал в студии звуковых фильмов “Тобис-Саша”, и не взял австрийское гражданство, тем самым демонстративно заявив, что он думает о нацизме в Германии.
«Поцелуй меня в задницу!»
Первым евреем, которому он помог, был владелец студии “Тобис-Саша” Оскар Пильцер. Альберт Геринг начал действовать немедленно. Он обратился с ходатайством к немецким властям, и через два часа Оскара Пильцера выпустили из гестапо.
Он подтвердил репутацию юдофила, когда принял участие в спасении Софии, жены-еврейки австрийского композитора Франца Легара, который наивно полагал, что его всемирная известность станет щитом перед нацизмом. Но помогла не слава, а громкая фамилия Геринг. Альберт специально съездил в Берлин, чтобы заручиться поддержкой всемогущего Германа.
Пришел аншлюс Австрии, и Альберт с ужасом увидел, что Вену наполнил кошмар в духе Босха. Так назвал он повседневность Вены, чьи еврейские старушки были задействованы на унизительных работах: их заставили чистить тротуары зубными щетками. Однажды Альберт не выдержал и, сняв куртку, принялся драить тротуар вместе с пожилыми людьми. К нему подошел эсэсовец и потребовал документы. Альберт повиновался. После этого эсэсовский начальник, поняв, кто перед ним, распорядился закончить работу.
Альберт ясно понимал: благодаря громкой фамилии многое сойдет ему с рук. Ему ничего не стоило на приветствие «Хайль Гитлер!» ответить «Поцелуй меня в задницу!» Его арестовывали, но тут же отпускали. Действовала магия фамилии.
В еврейской памяти
Он старался вовсю использовать магическое действие фамилии. Усилиями Альберта много семей австрийских, чешских, венгерских, итальянских евреев, а также диссидентов обрели поддельные документы и получили возможность покинуть пределы своих государств. Иногда ему помогал сам Герман. Все дело в амбициях Германа. Альберт знал: брата хлебом не корми, дай понять, что тот всесилен. Надо было просто использовать тщеславие. Поэтому Альберт звонил в Берлин и прямо заявлял: «Герман, у тебя есть власть. Сделай это». И это срабатывало.
Вершиной его действий в череде акций по спасению евреев было освобождение из концлагеря Терезиенштадт группы заключенных. По показаниям свидетелей, Альберт действовал весьма решительно, приказав руководству концлагеря выделить грузовик для перевозки заключенных, якобы необходимых для его фирмы Skoda для выполнения срочного военного заказа. Отъехав вглубь леса на несколько километров, он велел заключенным бежать. Когда состоялось разбирательство, ошеломленные эсэсовцы говорили руководству: «А как бы вы поступили, если бы вам в нос сунули бумагу с изображением фамильного герба Герингов?»
Следователи, допрашивавшие Альберта Геринга в нюрнбергской тюрьме, читали составленный им список 34 спасенных, полагая, что таким способом брат Геринга хочет уйти от ответственности. Спас случай: «список Геринга» попал в руки следователя Виктора Паркера, племянника Франца Легара, которому была известна история с Софией. Так подтвердилось утверждение о том, что Альберт помогал евреям деньгами. Его счет в швейцарском банке действительно служил для того, чтобы поддерживать евреев и других преследуемых, пытавшихся бежать из нацистской Германии. После этого пленившие Альберта Геринга американцы передали его в августе 1946 года в руки чешских властей.
Те обвинили его, как шефа Skoda, в военных преступлениях, посадили в тюрьму, но через год выпустили и закрыли дело: большинство его бывших подчиненных свидетельствовали в его пользу.
Самое лучшее, что вы можете сделать, – это изменить фамилию. Так ему советовали спасенные им иудеи. Но ни в Чехословакии, ни затем в Австрии и ФРГ, куда он переехал, Альберт Геринг из-за весьма непопулярной фамилии оставался долгие годы без средств к существованию.
Почему он спасал евреев? Одна из версий – Альберт на самом деле был евреем. Есть свидетельства, говорящие о том, что он, самый младший из десяти детей, жил в городке Вельденштайн, в замке, принадлежащем Герману фон Эпельштайну – немецкому еврею, принявшему католичество. Эпельштайн числился крестным отцом Альберта. Но ведь и Герману он приходился крестным отцом, мало того, Герман и был назван в честь еврея.
Парусник и эсминец и после смерти плывут по волнам еврейской памяти параллельным курсом.
Ангел, который служил Гитлеру
У Альберта главным козырем была фамилия, у Стеллы – арийская внешность: блондинка с голубыми глазами. Образ голубого ангела от Марлен Дитрих. Гестапо пригрозило Стелле немедленным арестом и депортацией в концлагерь. Так, завербовав ее, получило надежного осведомителя. Она выискивала убежища, где скрывались евреи, и, обещая им содействие, сообщала эсэсовцам тайные адреса.
Цинизм Стеллы не ведал границ. Она продолжала работать на гестапо даже тогда, когда ее первого мужа Манфреда Кюблера и родителей отправили в концлагеря. Так она доказала преданность гитлеровской идее «об окончательном решении еврейского вопроса». Вину Стеллы доказали советские спецслужбы, и она получила 10 лет заключения за сотрудничество с нацистами.
Стеллу подозревают в том, что отняла не менее 3 тыс. еврейских жизней, но доказано документально «только» 600 случаев. Она, потенциальная жертва нацизма, стала палачом своего народа.
Почему? Потому что она видела, что в гитлеровской Германии евреи гонимы и бесправны. Ей же хотелось быть на высоте положения. Когда школьные динамики переполнялись антисемитскими речами фюрера, она громче всех вопила «Хайль Гитлер!» и жарко убеждала всех, что евреи – несчастье для истинных христиан Германии. В подтверждение она целовала крестик на груди, хотя все ее подруги отлично знали, что еврейская мама Стеллы фрау Тони, профессиональная певица, поет в хоре местной синагоги – той самой, которая была сожжена 10 ноября 1938 года. Стеллу, как и всех учеников, отправили домой. Проходя мимо знакомой синагоги на Фазаненштрассе, она увидела, как все три купола здания исходят дымом. При этом пожарники стоят рядом и восхищенно наблюдают за зрелищем.
Биография палача
Предательство началось с лучшей подруги Стеллы – Лизелотте Стрежак, вместе с которой Стелла кружила головы всем школьным мальчишкам. Это было первое испытательное задание на преданность фюреру. Сдав эсэсовцам Лизелотте, Стелла внедрилась в «Подводные лодки», как обозначали берлинские евреи созданную ими систему подпольного оповещения, которая помогла спасти не одну еврейскую жизнь. Она успешно действовала к западу от площади Александерплатц, где, в основном, жило большинство из 173 тыс. евреев столицы.
Из Берлина было отправлено 57 поездов в лагеря смерти – в Освенцим, Лодзь,Терезиенштадт. К марту 1943 года еврейское население Берлина сократилось до 27 250 человек, к апрелю – до18 300, к июню – до 6800. Когда 19 июня 1943 г. Геббельс объявил столицу рейха «свободной от евреев», он был близок к истине. «Это и твоя заслуга», – сказал Стелле куратор из гестапо.
Герте, одной из подруг Стеллы, стало известно о ее сотрудничестве с гестапо. И та прямо спросила: «Как могут евреи предавать евреев?». На что Стелла со свойственной ей «арийской прямотой» ответила: «Эти жалкие существа обречены быть несчастными». Ни тени сострадания.
Едва советские спецслужбы развернули в Берлине охоту за военными преступниками, Стелла пришла в еврейскую общину на Ораниенбургерштрассе, назвалась госпожой Исааксон (фамилия второго мужа) и потребовала выдать ей справку о том, что является жертвой фашизма. На ее беду, в это время в общине оказались люди, лично знавшие Стеллу как осведомителя гестапо и бросившиеся на нее с кулаками. Ее насильно остригли.
Лишь через несколько лет после войны выжившие соседи, одноклассники, знакомые Стеллы узнали, что все беды обрушились на их еврейскую родню стараниями еврейского белокурого ангела. Ангела смерти.
Голоса чудом выживших
Нет, этот ангел не только приносил на своих очаровательных крыльях информацию. Ее приятель по школе Роберт Цайлер на суде заявил, что видел Стеллу на углу Курфюрстендамм и Лейбницштрассе в июне 1943 года:
– Стелла и ее приятель Рольф Исааксон помогали гестаповцам, устроившим облаву в кафе, где прятались евреи. Стелла и Рольф вталкивали евреев в грузовик. Я в это время проезжал на велосипеде. Стелла сделала мне знак рукой: кати дальше, не задерживайся!
Когда стало известно, что Стелла привела гестаповца к дверям Лизелотты, которую затем депортировали в Терезиенштадт, Стелла ответила на суде: «Что я, без совести? Лизелотта добровольно отправилась в лагерь. К тому же она никогда не была моей подругой».
Стелла во время допроса в штабе Берлинской полиции на Александерплац, 1946 год.
Фото: pressebilderdienst kindermann
Подобных откровений было на суде, состоявшемся в 1957 году в Берлине, немало. Павел Регенсбургер, которого Стелла остановила на Курфюрстендамм и попросила накормить, был через минуту арестован гестаповцами и доставлен в транзитный лагерь на GrosseHamburgerStrasse. Он был одним из немногих заключенных, которым чудом удалось выпрыгнуть из поезда, уходившего в Освенцим. «Это невероятная клевета. Я этого человека вообще не знаю», – сказала Стелла в ответ на заявление Павла.
Точно по такому же сценарию происходили аресты с участием Стеллы в Берлинской опере, ставшей пристанищем для евреев, которые не могли бежать (здесь была одновременно схвачена большая семья). Когда Мориц Зайдманн был замечен Стеллой в фойе, он отвесил ей пощечину и побежал. Стелла закричала: «Хватайте еврея!».
Она не признала своей причастности к гонениям на евреев. Не признала даже тогда, когда прокурор продемонстрировал ее именное удостоверение с фотографией, заверенное печатью гестапо.
Обвинение потребовало наказание в виде 15 лет. Суд приговорил к десяти годам. Но, учитывая, что до того Стелла уже отсидела «десятку» по приговору советского военного трибунала, приговор был отменен.
Евреи называли ее «Ищейкой», гестаповцы – «Ядовитой блондинкой», она сама себя именовала жертвой времени.
После того, как в феврале 1993 года в Геттингене вышла в свет книга ее одноклассника Питера Уайдена «Стелла», голубой еврейский ангел, как и Герман Геринг, покончил с собой. Стела выбросилась из окна. Она умирала «истинной христианкой и выдающейся антисемиткой», отметила немецкая пресса. Вдовой своего пятого мужа, господина Шаффнера, нациста.
Ангел кончил тем, с чего начал карьеру, – поклонением Гитлеру. Ее дочь Ивонна, жившая в Израиле, на похороны мамы не приехала. На вопрос журналистов, почему не приехала, Ивонна ответила: «Еврейке не пристало отдавать честь нацистке».
http://www.newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=8012