Сотни мастеров трудились над тем, чтобы лучшие парики как можно скорее оказались на головах своих гордых обладателей. Однако в мире моды этот предмет появился значительно раньше. Еще до нашей эры специальные накладки на волосы помогали избежать солнечного удара и упростить правила личной гигиены. Судьба париков в истории оказалась захватывающей: одни считали эти вещицы настоящим спасением, другие — винили в главных политических потрясениях своей эпохи.
Александр Герымский. В беседке. 1882 год
Путь с востока на запад
Искусство изготовления париков берет начало в Древнем Египте. Изделия из человеческих волос и овечьей шерсти носили и женщины, и мужчины. Удивительно, но в жарком египетском климате парик стал незаменимой вещью для представителей всех сословий — от бедняков до приближенных правителя. Он выполнял функцию головного убора и спасал своих владельцев от агрессивных солнечных лучей.
Из-за жары люди старались из собственных волос делать короткие стрижки или вовсе бриться налысо — так было прохладнее и не атаковали паразиты. Парики же помогали создавать интересные, а порой весьма изысканные образы без вреда для здоровья. Представители знати вплетали в них искусственные косы золотые нити, кольца и украшения из слоновой кости.
В Европу парик проникает около XVI века. В Англии моду на него установила королева Елизавета I. Поскольку правительница от природы была рыжеволосой, женщины стали приобретать золотистые и красные парики, чтобы походить на Ее Величество. Самой королеве принадлежало более ста разных париков.
Парадные портреты того времени показывают Елизавету Тюдор изысканной модницей, постоянно менявшей не только прически, но и наряды.
Королева Елизавета I
Во второй половине XVII века, когда Туманным Альбионом управляла династия Стюартов, популярность обрели длинные мужские парики из кудрявых волос. Их обильно поливали духами и посыпали пудрой. Красота, как известно, требует жертв: вельможи покорно облачались в неудобные и горячие от завивки парики, по весу едва ли уступавшие теплым шапкам.
Европейский парик: разнообразие форм и стилей
Законодательница европейской моды Франция не отставала от соседей. Король Людовик XIII, который, по свидетельствам современников, рано начал лысеть, облачился в парик сам и заставил придворных последовать его примеру. Несмотря на запреты католической церкви представители королевской свиты с большим энтузиазмом отозвались на нововведение. Они делали из париков прически — «под пуделя» и «под болонку».
В 1673 году была основана Независимая гильдия изготовителей париков, и вскоре не только представители дворянства смогли позволить себе подобное украшение. Парик стал символом тонкого вкуса и благородного происхождения, неотъемлемой частью эталонного образа модного европейского человека.
Различные типы париков
К XVIII веку изготовители париков начали тайно продавать свои изделия в сельской местности. Жители провинции с радостью приобретали столь «статусные» вещи за небольшую цену. Ассортимент париков, тем временем, стал более разнообразным: одни сочетали их с собственными волосами, прикалывая к прическе шиньоны, другие довольствовались скромными моделями под названием «боб». Последние получили распространение в североамериканских колониях. Самые отважные модники сооружали на голове немыслимые конструкции — райские сады, композиции из перьев и даже уменьшенные копии парусных кораблей.
Даже когда от париков решили отказаться, привычка носить длинные волосы осталась. Мужчины не брили головы и укладывали собственную шевелюру почти так же, как искусственные пряди — с пучками и завитками, кудрявыми прядями и косичками.
Парики в России
В России парики появились при Петре I. В 1722 году, находясь в Каспийском походе, царь для удобства побрился налысо, а из собственных волос повелел сделать парик. Чиновники нехотя последовали примеру государя, но вскоре так привыкли, что парики вышли из обихода только в начале XIX века.
Петр велел организовать мастерские парикмахеров, чтобы не зависеть от зарубежных торговцев париками. Сначала парики изготавливали цирюльники, а затем возникла новая профессия, и изготовителей париков стали называть мастерами тупейных дел (тупеем в те времена называли вихор или хохолок).
Тупейные художники набирались опыта у иностранных мастеров, приглашенных в Россию из Франции. Опытный мастер умел создать парик и шиньон, а также нанести на лицо особы плотный слой косметики, больше напоминавший театральный грим.
Эрнст Иоганн Бирон
В 1730 году мода на парики в Российской империи изменилась вместе с политическим курсом. Десятилетие, получившее название «бироновщина», ознаменовалось засильем курляндских приближенных царицы Анны Иоанновны.
Ее фаворит Эрнст Иоганн Бирон ввел моду на простые парики типа «прусская коса». Другой разновидностью мужских париков второй половины восемнадцатого столетия был «крысиный хвостик» — несколько прядей, обмотанных черной лентой.
Парик стал частью армейского обмундирования, хотя и требовал тщательного ухода, зачастую невозможного в полевых условиях. Об отмене этого неудобного элемента военной формы даже ходатайствовал фаворит Екатерины II князь Григорий Потемкин, но отменили их только через несколько лет.
Услуги российских тупейных художников со временем стали очень востребованы не только на родине, но и за рубежом. Мастера и подмастерья задешево приобретали волосы крепостных крестьянок, а затем переправляли их в Европу. Волосы эти были, как правило, густыми и длинными. Качество их оставалось высоким за счет того, что крестьянки не завивали и не окрашивали волосы. Такие локоны как нельзя лучше подходили для качественных париков и накладных прядей, вызывая настоящий восторг у представителей аристократии.
Стоили парики дорого — от пяти рублей и выше. Для сравнения: в середине XVIII века большой мешок сахара можно было купить вдвое дешевле, а на покупку пуда пшеницы и вовсе пришлось бы потратить менее рубля
Крестьянские девушки, разумеется, не знали реальной цены своих волос. Некоторые с беспечной легкостью расставались со своими косами в обмен на дешевую бижутерию или красочные ленточки, другие — просто не могли ослушаться приказа расчетливого помещика.
Прическа á la Belle Poule
Роскошь как преступление
Правительницы и придворные дамы XVIII века предпочитали сложные прически, получившие общее название «фонтаж». Парик не просто взбивали, но еще и начесывали, а затем украшали жемчугом, кружевами и другими любопытными деталями.
Дальше всех пошли французские модницы: они придумали прическу á la Belle Poule в честь одноименного военного судна. Парикмахеры часами трудились над тем, что уместить на голове дам копии фрегатов.
Считалось, что первой продемонстрировала такую прическу французская королева Мария-Антуанетта, а уж затем ей начали подражать все знатные европейские женщины. Над образом супруги Людовика XVI трудились парикмахер Леонард Отье и стилистка Роза Бертен.
Вид, качество и даже само наличие парика определяли статус человека во французском обществе. Этот предмет гардероба был доступен только представителям знати. Цена хорошего парика равнялась совокупной стоимости шляпы, пальто, брюк, рубашки, чулок и обуви.
Парики требовали постоянного ухода вне зависимости от материала — шерсти яка, конского или человеческого волоса. Со временем элитный аксессуар стал вызывать у простых людей раздражение, а порой — и ненависть. Вид гигантских причесок, изобилующих перьями, лентами и блестящими камнями, недвусмысленно сочетался с фразой, которую по сей день любят приписывать Марии-Антуанетте: «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные».
Мария-Антуанетта
И хотя королева не произносила таких слов, неприкрытая страсть к роскоши вместе с прочими факторами погубила французскую монархию и оборвала эпоху небывалой популярности париков. В 1790-х годах белый, щедро припудренный парик объявили вне закона. Своих политических оппонентов, приговоренных к смерти, якобинцы отправляли на гильотину, предварительно обрив затылок и оставив на висках длинные пряди волос. Эта зловещая прическа вошла в историю под названием «жертва».
Цикличность моды
В других странах век парика тоже неумолимо близился к завершению. Наступил период вдохновения идеалами античности. Пышное барокко с гигантскими прическами и многослойными нарядами уступило место сдержанному классицизму. Однако аксессуар для волос оказался на удивление живучим и вновь напомнил о себе во второй половине XIX столетия.
Мода имеет свойство возвращаться — состоятельная дама 1870-х годов зачастую не могла выйти «в свет», не добавив к собственным волосам хотя бы небольшой шиньон. К концу XIX века в Европе самым распространенным видом искусственных волос стали «постиши» — маленькие парики, отдельные локоны и накладные пучки.
«Ревущие двадцатые» — и те не обошлись без париков. Женская прическа «боб» (короткая стрижка с волосами до мочки уха), на первый взгляд, не требовала сложного ухода. В то же время модницы столкнулись с дилеммой: волосы стричь жалко, а сменить образ хочется.
Парики стали единственным спасением. С их помощью получалось создать вид «боба» — при условии, что свою косу женщина надежно прятала под аксессуаром. Так поступала, к примеру, американская актриса, звезда немого кино 1920-х Мэри Пикфорд. Свои длинные золотистые волосы она берегла годами, а на публике появлялась с модной стрижкой.
Мэри Пикфорд, 1931 год
Любопытно, что сам «боб» тех времен отчасти обязан своим появлением цивилизации Древнего Египта — так же, как и парики. В 1922 году английский ученый-археолог Говард Картер обнаружил гробницу Тутанхамона. Открытие оказало огромное влияние на искусство, архитектуру и моду. Европейцев и американцев охватила страсть ко всему экзотическому. Вот почему один из видов стрижек получил название «египетский боб» и визуально напоминал первые в мире парики.
Очередной «взлет» париков пришелся на 1970-е годы — эпоху «диско». Мода на аксессуар с Запада пришла в Советский Союз, где самыми ценными считались изделия из Польши, Франции и Кореи. В основном их носили женщины средних лет — примерно как героини фильма «Иван Васильевич меняет профессию», появляющиеся в кадре то в париках, то с шиньонами.
В повседневной жизни мода на парики объяснялась просто: собственные волосы у многих были испорчены химической завивкой или агрессивными окрашиваниями. Ношение париков экономило время и силы модниц: аксессуар достаточно было аккуратно постирать, высушить — и укладка готова.
Примета XXI века — цветные парики разных форм и размеров. Их конструкции постоянно совершенствуются. В наши дни шапочка для парика настолько комфортно прилегает к голове, что владелец может и вовсе забыть, что носит на себе отдельный предмет гардероба.
Удобные и легкие медицинские парики доступны людям, потерявшим волосы из-за болезней или в результате лечения. Эстетическая роль париков также не исчерпала себя — их используют многие знаменитости как часть своих эпатажных образов. История парика, насчитывающая несколько тысяч лет, продолжается.