Сегодня в Австралии живут 120 тыс. евреев, около 50 тыс. – в Мельбурне, 45 тыс. – в Сиднее, по 7-10 тыс. в Перте и Брисбене. Есть меньшие общины в других городах. Оценивая эти цифры, д-р Манфред Герстенфельд, член наблюдательного совета Jerusalem Center of Public Affairs, отмечает: по сравнению с первыми еврейскими поселенцами – продвижение значительное.
– Однако не забудем, что совсем не своей воле первая еврейская нога ступила на берег Австралии, – говорит г-н Герстенфельд. – А случилось это в 1788 году. Евреи, сами того не ведая, стали частью геостратегии Великобритании, которая должна была как-то ответить на провозглашение Соединенными Штатами своей независимости. Британцы решили осваивать новые территории, посылая на освоение первый эшелон бессловесных «добровольцев» – приговоренных к тюремным срокам. Заодно проблема внутренней безопасности на Альбионе получала решение: Лондон устал от карманников, взломщиков и проституток.
Среди прибывших в Австралию первых 750 поселенцев-уголовников было не так много евреев, от восьми до шестнадцати.
Но какие это были люди! С какой биографией!
Абрахам Рейберн (впоследствии известный в Австралии зерноторговец), начинал с кражи кошелька, Айки Соломон — со скупки краденого, Джозеф Сэмюэл — с убийства полисмена…
Эстер Абрахамс (на снимке) была замечена в краже кружев, и ее поймали. Не пощадили, хотя Эстер была беременна. Родила на корабле. Вылезая из чрева парусного судна 26 января 1788 года, была ослеплена солнцем (стояла середина лета в южном полушарии): «Неужели это моя родина?».
Одежда Эстер кишела вшами, и если бы кто-нибудь сказал ей, что ее ждет счастливая судьба, она бы точно плюнула пророку в глаза. Как сделала это, когда присяжные лондонского уголовного суда Олд-Бейли вынесли вердикт «Виновна» и был оглашен приговор: семь лет ссылки.
Отчаянные глаза еврейки Эстер не остались без внимания находившегося на борту 23-летнего лейтенанта Джорджа Джонстона, первого британского офицера, который был направлен в Сидней. Лихой шотландец влюбился в Эстер, которая родила ему семерых детей, а потом стал вице-губернатором колонии. Так вчерашняя воровка стала первой леди континента.
Не повезло Тедди Дэвису — первому австралийскому Робин Гуду. Тедди было 16 лет, когда за кражу он был сослан в Австралию. Он не просто сбежал вместе с другими заключенными из тюрьмы, но и организовал банду, которая грабила богатых и помогала бедным. Пока его не поймали. Тедди публично повесили в 1841-м.
– Не судьба, — говорили, расходясь с площади, пожилые сиднейцы. На их памяти одна публичная казнь закончилась, к ликованию толпы, безрезультатно. Дело было в 1803-м. Джозефа Сэмюэла вешали трижды, но веревка всякий раз обрывалась. Губернатор счел это знамением свыше и заменил казнь пожизненным заключением. «Еврейское счастье», — коротко откомментировал случившееся набожный прихожанин Берл Резник.
Эта талантливая одна сотая
– Не-ет, сегодня уже не тот Сидней, шо был тогда, — говорит далекий потомок Берла Бетя Рабинович. — Хулиганье – да, есть. Но шобы бандюги такого полета — таких не будет-таки…
В голосе законопослушной домохозяйки Бети по прозвищу «Первая дама-фиш» (за умение готовить фаршированного карпа) звенит странная грусть по криминальным временам, о которых она знает понаслышке.
К 1851 году депортация в криминальном формате официально завершилась. На 145 тыс. жителей приходилось 2 тыс. евреев. Именно эта одна сотая – абсолютно криминальная, но предприимчивая частичка общества оказалась богатой на новаторский дух.
Бывшие уголовники умели, как оказалось, не только красть. Вспоминали навыки родителей – сапожников, портных, ростовщиков.
…Что именно натворил в Лондоне Сэмюэль Лайенс, соседи не знали. Знали: получил пожизненную ссылку, а это что-то да значило. Но смиряться с приговором не стал. Уже прибыв в Австралию, он в 1815 году в 23-летнем возрасте попытался удрать с острова, однако был пойман и получил дополнительное наказание: 200 ударов кнутом и 4 года работы в угольных шахтах.
Ему повезло. Он выжил. Получив свободу, вспомнил о семейной профессии и тоже решил выучиться на портного. Вскоре он открыл драпировочную мастерскую и стал одним из самых влиятельных людей Сиднея: ходил в синагогу и основал еврейскую библиотеку.
Жизнь духовная и светская
Бывший заключенный Джозеф Маркус время от времени собирал по 25-30 единомышленников для отправления религиозных обрядов. То, что недавний вор проповедует «Не укради!», евреев не смущало. Другого раввина не было.
В 1837 году была создана первая синагога в Австралии. Она называлась Beth Israel. По соседству с ней на Джордж-стрит, словно находясь под духовной защитой, мало-помалу создавался деловой и коммерческий центр Сиднея.
Первым евреем, добровольно, без кандальных оков, эмигрировавшим в Австралию, был Барнетт Леви. Он прибыл в Сидней в 1821 году, где взялся за строительство отеля и мукомольного производства. Но в памяти соотечественников остался создателем первого австралийского театра. Причем, кроме постановок пьес Шекспира запомнился еще и музыкальными вечерами, где выступал в качестве ведущего.
Таких первых среди евреев было немало. Первый австралийского происхождения генерал, уважаемый юрист сэр Исаак Айзекс. Самый известный австралийский генерал сэр Джон Монаш, командир австралийских войск в Первой мировой войне, посвященный в рыцари королем Георгом V на поле боя. Создатель бизнес-империи в центре Мельбурна Сидни Майер, еврей российского происхождения. Строитель театра в Аделаиде и местной синагоги Эмануэль Соломон, некогда самый известный в Британии вор-малолетка.
Было море – нету моря
Куда до их оглушительной славы домохозяйке Бете?! Ей как следует за семьдесят. Половину из них живет в районе Бондай. Это австралийский вариант Брайтон-Бич. Здесь оказались на поселении наши люди. В основном, евреи из Одессы, меньше – из Киева, Москвы и других городов. Их сразу слышно: «Слущай, не придирайся, как говорила моя бабущка в Одессе».
Чтобы не забыть, откуда родом, экс-одесситы много лет собирались в ресторане «Черное море». В балагане, царящем здесь, начиная с полудня, смешивались звуки народных еврейских песен и споры в совковом стиле «за жизнь».
– Шо вы хотите — то ж был настоящий Привоз, — добродушно смеется Бетя. Но «Черное море» закрыли. Она закрывает глаза. В ее памяти запечатлена Одесса 80-х.
В среде иммиграции каждый помнит свои родные места именно такими, какими оставил их.
Кто и как приезжал
– Криминальная эпоха была первой волной эмиграции евреев, — рассказывает Анна Гонтарь, в прошлом московский физик-электронщик. — Следующая волна — с начала 1850-х годов в течение примерно тридцати лет — была эпохой «золотой лихорадки». Открытие золота привело к тому, что в Австралию вслед за евреями-заключенными ринулись евреи-авантюристы. Третья волна – с 1891 года, когда бежали от погромов евреи из России. После Первой мировой войны прибавились польские евреи. Четвертая волна связана с приходом к власти Гитлера, пятая — с окончанием Второй мировой войны.
Ну а в 1960 году накатила шестая волна эмиграции. Ее главными источниками стали Южная Африка, затем Советский Союз. Костяк шестой волны — люди, приехавшие по израильской визе, т.е. семьи, «высидевшие» в Италии в 70-х — начале 80-х и получившие разрешение на въезд в Австралию. Процентов на 90 это семейные кланы из Украины. По американскому образцу они старались селиться кучно в восточных районах, близ моря. Так и образовали в Сиднее в районе Бондай подобие Брайтон-Бича.
Последнее эмиграционное вливание случилось после августовского путча 1991 года, который из-за рубежа виделся не началом демократии, а «концом света». Лидеры еврейской общины Австралии смогли убедить правительство открыть специальную квоту «беженцев» для родственников евреев, бывших жителей Союза, а к тому времени — коренных австралийцев.
Снова из Англии в Австралию?
В мультикультурном австралийском обществе нет открытого антисемитизма. Евреи традиционно играют важную роль в политике Австралии. Страна – одна из немногих на Западе, которая отчетливо занимает произраильскую позицию – и это несмотря на отличные экономические отношения Канберры с арабским миром.
Сказываются 226 лет еврейской эмиграции в Австралию. Сегодня сотни евреев Лондона мечтают добровольно повторить путь своих криминальных предшественников. Они готовы покинуть туманный Альбион, где в связи с мусульманским нашествием нарастают антисемитские настроения, отмечает г-н Герстенфельд.
– Интерес к Австралии среди британских евреев действительно огромен, – подтверждает куратор австралийского миграционного агентства Иван Хаит. Он проводит в Лондоне семинары по еврейской эмиграции. Отчего она актуальна? Рухнул рынок недвижимости. Но причины не только финансовые. Австралия продолжает манить. – Те евреи, которые начали новую жизнь там, ни на минуту не жалеют об этом.
Один из них, Джонатан Керен-Блэк, который 20 лет назад, когда был еще студентом, вместе с женой провел отпуск в Австралии. Страна просто не отпустила его. Сегодня Джонатан, отец трех детей, бывший раввин в городке близ Лондона, проводит шабат в Австралии.
– И не хотите вернуться назад?
– Хочу. Когда столбик термометра доходит до 40 градусов. Жара испепеляющая просто. Но заходишь в помещение с кондиционером, и все становится на свои места. Как в том анекдоте: «Ша, уже никто никуда не едет».