18.11.2024

Домогательства женщин к женщинам: в Израиле изучили запретную тему


"Женщина, подвергшаяся сексуальному насилию со стороны представительницы своего пола, обладает совсем другим опытом по сравнению с женщиной – жертвой мужского насилия", – объясняет 27-летняя сотрудница Бар-Иланского университета Ли-Он Сонг. Недавно она выступила с докладом на ежегодной конференции "Другой секс", посвященной квир-исследованиям.

Сонг – автор уникального исследования по теме, которая традиционно замалчивается в нашем обществе. "Нас с детства учат быть осторожными в отношении мужчин, рассматривающих женщин как сексуальный объект, нас учат понимать, что от некоторых мужин исходит реальная опасность, поскольку они сильнее физически и могут использовать эту силу против нас. С такими чувствами живут многие женщины", – говорит исследовательница.

"В то же время женское общество нам видится как безопасное, – продолжает она. – Ведь женщинам свойственны сострадание, любовь, стремление оказывать поддержку. Поэтому, когда женщина сексуально нападает на вас, ваш привычный мир разрушается, вы словно лишаетесь единственного безопасного пространства, на которое рассчитывали".
– Что именно считается, с вашей точки зрения, сексуальным насилием в данном контексте? – В моем исследовании сексуальное насилие определяется как любой телесный контакт сексуального характера без согласия второй стороны – от прикосновений к половым органам до попытки изнасилования или изнасилования. Беседуя с участницами моего исследования, я прежде всего пыталась понять, что предшествовало нападению, при каких обстоятельствах это произошло.
– Насколько распространено это явление? – Об этом явлении говорят недостаточно, потерпевшие редко обращаются в полицию, его почти не изучают, но оно определенно существует. В Израиле до сих пор не было ни одного подобного исследования – именно поэтому я решила этим заняться. В 2022 году в США был проведен соцопрос о сексуальном насилии. Выяснилось, что 1% участниц опроса подверглись насилию со стороны женщин. Еще одно американское исследование 2016 года обнаружило, что 12% лесбийских и бисексуальных женщин подверглись сексуальному насилию со стороны женщин.

Сонг, получившая первую академическую степень по криминологии, социологии и антропологии в Еврейском университете в Иерусалиме, завершает обучение на вторую степень по криминологии в Бар-Иланском университете. Она – член ЛГБТ-форума преподавателей и студентов, в последние полгода работает в организации "Ядид-нефеш" координатором по распределению социальной помощи нуждающимся представителям ЛГБТ-сообщества. На конференции по квир-исследованиям "Другой секс" в Тель-Авивском университете, которую вот уже многие годы проводит профессор Эяль Гросс, Лион представила доклад, носящий название "Переживания подвергшихся сексуальному насилию в женской среде".
– Бар-Иланский университет считается более консервативным академическим учреждением, чем другие вузы. Как там относятся к вашему активному участию в ЛГБТ-форуме преподавателей и студентов? -Наш форум активно проявляет себя в Бар-Илане. Лишь отмечу, что на всех наших мероприятиях присутствует охранник – в отличие от других студенческих организаций.

– Что побудило вас взяться именно за эту тему? – Я, как социолог и криминолог, всегда интересовалась темой сексуального насилия, планирую в будущем заниматься этим вопросом профессионально. Когда я искала тему для исследования, достоянием гласности стали истории сексуального насилия со стороны известных гей-активистов. Меня это навело на мысль о сексуальной уязвимости людей внутри ЛГБТ-сообщества. Я спросила себя: если это происходит между мужчинами, неужели это явление отсутствует среди женщин? Тогда я стала искать литературу по данной теме и обнаружила, что об этом почти ничего не пишут. Сам факт, что этот вопрос замалчивается и не исследуется, показался мне серьезным упущением. Я почувствовала, что в этом заключается моя миссия.
– В большинстве случаев сексуальной агрессии женщины против женщины – речь идет о лесбийской среде? – Не обязательно. В моих интервью участвовали две бисексуальные женщины, состоящие в браке с мужчинами, а также одна асексуалка и трансгендерная женщина. Я не могу сказать, что это явление ограничено какими-то демографическими рамками, рамками какого-то сообщества. Просто эту тему легче обсуждать в квир-среде, там люди чувствуют себя более открытыми. Я пытаюсь расширить число участниц своего исследования и призываю женщин связаться со мной и рассказать свою историю.
– Есть какие-то характерные особенности личности, поведения женщин, пострадавших от насилия, и тех, кто их этому подверг? – Во многих случаях та, кто нападает на женщин, сама заложница определенных обстоятельств, причиняющая боль другим. Порой речь идет о типичном абьюзивном поведении, отношениях подчинения и контроля, психологическом манипулировании. Как это нередко бывает, склонные к насилию люди сами страдали от насилия в семье.

– В чем разница между случаями насилия со стороны мужчин и женщин? – В ситуации с мужчинами-насильниками речь чаще всего идет о стремлении сохранить статус и силу, однако при этом всегда присутствует фактор сексуального удовлетворения. Иными словами, существует связь между сексуальным удовлетворением и контролем. У женщин подобная связь существует далеко не всегда, и фактор контроля имеет большее значение, чем сексуальное удовлетворение.
– Психологическая реабилитация тоже разная? – Однозначно. У подвергшихся насилию со стороны женщин возникает ощущение, что им не к кому обратиться за помощью, потому что им не поверят или с пренебрежением отнесутся к их беде, посчитав, что "женщина не может такого сделать, разве она способна причинить вред в сексуальном плане?" Прикосновения? Подумаешь, это такая женская игра или выражение симпатии. Я читала исследование о насилии в женской тюрьме. Выясняется, что сотрудники тюрем вообще игнорируют подобные жалобы.
– Среди исследованных вами случаев были такие, которые вас особенно удивили? – Расскажу об одном, который можно в какой-то мере назвать "классическим". Одна из моих собеседниц шла по улице, и ее знакомая, двигавшаяся навстречу, решила, что нет ничего смешнее, чем с размаху уткнуться лицом в чужую грудь и вдохнуть в себя ее запах. Не спрашивая разрешения, без какого-либо предупреждения. Между женщинами не было никаких романтических отношений.
Собеседница сказала, что ей приходилось, как и многим женщинам, сталкиваться с домогательствами со стороны мужчин. К этому она была готова, умела постоять за себя, могла заранее отвергнуть подобные попытки, а если нужно – применить силу. Но к тому, что сделала ее знакомая, она была совершенно не готова. Она была в шоке и просто поспешила уйти.
– Вы сами предпочитаете женщин? – Я бисексуальна. В октябре я выхожу замуж за мужчину, который тоже бисексуал. Когда мы начали встречаться, все спрашивали меня, не мешает ли мне, что он бисексуален. Людям казалось странным, что я, считавшая себя раньше гетеросексуалкой, встречаюсь с парнем, который интересуется и женщинами, и мужчинами. Меня это не удивляет. Бифобия, подозрительное и неприязненное отношение к бисексуальным людям, распространена как в гетеросексуальной среде, так и в квир-сообществе. Многие не хотят заводить отношения с бисексуалами, считая, что они склонны к изменам или не уверены в себе.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

69 элементов 1,417 сек.