Понятие «психосоматический» ввел в медицинскую терминологию немецкий врач Иоганн-Христиан Хейнрот в 1818 году, когда писал о причинах бессонницы. Но об исключительной важности понимания единства души и тела (по-гречески психо – душа, сома – тело) люди знали очень и очень давно. Более того, это древнее знание о единстве психического и физического в человеке было базовым во всех известных культурах и веками успешно использовалось для лечения практически любых заболеваний.
Мы говорим не о шаманстве и эзотерических практиках, а о комплексном подходе к человеку, где учитываются все факторы его существования – дыхание, питание, образ жизни, социальное поведение. Всё, что в той или иной степени влияет на его здоровье. Методы профилактики и лечения заболеваний, практикующие коррекцию психологических свойств личности, использовались еще в древней Индии и в древнем Китае. Так, индийские врачи древности полагали, что гнев, тоска, печаль и страх – это первые ступени на лестнице любой болезни.
Античный философ Сократ утверждал, что все болезни тела связаны с душевной болью, а Платон, ученик Сократа, писал о том, что нельзя лечить тело, не уделяя внимания недугам душевным, так как тело и душа неразделимы. Знаменитый древнегреческий врач Гиппократ, которого считают отцом современной медицины, также высказывался о единстве телесного и духовного в человеке и призывал при лечении устранять причину болезни, а не устранять симптомы заболевания. Учение Гиппократа о природе человека было направлено на разработку профилактических, диагностических и терапевтических методов, которые позволяли обнаружить склонности пациентов к определенным патологиям и предупреждать развитие таких патологий.
Гиппократ был убежден в необходимости изучения природы человека и различных сторон его жизни, включая питание, поведение и психические функции, чтобы эффективно бороться с недугами. Именно Гиппократ ввел в науку понятие «темперамент» (в переводе с латинского это слово означает «надлежащее соотношение частей»). Под темпераментом великий ученый античности понимал как физиологические, так и индивидуальные психологические особенности человека. Гиппократ выделил четыре темперамента – сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. В зависимости от темперамента предполагались, в частности, и склонности к тем или иным болезням. Школой Гиппократа называют непосредственных продолжателей идей основателя научной медицины, это первая естественнонаучная школа, обозначившая проблему индивидуальных различий в подходе к врачеванию.
В современной науке большую роль в возрождении интереса к психосоматическому подходу сыграла психоаналитическая концепция Зигмунда Фрейда. По Фрейду, те переживания, которые не может принять сознание, вытесняются в область бессознательного, но продолжают воздействовать на человека, увеличивая психоэмоциональное напряжение. Это напряжение не имеет выхода, разрядки и, как следствие, приводит к соматическим (телесным) нарушениям. Фрейд и его последователи всесторонне изучали связь вытесненных переживаний и развития различных заболеваний, многие их выводы были неоднократно подтверждены медицинской практикой и являются неоспоримыми научными фактами.
Современная психологическая наука выделяет ряд причин психосоматических реакций. Пользуясь классификацией американского психотерапевта Лесли Лекрона, можно назвать наиболее типичными следующие причины психосоматических заболеваний:
Конфликт между разными частями одной личности. Такими «частями» могут выступать, например, противоположные желания или личностные устремления. В данном случае при условной победе одной из частей, вторая начинает исподволь проявлять себя, создавать скрытое, но существенное напряжение, что и вызывает психосоматические симптомы.
Язык тела. Примером выражений такого языка могут быть фразеологизмы типа «это моя головная боль», «из-за него у меня сердце не на месте», «я его не перевариваю», «это мне связывает руки». Когда ситуация либо переживание в сознании связываются с определенным болевым, либо дискомфортным ощущением, это ощущение может реализоваться действительным заболеванием каких-либо органов или систем организма – головная боль, затруднение дыхания, нарушение работы желудочно-кишечного тракта и так далее.
Условная выгода или «негативная» мотивация. Это происходит тогда, когда проблемы со здоровьем приносят определенную выгоду заболевшему. Симптомы таких психосоматических нарушений не являются симуляцией, обманом, они образуются на бессознательном уровне, человек не понимает, что с помощью болезни он пытается решить какую-либо проблему или достичь желанной цели.
Опыт прошлого. С человеком что-то произошло в далеком прошлом, например, в детстве, ситуация внешне уже разрешилась, но внутренне продолжает влиять на человека, тяготить его. На этом фоне может развиться психосоматическое заболевание.
Внушение. Возникновение симптомов посредством внушения иногда происходит под влиянием особо авторитетных для человека людей, либо в момент специфического неустойчивого состояния психики, когда человек склонен поддаться внушению.
Самонаказание. Психосоматические симптомы могут появиться, когда человек не в состоянии простить себя. Независимо от того, реальной или воображаемой является вина, человек может серьезно заболеть, как бы наказывая себя. Так, в стремлении избегнуть мучений совести, он может обречь себя на мучения телесные.
Также значимой для понимания природы психосоматических нарушений является концепция алекситимии (термин в переводе с греческого означает буквально «отсутствие слов для обозначения эмоций»). Согласно этой концепции, следующие свойства личности, могут выступать как фактор риска для психосоматических заболеваний:
трудности в определении собственных чувств;
неспособность выражать переживаемые чувства;
трудности в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями («то ли мне грустно, то ли есть хочется»);
бедность фантазии и других проявлений воображения;
фокусировка на внешних событиях, в большей степени, чем на внутренних переживаниях.
Не смотря на споры вокруг психосоматической медицины, современная наука признает исключительную важность психосоматического подхода в диагностике и профилактике многих заболеваний. Так после довольно длительного периода забвения возвращаются в европейскую медицину принципы, заложенные в ее основание еще Гиппократом – в структуре человеческого организма психическое и физическое (душа и тело) едины.