Владимир Пастуховдоктор политических наук, Оксфорд
В отношении Путина как у российской, так и у мировой общественности, уже много лет присутствуют завышенные ожидания. Его последняя пресс-конференция не является исключением.
Подсознательно от него все время ждутчего-то сверхъестественного. Он и сам это понимает, поэтому старается разнообразить свои появления на публике, как может.
Об этом блоге
Владимир Пастухов – доктор политических наук, научный сотрудник Сент-Энтони колледжа Оксфордского университета
Исследователь российской политики, публицист и адвокат, автор книг "Три времени России", "Реставрация вместо реформации", "Украинская революция и русская контрреволюция".
Этот блог – о российской политике и российском праве.
Вот в последние годы завел новый обычай – миловать к Рождеству на встрече с журналистами одного олигарха, которого для этого загодя отлавливают и ощипывают…
Тяжела ли "Шапка Мономаха"?
Публика привыкла к тому, что Путин – мастер "сильных ходов" и сногсшибательных политических трюков. Но это не совсем так – люди путают образ Путина, созданный усилиями огромного аппарата пропаганды, сотнями привлеченных имиджмейкеров и политтехнологов и растиражированный управляемыми правящим кланом СМИ, и реального, живого человека, который в повседневной жизни отнюдь не всегда похож на свой парадный портрет. Это все равно, что судить о личной жизни и поведении Шона Коннери или Дэниела Крэйга по сценическому образу Джеймса Бонда.
Несмотря на блистательный конферанс на очередной ежегодной встрече с журналистами, закрадывается подозрение, что вплоть до самого последнего времени не столько Путин был "молод и силен" (слоган, растиражированный официальной пропагандой), сколько жизнь у него была легка и безоблачна. За прошедшие сто лет (а может, и больше) трудно припомнить, когда для России складывалась более благоприятная внешняя и внутренняя конъюнктура. Вот уж воистину: дал Бог вздохнуть напоследок.
Резкий рост доходов от дорогой нефти, отсутствие реальных внешних угроз, политическая усталость населения, его разочарование в революции, свободе и демократии дали Путину редкий для русского правителя шанс насладиться властью вместо того, чтобы нести ее бремя. Только представьте себе, что в XIX веке пенька и лес стали бы вдруг продаваться по цене золота, – вся русская история могла бы пойти другим путем…
Вот в последние годы завел новый обычай – миловать к Рождеству на встрече с журналистами одного олигарха…
Я не эксперт в области экономики, поэтому оставлю специалистам возможность "делить Крым на баррель". Но для меня очевидно одно: вместе с "легкой" (в смысле – дорогой) нефтью закончилась эпоха легкой политики.
Теперь править Россией будет так же тяжело, как добывать углеводороды в Арктике. В связи с этим не может не возникнуть вопрос о том, а не слишком ли тяжела окажется для Путина "шапка Мономаха"? Одно дело – носить дорогие меха, другое дело – свинцовые вериги затяжного кризиса?
Карьера сурового "мажора"
Глядя на словно высеченное из камня, совершенно медальонное лицо Путина, трудно себе представить, что по своему социальному происхождению он вовсе не суровый Командор, а классический "питерский мажор", которому все с детства и вплоть до президентства буквально падало в рот. Несмотря на свои внешне "уличные" замашки (что он особенно тщательно демонстрирует во время общения с народом), Путин – это мальчик из вполне "приличной" советской семьи с хорошими связями. Желающим глубже проникнуть во внутренний мир человека, пугающего сегодня планету взглядом исподлобья с обложки журнала "TIME", я рекомендую полистать ставшую теперь раритетной книжку "От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным".
До самого распада СССР будущий президент России не имел возможности проверить свою способность "держать удар" – судьба счастливо уберегла его от малейших толчков, выстроив за него почти нереальную, фантастическую по советским меркам карьеру
По словам самого Путина, его дед был поваром в семье Ульяновых, а после работал на одной из дач Сталина. Он пережил Сталина и закончил свою карьеру в доме отдыха Московского горкома партии в Ильинском. Как сказал бы Никита Михалков, это многое объясняет. В том числе, поступление Путина на юридический факультет Ленинградского университета после школы. Любой, кто хоть немного знаком с советскими реалиями, знает, что без огромного блата или каких-то совершенно исключительных обстоятельств это попросту невозможно. Об исключительных обстоятельствах нам, однако, ничего не известно…
Не менее фантастическим выглядит "случайное" продолжение карьеры в КГБ СССР. Как бы сегодня либеральная и демократическая общественность ни относилась к службе в "органах", для подавляющей части населения СССР это была путевка в жизнь. И за эту путевку на выпускном курсе юрфака шла почти дарвиновская борьба за выживание. Все остальное – суд или прокуратура, например, – котировалось гораздо ниже. В мое время на работу в органы брали либо ребят, отслуживших в армии, как правило, в горячих точках, либо тех, кто имел "железобетонное" рабоче-крестьянское происхождение, усугубленное сотрудничеством с "первым отделом". Либо отъявленных блатников.
Еще более неестественным выглядит попадание молодого выпускника специальных курсов КГБ СССР на работу за границу, причем не куда-нибудь, а в ГДР, и на должность, которая была завидной синекурой – риска ноль, ответственности никакой, условия жизни почти капиталистические. Таким образом, до самого распада СССР будущий президент России не имел возможности проверить свою способность "держать удар" – судьба счастливо уберегла его от малейших толчков, выстроив за него почти нереальную, фантастическую по советским меркам карьеру.
Сентиментальный боксер на политическом ринге
Как и Ельцин, Путин все время окружен кланами
Конечно, рано или поздно инерция, вынесшая Путина на вполне приличную по советским меркам жизненную орбиту, должна была исчерпать себя, тем более, что и вся советская система вскоре приказала долго жить. Но удача не оставила Путина у разбитого корыта – за годы службы он выработал очень полезную привычку расти в тени больших людей и больших друзей. У него был настоящий талант, позволявший вовремя прислониться к нужному стволу: по-видимому, сначала это был Собчак, потом Кудрин, потом Бородин, потом Березовский, потом Семья.
Путин, по сути своей, совершенно "бесконфликтный" человек. За всю свою жизнь он не выиграл ни одного открытого политического противостояния – в тот момент, когда уже казалось, что схватки не миновать, Евгений Примаков куртуазно распахнул перед ним двери во власть, виртуозно уклонившись от поединка и предав надежды всех тех, кто на него рассчитывал. Как и Ельцин, Путин все время окружен кланами. Но, если Ельцин играл кланами, сохраняя до последнего момента самостоятельность, то Путин просто скользил между кланами, стараясь не быть раздавленным. Путин всегда держал чемоданчик за спиной у тех, чьи руки были заняты дракой. Так и переходил он из одного кабинета в другой до тех пор, пока чемоданчик не оказался ядерным.
Казалось бы, куда может прислониться человек, добравшийся, в конце концов, до самой вершины власти – там же больше никого нет? Но Путин и здесь преуспел – он прислонился к нефти. Путин – это функция "дорогой нефти". Россия так и не знает толком, каким он был президентом, хотя он фактически находится у власти почти пятнадцать лет. Он все время оставался в тени нефтяных цен. Страной управлял не Путин, а потоки нефтедолларов. Его миссия сводилась к грамотному их распределению. Это тоже очень важно, но не совсем то, что требуется от лидера нации на цивилизационном изломе.
Находясь в политике без малого пятнадцать лет, Путин практически ни разу не столкнулся с по-настоящему серьезным вызовом, когда он мог бы проявить себя в полной мере как лидер нации (хотя зрителям "Первого канала" так не кажется). Войну в Чечне не выиграли, а погасили нефтедолларами, согласившись платить контрибуцию сепаратистскому по своей сути режиму, живущему вне конституционного поля (последний пример с депортацией родственников террористов лишь одна из иллюстраций этому). Социальные обязательства перед населением долгие годы покрывали не за счет повышения эффективности экономики, а за счет раздачи все тех же сверхдоходов от продажи энергоносителей. Армию модернизировали не умом, а бюджетом, и даже кризис 2008 года прошел незаметно благодаря золотовалютным запасам, накопленным Кудриным, которых, к счастью, тогда хватило.
Все эти годы Путин не управлял страной, а "разруливал потоки" – а это не одно и то же. Он похож на сентиментального боксера из известной песни Владимира Высоцкого, победившего на ринге без единого удара. Он тоже мог бы сказать о себе: "Мне руку поднял рефери, которой я не бил".
Пропавшая сумка Фортуната
Одно дело – предлагать народу Крым в качестве зрелища к хлебу. И совсем другое дело – предлагать народу это же зрелище вместо хлеба
Удивительно, но мир почти ничего не знает о том, какой Путин на самом деле руководитель. То, что все видят, есть отчасти продукт пиар-технологий, отчасти огромный политический пузырь.
Легко быть сильным, когда история предоставила тебе безлимитный кредит. Как написал великий Карлейль, ни одной революции в мире никогда бы не произошло, если бы в королевском саду нашлась сумка Фортуната (немецкий аналог русской скатерти-самобранки). Так или иначе, но настоящая политическая карьера Владимира Путина только начинается. Все мы знаем, что такое "Путин фартовый". Теперь нам предстоит узнать, что такое "Путин нефартовый".
Сейчас, когда нефтяной фонтан в Кремле ослаб, для Путина, может быть, впервые в жизни, начинается серьезная проверка на прочность. Нет никаких оснований полагать, что он ее не пройдет. В конце концов, нет ничего плохого в хорошем происхождении, Черчилль тоже родился отнюдь не в лондонских трущобах.
Но точно так же нет никаких оснований быть уверенным в том, что Путин действительно умеет держать удар судьбы. Потому что одно дело – предлагать народу Крым в качестве зрелища к хлебу. И совсем другое дело – предлагать народу это же зрелище вместо хлеба.
Не исключено, что отражение Путина в телевизоре и отражение Путина в ценниках на продукты в магазине не совпадут, и я не удивлюсь, если у населения довольно быстро начнется когнитивный диссонанс.
Другие статьи Владимира Пастухова в этом блоге:
Синдром отключенного сознания
Попкорновая революция
Берлинская стена пала – устоит ли Кремлевская?
Третье пришествие большевизма
Cто лет невежества
Война и мир почтальона Тряпицына
Тактическая победа Путина и стратегическое поражение России