28.04.2024

День святого Мартина

+


Легенда

 Воины не заметили сидевшего у городских ворот старого, полуобнаженного человека. От холода и голода он стучал зубами и дрожащим голосом просил о малой милостыне. Но солдаты проходили мимо него быстрыми шагами. Они не удостоили нищего даже взглядом. Мартин, возглавлявший свой легион, сидел на коне в богато украшенной, длинной красной накидке. Когда он увидел мерзнущего и голодного нищего, просящего милостыню, то, к удивлению солдат, остановил легион и достал меч. Солдаты не поняли в чем же дело. Что он собирается делать? Почему он достал меч? Ведь перед ним сидит беспомощный человек, нищий. А Мартин спокойно взялся левой рукой за свою красную накидку и острым мечом отрезал ее половину, затем быстрым движением бросил кусок накидки в руки нищего. После этого он достал из сумки хлеб и отдал его нищему. Старик хотел поблагодарить Мартина, но тот уже въезжал в город Амис.
 
11 ноября Католическая церковь чтит память МАРТИНА ТУРСКОГО (335 или 316 – 397), христианского монаха-отшельника, проповедника, епископа г. Тура; святого покровителя Франции. Возле его келий возникли древнейшие монастыри в Галлии.
Святитель Мартин родился в начале IV в. в Римской провинции, располагавшейся между современными Венгрией, Югославией и Австрией. С ранней юности, почти с детства он мечтал о монашестве. Однако Мартин рос в нехристианской семье, и отец настоял на его военной карьере. Именно тогда святой и попал в Галлию, где нес свою службу в качестве офицера. Когда представилась возможность оставить армию, Мартин удалился в пустыню, где вскоре вокруг него возник небольшой монастырь. Важно отметить, что Мартин распространял на Западе традиции восточного, египетского монашества. Вскоре обманом (для того чтобы помолиться об одной больной) святой был вызван в город Тур и провозглашен епископом. Сам он этого не хотел. Его вполне устраивала скромная должность заклинателя — чтеца особых молитв над бесноватыми. Мартину были присущи редкостная доброта и заботливость. В сочетании с мужественным и величавым обликом бывшего военного это особенно располагало к нему людей. Мартин постоянно заботился о больных, нищих, голодных, получив за это прозвание Милостивого. Вместе с тем святой не оставил мечты о монашестве. Мартин основал обитель в Мармутье, где были установлены обычные для восточного монашества правила: общность имущества, безусловное послушание, стремление к безмолвию, однократное принятие пищи в течение дня, грубая и простая одежда. Особое внимание в своем монастыре, где он сам часто уединялся для молитвы, святитель Мартин уделял молитвенному подвигу и изучению Священного Писания. Из Мармутье вышло немало епископов, потрудившихся в деле распространения христианского просвещения среди кельтов-язычников. О размахе деятельности св. Мартина говорит то, что на его похороны в 397 году собралось около 2 тысяч монахов (в то время как в самом Мармутье число братии не превышало 80 человек). В Мартине сочетались монашеская отстраненность с активным миссионерством и милосердием.
Мартин умер во время молитвы в храме в Канде. Местные жители хотели похоронить его у себя, однако жители Тура похитили тело, выставив окно храма, и отправились с ним вверх по течению на лодках. По местному преданию, несмотря на осеннюю пору, по пути их следования расцветали цветы и пели птицы.
Ни один святой не пользовался такой посмертной славой на христианском Западе, как Мартин Турский. О почитании его свидетельствуют тысячи храмов и поселений, носящих его имя. Для средневековой Франции (и для Германии) он был святым национальным.
 
Обычаи
В День святого Мартина, отмечаемый ежегодно 11 ноября, после окончания сельских работ, прежде всего, зажигались костры на каждой улице и в каждом дворе. В эти костры кидали корзины, в которых недавно лежали плоды. Через эти костры прыгали и устраивали шествия, зажигая факелы от их огня. В этих шествиях участвовали ряженые: святой Мартин на коне и Мартинов человек — мальчик, туловище и конечности которого были обернуты соломой.
Святой Мартин считается покровителем бедняков, солдат, сукноделов, домашних животных и птиц, а также альпийских пастухов.
«В день Святого Мартина надо пробовать вино». Так принято говорить в народе.
Ранее по всей Европе последние большие ярмарки года открывались днем Святого Мартина. В этот день в основном торговали колбасками из свинины, гусями и жирными утками. Именно в этот день убивали свиней.
Народ приходил на ярмарку попробовать молодое вино последних урожаев винограда и полакомиться пивом Рождества, приготовленным специально по этому случаю.
Это был также повод возобновить разговоры об арендных платах и пригласить на будущий год сельскохозяйственных рабочих.
«Зло Святого Мартина» — эта фраза остается популярным выражением до сих пор, когда речь идет об опьянении, вызванном излишками выпитых напитков во время ярмарок в праздник Святого Мартина.
Хорошо и правильно отметить день Святого Мартина — это значит поесть как можно больше. Это праздник избытка и изобилия, как первый день подготовки к карнавалу. Данный факт объясняется тем, что после дня Святого Мартина начинается Рождественский пост.
Новогодние базары – это «внуки» бывших ярмарок Святого Мартина.
 
Мартиниганзель в Австрии
В Австрии отмечают праздник, посвященный святому Мартину, который называется Мартиниганзель. Традиция Мартиниганзель восходит к языческим праздникам сбора урожая и была адаптирована христианством. На Мартиниганзель австрийцы едят специально приготовленного гуся, который подается с кнеделями, красной капустой и каштанами. Обычай поедания гусей на день святого Мартина также восходит к старым временам. В пост, который следует за днем св. Мартина, действовали жесткие правила. Так, например, нельзя было проводить никаких крупных сделок в эти дни. Поэтому 11 ноября превратился в рыночный день и в день сбора долгов. А, как известно, гуси являлись типичным «платежным средством» австрийского крестьянства.
В сегодняшней Австрии день святого Мартина отмечается не только поеданием гуся, но и массовым походом в хойригеры – маленькие ресторанчики на окраинах Вены, где подается молодое вино – именно 11 ноября официально считается днем вина нового урожая, когда оно созревает, а вино прошлого года с этого момента считается старым. Кроме того, Мартиниганзель – традиционное открытие сезона балов и карнавалов. 
Ночью 11 ноября взрослые приходят в соседние дома, чтобы отдать сдобные хлебцы детям, которые считаются послушными и смышлеными. Шалунам же в этот день ничего не достается. Затем вечером все собираются в кругу семьи, чтобы отведать жареного гуся.
 
Германия 
В Германии День святого Мартина (Martinstag) является праздником сбора урожая. Особенно он любим детьми. Ведь именно в этот день происходит Laternenumzug (в свободном переводе – "Шествие с фонариками"). Все начинается еще за несколько дней, с подготовки к событию – дети в детских садах и младших классах школы своими руками изготавливают фонарики из бумаги, куда вставляются свечи. В вечер праздника дети вместе с родителями собираются в условленном месте (обычно около церкви) и отправляются колонной в некую заранее определенную финальную точку похода. Обычно расстояние невелико: 30-40 минут пути, но весь смысл в том, как это происходит. Процессия выглядит впечатляюще – взрослые несут факелы, дети бумажные фонарики с зажженными свечами. Обычно в таких походах участвует до нескольких сотен человек, таким образом, по городу растягивается этакая светящая змея из сотен фонариков и факелов. По легенде, именно таким образом односельчане святого Мартина искали его в свое время с фонарями и факелами для того, чтобы воздать ему должное за его доброту. 
А еще именно в День святого Мартина 11 ноября в 11 часов 11 минут начитается отсчет пятого времени года – подготовки  к карнавалу. О самом празднике я уже много писала и напишу вам еще.  
Нидерланды 
Вся зима для жителей Нидерландов – это сплошной Мидвинтерфеест, что буквально переводится как "праздник зимы". На самом деле, это название относится в наибольшей степени к началу зимы. Ее приносят с собою три любимых и почитаемых в стране святых – Мартин, Клаас, Томас. Святому Мартину, епископу Турскому, чей день празднуется 11 ноября, посвящены сорок церквей в Нидерландах из числа самых древних и четыреста церквей в Бельгии. А город Утрехт считается находящимся под его непосредственным покровительством. В наше время самое интересное представление в Мартинов день разыгрывается в городе Фенло в провинции Лимбург, на границе с Германией. На улицах города появляется сам святой Мартин в епископском костюме. Он едет в старинном экипаже, а по обе стороны экипажа и за ним важно выступает оркестр – свита ряженых, несущих в руках фонарики, вырезанные из репы со свечками внутри. В день святого Мартина почти на каждой голландской кухне в духовке запекается гусь. Этот обычай берет начало еще в те времена, когда количество корма на зиму заготавливалось ограниченное, его берегли для несущих яйца, а нагулявших осенний жирок гусей к праздникам забивали. Легенда же гласит, что однажды гуси своим гоготаньем очень мешали святому Мартину произносить проповедь, и тот в сердцах сказал, что на столе они ему куда милее. Согласно преданию, Мартин, не желая быть избранным на должность епископа, попытался спрятаться в стае гусей. Те, однако, разоблачили его, и Мартин, обиженный, велел спустя некоторое время умертвить всех гусей в округе. С тех пор люди и наказывают их в день памяти святого. В этот день популярен еще один вид "угощения святого Мартина". Изготавливается оно так: бумажные кулечки поплотнее набиваются изюмом, орехами, конфетами, печеньем вперемешку с мелкими монетками, маленькими игрушками, сувенирами, маленькими косметическими принадлежностями и прочее – в зависимости от состава и возраста тех, кому предназначено угощение. Такие кулечки подвешиваются к потолку в залах и комнатах, где происходят детские праздники и молодежные дискотеки – примерно на высоте поднятой руки взрослого человека. В кульминационный момент праздника кулечки поджигают, "начинка" в беспорядке падает на гостей, и те радостно расхватывают подарки. Правда, из соображений пожарной опасности в последнее время все происходит по-другому – гостинцы перемешиваются в большой корзине, и кто-нибудь из хозяев или устроителей праздника просто опрокидывает корзину в толпу. 
 
Норвегия 
Последний крупный праздник, отмечаемый перед Йулем (Jul, в поздней традиции – рождество), – день святого Мартина (по-норвежски – Mortensmesse или Mortensdag), 11 ноября. Этот праздник очень любят. Традиционное блюдо, которое готовят почти в каждой семье – жареный гусь. В этот день на столе много различных яств. Такое изобилие неслучайно: День святого Мартина – последний праздник перед долгим рождественским постом. Люди веселятся, едят много вкусной пищи, чтобы затем вплоть до 25 декабря (до католического Рождества) не есть пищи животного происхождения.
В Норвегии праздник имел мало отношения к официальной церкви. По сути, этот день приходился на начало сезона забоя скота. Норвежские крестьяне полагали, что в этот день надобно потешить себя за столом. Главным праздничным блюдом в большинстве мест была свинина. Поросенок иногда заменял гуся в качестве главной эмблемы праздника.
В день святого Мартина нужно хорошо обходиться с неимущими соседями. В некоторых городах дети расхаживали по улицами и устраивали импровизированные концерты за умеренную плату. Крестьяне предсказывали погоду: если на святого Мартина идет дождь – он не перестанет лить до Нового года. Также гадали по грудной косточке гуся: белые пятнышки предвещали снежную зиму, коричневые – морозную. По передней части кости судили о днях до Йуля (Рождества), по задней – о днях после. Скотине традиционно задавали "зимнее угощение" (vinterfor), когда в обычный корм подмешивали немного измельченной хвои. Считалось, что соки, которые бродят в хвойных деревьях, наделяют скотину особенной силой в день святого Мартина. В некоторых местах праздник называли "медвежьим днем" (Bjornekvelden, буквально – "медвежий вечер"): считалось, что медведь в этот день уходит в берлогу. 
 
Швеция 
10 ноября накануне дня Св. Мартина в разных местах, но чаще в ресторане, собираются компании людей – выходцев из самой южной провинции Швеции, Сконе. И не столько ради того, чтобы воздать должное самому святому, сколько ради его древнего извечного атрибута – гуся. Эта связь имеет вполне материальную основу – гуси жирнее всего именно в начале ноября, и это время как нельзя более подходит для их заклания.
Гуси здесь водились еще в каменном веке, но первое известное упоминание их в связи со Св. Мартином зарегистрировано в Стокгольме в 1567 г. Мартинов гусь был популярным блюдом на столах высшего общества вплоть до конца XVIII века, когда гуси исчезли с большей части территории Швеции. Причиной этого было то, что места их обитания, паровые поля, исчезли в связи с более эффективным использованием земли. 200 лет тому назад гуси в Швеции стали редкостью, за исключением провинции Сконе, где они смогли выжить благодаря окружавшим деревни пастбищам, так что жители только этих мест могли еще продолжать лакомиться гусем на день Св. Мартина. Вот почему многие считают провинцию Сконе родиной этой традиции. Первым на праздничный стол подается так называемый "черный суп", приготовленный на гусиной или свиной крови, кисловато-сладкий на вкус и обильно заправленный специями. Даже для шведов это кушанье на любителя, так что обычно помимо него на стол ставится что-то еще, например бульон. На горячее сервируют жаренного целиком гуся, а на десерт – яблочный пирог или причудливый, в метр высотой торт – spettkaka – замешанный на яичных желтках и сахаре и выпеченный на вращающемся вертеле на открытом огне. Раньше такой торт делали во многих местах, а настоящее время – только в Сконе и на Пиренеях. Это триединство ("черный суп", жареный гусь и spettkaka) олицетворяет для жителей Сконе их родной край и служит важным символом местного патриотизма. Однако, к их разочарованию, надо сказать, что сочетание вышеупомянутых блюд было, на самом деле, находкой поваров одного из стокгольмских ресторанов в 50-е годы XIX века. Хотя каждое из них в отдельности досталось шведам из эпохи изысканного кулинарного искусства ренессанса.
Фестиваль, связанный с окончанием осенних работ и началом зимы
В этот день на стол подается традиционный жареный гусь. На ужин готовят черную похлебку из крови гуся. После начинаются Филиппики – так называемый Филиппов пост, названный в честь апостола Филиппа. Он предшествует Рождеству и служит как бы подготовкой к нему. Пост длится месяц. Начиная с первого воскресенья Филиппова поста, улицы украшают елочными ветками, огнями, гирляндами и рождественскими елками. А в домах каждое воскресенье Филиппова поста зажигают по одной свечке, так что в последнее воскресенье перед рождеством в доме горят четыре свечи. 
 
Франция
А во Франции, на родине Св. Мартина, праздник совпадает с порой дегустации вина последнего урожая. И здесь уж никак нельзя было обойтись без соответствующего меню. Трио "гусь, вино и святой Мартин" основательно закрепилось во Франции, потом приобрело известность в Германии, а затем, в XVI веке, и в Швеции.
На севере Франции праздник Святого Мартина широко отмечается детьми, которые проходят по улицам, размахивая фонарями в виде овощей, особенно часто встречаются фонари-свеклы, распевая песни во славу Святого Мартина. День Святого Мартина знаменует собой конец сельскохозяйственных работ.
 
Дания
В Дании, как и во многих европейских странах, в субботу 11 ноября, отмечают День Святого Мартина (Mortensaften), связанный с праздником осеннего урожая. В скандинавской стране этот день не является официальным праздником, но многие люди старшего поколения до сих пор отмечают его вечерним застольем. Во время праздника за столом собирается вся семья.
В Дании традиционный гусиный ужин во время Mortensaften совершается на протяжении уже многих веков. Первые документы о праздновании Mortensaften в Дании указывают на 1616 год. Считается, что, начиная со Средних веков, люди ели мясо гуся и утки, как подношение Святого Мартина.
«Это неофициальный праздник, но иногда это предлог для того, чтобы хорошо поужинать вместе со всей семьей», – сказал житель Копенгагена Франк Хансен (Frank Hansen).
«Мои бабушки и дедушки приглашали свои семьи, чтобы поесть гуся или утку. Но, думаю, сейчас это событие рассматривается как традиция только пожилых людей», – считает Джули Равн (Julie Ravn).
Вместе с тем, День Святого Мартина остается невероятно популярным среди датских мужчин с именами Мартинс и Мортенс. В настоящее время в Дании живут 37 151 Мартинсов и 34 092 Мортенсов. Оба имени входят в число 15 самых популярных в стране, сообщает The Local.

/КР:/
Ничего не знал об этом празднике…/
 

Автор: Балк Елизавета – Германия


58 элементов 0,642 сек.