Плиний Старший употреблял название каллаис («прекрасная»). Наряду с лазуритом, бирюза – один из древнейших декоративных камней, ценимых человеком. Её добыча велась уже в шестом тысячелетии до н. э.
По своему составу бирюза представляет собой фосфат алюминия и меди, содержащий 9,6 % окиси меди; 36,8 % глинозёма; 34,1 % фосфорного ангидрида; 19,5 % воды. Это довольно твёрдый минерал, который невозможно оцарапать обычным ножом. Для этого потребуется напильник. Лучшая бирюза окрашена в нежный зеленовато-голубой оттенок, обычно называемый бирюзовым. Она может также быть небесно-голубой или яблочно-зелёной. Голубой цвет обусловлен присутствием меди, зелёный – примесями железа. Прожилки и зёрна бирюзы встречаются в каолине, буром желязняке, чёрном кремне, в зонах подверженных выветриванию. Нередко в жильном кварце и в кварцитах бирюза играет роль цемента, скрепляя мелкодроблёный материал и образуя так называемую "брекчиевую бирюзу". Иногда посторонние включения создают в голубоватом камне очень красивый тёмный узор. Такая бирюза называется «сетчатой» или «паутинной».
Кусочек бирюзы, около 2,5 см в длину
Бирюза не столь уж редкий минерал, но обычно она не встречается в виде крупных кусков или сплошных масс, чаще это тонкие корочки и прожилки, мелкие вкрапления. Вес монолитных кусков чистой бирюзы редко превышает 30-50 гр. Но бывают и исключения. На месторождениях Средней Азии сделаны находки отдельных уникальных «самородков» массой до нескольких кг каждый. В штате Невада в середине XX в. были найдены две бирюзовые глыбы рекордных размеров. Одна весила 60, а другая 80 кг. Однако, чем крупнее кусок бирюзы, тем меньше вероятность, что он будет равномерно окрашен, а этот минерал больше всего ценится за красоту оттенка.
На сегодняшний день известно четыре основных региона, где добывалась и добывается бирюза: Синайский полуостров (восточное побережье Средиземного моря), Средняя Азия и северная часть Ирана, Китайское месторождение в провинции Хубей и месторождения на юго-западе США.
Копи фараонов
Зеленовато-голубой камень очень нравился древним египтянам, хоть и ценился меньше густо-синего лазурита. Последний привозили из далёкой неведомой страны, Северного Афганистана, а бирюзу, как и малахит, добывали рядышком, на синайских рудниках, снабжавших Египет и всё Средиземноморье медью. Древние бирюзовые копи в западной части Синайского полуострова начали разрабатывать ещё при первых фараонах.
Здесь в красных нубийских песчаниках, в области, богатой медными рудами, найдена первая бирюза, здесь впервые в изделиях Египта и его голубых скарабеях-жуках начался культ этого камня, за которым посылались тысячи пленных рабов в безводные пустыни Синая. – писал Александр Евгеньевич Ферсман.
На руке египетской мумии, погребенной 6 тыс. лет до н. э., обнаружено четыре золотых браслета с бирюзой из синайских рудников. В этих браслетах старая, но сохранившая голубой цвет бирюза оправлена в изящную оправу и обрамлена полыми бусинами из золота.
Шлифовщики бирюзы в Пакистане
Самая известная из древних бирюзовых копей носит название Долина Пещер. По мере того, как Древнеегипетское государство приходило в упадок, синайские рудники были заброшены, но не выработаны. После того, как в 105 г. н. э. этот район оккупировали римляне добыча драгоценного камня была возобновлена. В средние века о копях фараонов вновь позабыли. В наше время местные жители, отыскивая древние выработки, спускаются в них и иногда находят бирюзу, годную для продажи.
Сокровища шахов
Самую громкую славу приобрела персидская бирюза. Добыча её велась в Северном Иране уже в эпоху Древнего Персидского царства. Во времена шахов была установлена государственная монополия на добычу голубого камня. Работы велись государственными «служилыми» людьми, и вся добытая бирюза доставлялась в шахскую казну. Торговля этим самоцветом приносила значительный доход государству. В сокровищнице шаха хранилось немало высокохудожественных изделий из бирюзы. Особенно много здесь инкрустированных бирюзой серебряных сосудов для кальяна и винных кубков.
Самым знаменитым было и осталось Нишапурское месторождение, распложенное в провинции Хорасан. Бирюзу здесь находят на южном склоне горы Али-Мирза, на участке, площадь которого не превышает 2 кв. км. Она образует в местной вулканической породе систему небольших жилок толщиной от нескольких миллиметров до полутора сантиметров. Временами в мощных жилках бирюза выветривается и обесцвечивается, превращаясь в малопривлекательное белёсое вещество.
Полированный срез бирюзы в породе
В 1886 г. здесь побывал известный русский геолог К. Богданович и оставил подробное описание увиденного. На тот момент на склоне горы Али-Мирза существовало пять крупных шахт, в одну из которых геологу удалось спуститься. Шахта достигала 30 м глубины и не имела внутри никаких креплений. Добыча велась при помощи пороха, причём соблюдением техники безопасности никто не был особо озабочен. Для освещения служили небольшие глиняные лампы или просто черепки, наполненные жиром. Посетивший Нишапурские копи почти полстолетия спустя советский геолог А. Ф. Соседко не нашёл там больших перемен.
К иранским месторождениям примыкают среднеазиатские, в частности, месторождения пустыни Кызыл-Кум. Эту весьма своеобразную местность в нескольких местах пересекают очень старые горные хребты, в геологическом отношении – родные братья Урала. Побывавший в этих краях в 30-е годы XX в. академик Ферсман называл их уралидами. Эти древние горные цепи, сложенные мраморами, гранитами и сланцами, сильно разрушены выветриванием и наполовину занесены красноватыми песками. Именно здесь прячется бирюза. Исследователи находили среди горных останцев Кызыл-Кума следы выработок, возраст которых превышал 7 тысяч лет.
В одном из своих очерков геолог В. П. Петров описывает находку голубого камня в среднеазиатской пустыне:
С восточного склона этот холм круто, почти обрывом спускается к пескам пустыни, высота склона 300 – 400 м. Верх склона сложен очень твёрдой чёрной кремнистой породой. Это чёрный кремень, или лучше его назвать чёрной яшмой – лидитом. Кремень окрашен очень тонко распылённым углистым веществом. Ветер и песок пустыни, расположенной тут же внизу, отполировали обрыв до блеска. Местами в чёрном кремне видны белые кварцевые жилки с медной рудой, местами слои несколько изогнуты и опять встречаются кристаллы рудного минерала.
Кажется, начинаю понимать, почему здесь появляется бирюза: в этом кремнистом слое есть и фосфор, и медные соединения. Нужно только, чтобы всё это попало в область выветривания и тогда создадутся необходимые условия для образования бирюзы. Продолжаю идти и останавливаюсь как вкопанный. На ярко-чёрной блестящей скале проходит длинная, через всю скалу, тонкая, всего 1 – 2 мм, небесно-голубая жилка прекрасной бирюзы. Несколько часов мы пытались отбить хотя бы несколько небольших образцов. Все наши предположения были подтверждены, не осталось никакого сомнения в приуроченности здесь бирюзы к низам коры выветривания.
Китайские статуэтки
Что представляют собой в геологическом отношении бирюзовые месторождения Китая, мало известно мировой научной общественности. Зато резные китайские изделия из бирюзы, фигурки людей и животных, флаконы для благовоний, табакерки, знамениты на весь мир. Облик миниатюрных статуэток часто обусловлен природной формой бирюзового самородка. В китайских месторождениях самородки обычно представляют собой сростки округлых образований – желвачков. Диаметр одного желвачка составляет от нескольких миллиметров до 1 – 2 см. Иногда (крайне редко) попадаются отдельные округлости размером 5 – 8 см. Часто сросток бирюзы напоминает ёжика. Относительно крупный желвак сплошь покрыт мелкими желвачками. Это получается потому, что один возникший в породе кристалл служит затравкой для образования следующих. Камнерезы освобождают бирюзу от крупных кусков сопутствующей породы, а более мелкие включения стараются ввести в художественный замысел. Вот описание особенно удачной статуэтки, изготовленной на камнерезном заводе города Наньяна:
…Небольшая девушка, сантиметра 3 высотой, изящно изогнувшаяся, одетая в свободные одежды, перехваченные в талии пояском. Художник, изготовлявший её, рассказал, что поворот головы и верхней части туловища, а также несколько отодвинутая рука обусловлены формой бирюзового желвака. Особенно красив был пояс. По нему, переплетаясь с изгибами бирюзовой одежды, проходила золотисто-бурая нитка – бывшая лимонитовая жилка. Этот пояс свободно свисает над складками широкой юбки и заканчивается очень эффектной золотисто-бурой кистью. Вся эта фигурка – наследие формы первоначального сростка сырой бирюзы. Он состоял из нескольких желвачков, между которыми глубоко в толщу бирюзы вдавалась тонкая зонка промежуточного бурого желязняка. Умение художника превратило дефект камня – бурую зону – в его украшение.
«Бирюзовые города» Доколумбовой Америки
В нашем воображении бирюза прежде всего ассоциируется с Востоком, но небесно-голубой минерал также хорошо знали и высоко ценили в древней Америке. Богатейшие месторождения известны на юго-западе США, в штатах Аризона, Нью-Мексико, Калифорния, Невада, Колорадо. Большинство из них разрабатывалось задолго до появления конкистадоров. В XI –XII вв. в горах юго-запада существовала процветающая цивилизация, основу которой составляла торговля «небесным камнем». Ярким памятником этой исчезнувшей культуры, известной под именем Анасази, является Пуэбло Бонито в Нью-Мексико.
Пуэбло – своеобразные города-крепости, состоящие из прямоугольных жилых помещений, тесно прижатых друг к другу и часто образующие несколько этажей или терасс. Они встречаются во многих районах североамериканского юго-запада. Пуэбло Бонито имеет около 600 отдельных «квартир». Видимо, его постоянное население составляло несколько более тысячи человек. По западноевропейским меркам того времени – это вполне приличный город. Кроме того, будучи важным торговым и религиозным центром, Пуэбло Бонито привлекал десятки тысяч приезжих. За пределами пуэбло разбросаны небольшие шахты и отдельные фермы, снабжённые искусственной системой орошения. Судя по всему, поля регулярно удобряли органическими отходами. Но какими бы искусными земледельцами ни были индейцы анасази, площадь пахотных земель в этих краях слишком мала, чтобы снабжать необходимым продовольствием даже постоянное население, не говоря о многочисленных гостях. Очевидно, фермерские хозяйства играли лишь вспомогательную роль. Источником процветания Пуэбло Бонито была торговля бирюзой. Этот минерал был любимым декоративным материалом многих коренных американских народов, часто ему придавали сакральное значение, а кроме того он служил универсальным эквивалентом, выполнял роль денег. Исследователи полагают, что окрестные земледельцы приносили в Бонито избыток продовольствия и получали за это бирюзовые пластинки, которые в случае необходимости могли обменять на любой нужным им товар.
Основным торговым партнёром Пуэбло Бонито было существовавшее в центральной Мексике государство тольтеков. Сохранились легенды о красоте и роскоши их столицы Толлана (или Тулы). Говорили, что каждый дом в Толлане был украшен прекрасной бирюзовой мозаикой, а в главном храме, посвящённом Пернатому Змею Кецалькоатлю, стены одного из четырёх залов, обращённого на запад, был полностью выложены бирюзой.
Позже (около XIV в.) своими искусными бирюзовыми мозаиками прославились индейцы- миштеки. Находят их также в городах ацтеков и майя. Но потребителями бирюзы были не только развитые цивилизации юга. Судя по некоторым археологическим находкам, охотники до голубых камешков добирались в Пуэбло Бонито даже с берегов Великих Озёр.
Раскопки в Бонито дали чрезвычайно обильные результаты. Здесь найдены десятки тысяч изделий из бирюзы: бусы, подвески, амулеты, предметы культа, а также корзина, доверху заполненная драгоценным камнем. Наряду с готовыми изделиями вывозились полуфабрикаты – тонкие бирюзовые пластины, впоследствии служившие материалом для мозаик и инкрустаций. Сохранился карьер глубиной 60-90 м. и множество более мелких выработок. Отвалы занимают площадь около 8 га. Но Бонито был весьма богатым, однако далеко не единственным центром торговли голубым камнем на американском юго-западе.
Бирюза с кварцем
Пика своего процветания культура Анасази достигла в конце XI в, а в XII начались бедствия. Прежде всего, богатейшие бирюзовые копи стали разрабатывать в Аризоне и Неваде. Анасази потеряли положение монополистов, а бирюзовый рынок претерпел значительную инфляцию. Затем главный торговый партнёр, Тольтекская держава, погряз в пучине гражданской войны, и там стало не до драгоценностей. Дело завершила жестокая засуха, продлившаяся 50 лет. Крохотные клочки пахотной земли, любовно возделанные индейцам, перестали давать необходимый минимум урожая. Возник сильнейший дефицит продовольствия. А полностью снабжать город привозными продуктами, учитывая имеющиеся в распоряжении индейцев транспортные средства и сильно упавшие цены на бирюзу, было сложно. В начале XIII в. «бирюзовые города» Анасази были покинуты жителями. Те, кто обитали в здешних краях позже, сохранили о своих предшественниках лишь смутную память, называя их злыми колдунами.
Это не значит, что добыча бирюзы в доколумбовой Америке пришла в упадок полностью. Данный кризис затронул лишь один конкретный бирюзоносный район. В целом на континенте голубой камень продолжал добываться и оставался любимым декоративным материалом и популярным эквивалентом обмена. Впечатляющие находки из бирюзы то и дело попадаются при раскопках памятников миштеков, ацтеков и майя. В наше время проживающие на землях, некогда принадлежавших анасази, индейцы-навахо вовсю торгуют изготовленными собственноручно бирюзовыми украшениями.
Поверья и предания
Нет ни одного камня, который играл бы большую роль в человеческих суевериях, чем именно персидская бирюза – говорит академик Ферсман.
По правде сказать, это справедливо не только для камня, добываемого в Персии. Бирюзе отводится особая роль в культуре и ближневосточных стран, и Дальнего Востока, и народов очень дальнего, заокеанского Запада. Поверья, связанные с этим камнем очень многообразны и порой противоречивы.
Как следует из названия, древние персы почитали бирюзу талисманом воинов, приносящим победу. Сходное представление бытовало и Западной Европе XVII – XVIII вв. Как это ни странно, нежный голубой камень считался тогда чисто мужским. Полагали, что он предохраняет владельца от ран, ушибов, падения с лошади. Вероятно, это представление было заимствовано с Востока.
Кроме свойства приносить победу, персы приписывали бирюзе магическую власть над лошадьми. Амулет из этого камня должен был помочь обуздать самого норовистого скакуна. Ныне во многих музеях мира можно лицезреть материальные свидетельства распространённости такого поверья – богато изукрашенную бирюзой конскую сбрую.
Индейцы пуэбло полагали, что ношение бирюзы предохраняет от удара молнии, а древние индийцы предписывали искать бирюзу там, где появившаяся после грозы радуга касается земли.
Вместе с тем, бирюза – любовный талисман. Согласно одной восточной легенде, она возникла в земле из костей тех, кто погиб от невиданной любви. Влюблённые часто обменивались подарками из бирюзы. Считается, что если страсть в сердце одного из них начнёт остывать, подаренный им камень поблекнет. Зашить в одежду возлюбленного кусочек бирюзы полагают надёжным приворотным средством. Во многих восточных странах бытует обычай класть бирюзу в колыбельку новорожденной девочке. Когда малышка вырастет и станет невестой, она должна будет подарить этот камень своему избраннику. В будущем, заветная бирюза станет служить семейным амулетом и способствовать примирению ссорящихся супругов.
Последнее поверье – наглядная иллюстрация того, как символика предмета может меняться на противоположную. Голубой камешек дарят новорожденной девочке именно потому, что это мужской воинский талисман, предназначенный в подарок жениху. Но со временем причина обычая как-то подзабылась, и сейчас бирюза чаще всего воспринимается как девичий самоцвет.
Капризный самоцвет
Многие поверья, связанные с бирюзой, вызваны свойством этого минерала со временем менять свой оттенок. Бирюза очень капризна. Она может выцветать на солнце, темнеть или светлеть от соприкосновения с различными маслами, обесцвечиваться, попав в спирт или бензин. Иногда изначально ярко-голубой камень зеленеет от старости. Такую бирюзу называют «больной» или даже «мёртвой». На Востоке издавна известны разные способы «лечения» бирюзы. Было замечено, что растительный жир для неё вреден, тогда как животный, наоборот, способствует восстановлению цвета. Самоцветы «лечили» курдючным салом, а мясники на азиатских базарах нередко щеголяли роскошными ножами с бирюзовой рукоятью. Иногда голубой камушек восстанавливал цвет, побывав в желудке у индюшки. Более эстетичный способ «вылечить» бирюзу – подержать её в соке дыни.
Часто болезнь и смерть бирюзы связывают с судьбой её хозяина. Утверждают, что, сживаясь с человеком, камень приобретает особый неповторимый оттенок, который теряет, поменяв владельца. Неблагополучие хозяина также может печально сказаться на камне. Возможно, такое поверье не совсем безосновательно. Известно, что страстный любитель драгоценностей Иван Грозный, тем не менее, терпеть не мог бирюзу. Царь был тяжело болен, и небесно-голубые самоцветы зеленели и тускнели у него в руках.
Бытует мнение, что бирюза не выносит одиночества и болеет, если её долго хранить в шкатулке, не надевая. Одна женщина-литературовед, обладательница тонких изящных пальчиков, рассказывала, как хранители пушкинского дома-музея попросили её надеть бирюзовое колечко Натальи Николаевны, чтобы, пусть ненадолго, согреть камушек человеческим теплом и уберечь от старения.
Сохранившиеся в гробницах фараонов и храмах майя изделия из прекрасной голубой бирюзы, как будто, опровергают это романтическое представление, но, с другой стороны, мудрые древние жрецы, могли знать способ воскрешать стареющие самоцветы. Настоящая бирюза – камень довольно дорогой, но это не значит, что то, что продают под этим именем по доступной цене, обязательно искусственная подделка. Популярным природным имитатором бирюзы является варисцит. Этот непрозрачный зеленовато-голубой или яблочно-зелёный камень по внешнему виду его легко спутать с бирюзой, но он отличается по химическому составу. В состав бирюзы кроме водорода и кислорода входит медь, в состав варисцита – алюминий и фосфор. Своё имя минерал получил по названию района Варисция в Саксонии, где он был впервые обнаружен и описан в 1837 году. Месторождения варисцита известны также в США (штаты Юта и Невада), но на сегодняшний день они практически полностью выработаны. В настоящее время этот камень добывается в Австралии (Квинсленд), Испании, Польше, Бразилии.