Этот цвет был избран Тадмором неслучайно. До начала работы с дынями он пытался вывети новый вид кукурузы – такой, чтобы содержащийся в ней фосфат был доступен для млекопитающих. Проблема заключается в том, что в организме млекопитающих отсутствует энзим, способный высвобождать фосфат.
Дочь Тадмора попросила, чтобы новый сорт кукурузы был красным. Ученый выполнил эту задачу, но в конце процесса его ждал неприятный сюрприз. При варке кукуруза меняла красный цвет на коричневый, и после этого выглядела крайне непривлекательно.
Тем не менее, эти усилия оказались не напрасными. Основываясь на приобретенном опыте, Тадмор приступил к выведению дыни красного цвета. В конце работы его ждал сюрприз.
«В результате генетической мутации вместо 2-4 плодов с каждого растения мы получили 30, — рассказывает он. – Мы совершенное не ожидали этого. Плоды были маленькие, и внутри не было семечек. Но они были необычайно вкусными и ароматными. По этим параметрам выращенные нами плоды напоминали Charentais – самый популярный сорт дынь во Франции».
То, что в новых дынях не оказалось семян, отчасти обрадовало ученых – многие любят фрукты без косточек. С другой стороны, отсутствие семян затрудняет дальнейшее размножение вида. Это является одной из наиболее важных технологических проблем, над которыми работает сегодня стартап SuperFruiter.
Читайте также:
Водородная мечта Израиля: мы можем стать региональным хабом чистого топлива
В Израиле научились выращивать пациентам новые кости. Лечение уже получают раненые солдаты
Тадмор моментально осознал коммерческий потенциал своего эксперимента. Обычная дыня приносит 2-4 плода весом около 700 г каждый. Новый сорт приносит 20-30 плодов по 300 г каждый. Таким образом общий вес урожая удваивается. Тадмор не сомневался в том, что на этот раз его дочь не будет разочарована.
«Я чувствовал себя, как Архимед, нашедший способ спасти человечество от голода, — рассказывает Тадмор. – У меня было чувство, что я совершил открытие, о котором мои дети будут говорить: это сделал мой папа».
Маленький плод, высокие цели
Эйфория, которую испытал Тадмор, неудивительна. Увеличение урожайности — главная проблема исследовательских работ в области сельского хозяйства. Оно необходимо для того, чтобы прокормить постоянно растущее население Земли. При этом водные и продовольственные ресурсы в последнее время сокращаются из-за климатического кризиса. Новый вид дыни Тадмор решил назвать SuperFruiter.
Для того, чтобы понять, какой ген отвечает за полученный результат, Тадмор и члены его исследовательской команды собрали пыльцу с цветов нового сорта дыни и оплодотворили с ее помощью другие растения.
25% из них принесли увеличенное количество плодов. В 75% случаев количество плодов соответствовало норме, хоть и было несколько ниже обычного. В результате проделанной работы Тадмор выявил ген, отвечающий за увеличение урожая в среднем на 67%.
Борьба за патент
С помощью обнаруженного гена Тадмор продолжил работу над семью различными сортами дыни. Со временем он понял, что Институт Вулкани не сможет обеспечить ему желаемый результат. Нужна была помощь частных инвесторов.
«Государственная система не может должны образом оплатить этот труд, — говорит Тадмор. – То есть, избранным специалистам, таким, как я, она предоставляет хорошие условия. Но остальные члены исследовательских групп вынуждены работать буквально за копейки. Поэтому нам было так трудно найти сотрудников для эффективного продолжения исследований».
Сейчас правительство требует, чтобы Институт Вулкани сократил свой бюджет на 80 млн шекелей, то есть, на 25%. И это после того, как в прошлом году, из-за разразившейся войны, бюджет НИИ уже был сокращен на 20 млн шекелей.
Для продолжения экспериментов с новым геном вне стен института потребовалось запатентовать открытие Тадмора. Сотрудничеством заинтересовалась голландская компания KeyGene – ей владеют четыре международных концерна, производящие семена для сельского хозяйства.
Но институт Вулкани, принципиально не возражавший против сотрудничества Тадмора с голландцами, не захотел отказываться от права на продолжение работ с геном SuperFruiter. Однако один из бывших руководителей голландской компании, поддерживающий с Тадмором дружеские отношения, сообщил ему, что KeyGene может самостоятельно получить новый ген, а затем запатентовать его. Никаких юридических препятствий для этого нет.
Тадмора очень встревожило это сообщение. Он немедленно связался с институтом и потребовал запатентовать открытый им ген в течение трех месяцев. Процедура была завершена в срок. Патент, полученный Тадмором, распространяется не только на SuperFruiter, но и на сам принцип его работы – то есть, на получение большего количества плодов меньшего размера.
«В Европе есть спрос на миниатюрные овощи и фрукты»
Стартап SuperFruiter был основан в мае 2021 года. Контрольный пакет его акций (56,25%) принадлежат фонду Copia, 18,75% акций – компании BreedX и 25% – институту Вулкани.
Над проблемами, которые пытается решить израильский стартап, уже не первый год работают и в Европе, и в Северной Америке. Там тоже пытаются вывести миниатюрные овощи и фрукты, более подходящие для одиночек и небольших семей.
С их помощью можно сэкономить деньги и избежать залежей продуктов в холодильнике. Многие потребители предпочитают покупать маленькие овощи и фрукты. В пересчете на килограммы они могут даже стоить дороже. Но в конечном итоге обойдутся потребителю дешевле – потому что остатки не испортятся.
«В Европе существует высокий спрос на миниатюрные овощи и фрукты, — говорит заместительница гендиректора компании SuperFruiter Яэль Альтер. – Многие крупные торговые сети хотят иметь их в своем ассортименте. Мы фактически ничего не должны делать, представители этих торговых сетей сами звонят нам».
Это неудивительно. Концепция стартапа SuperFruiter полностью соответствует демографическим и потребительским запросам стран Европы и Северной Америки.
«Дыня, которая весит 500 грамм, гораздо более удобна для покупателя, — говорит Альтер. – Он сможет съесть ее целиком, не выбрасывая излишков. Миниатюрные овощи и фрукты продаются и в дорогих супермаркетах Европы, и «демократичных» торговых сетях, таких как Lidl – это примерно, как «Рами Леви». Половина дыни весом 600-700 г стоит в таком супермаркете 4 евро, а в дорогом – 5,5 или даже 6 евро. А целая дыня, которая весит 1,5 кг, стоит 5 евро. Но люди предпочитают заплатить 4,5 евро за полдыни, чтобы не выбрасывать оставшуюся половину в мусорку».
SuperFruiter пытается наладить продажи дынь нового сорта и в Израиле. Их уже выращивают фермеры Эрез Гозан и Шалом Коэн из мошава Йеша, расположенного на границе с сектором Газа. Ожидается, что «мини-дыни» поступят в продажу уже в июне нынешнего года. Осенью дыни нового сорта планируется посадить в долине Арава.
Тадмор считает, что его открытие может иметь далеко идущие последствия. «Если общество будет готово признать легитимность генетических модифицированных продуктов, мы сможем еще больше продвинуться в нашей работе, — говорит он. – Тогда дело не ограничится появлением миниатюрных дынь на прилавках супермаркетов. Я не знаю, доведется ли мне лично убедиться в этом, но я уверен в том, что ген SuperFruiter может привести к серьезному увеличению урожая и других овощей и фруктов».
Йорам Габизон, TheMarker, Б.Е. Фото: Depositphotos.com