27.04.2024

Как вернуть сексуальную жизнь в норму после сексуализированного насилия? – Таня Тювилина

+


Спросили у семейного психолога и секс-консультанта Зои Пришивалко, как помочь себе вернуть в норму секс после сексуализированного насилия, чтобы он был удовольствием, а не триггером. 

Мы не имеем в виду налаживание сексуальной жизни непосредственно с тем, кто совершил сексуализированное насилие. 

Какие бывают сложности в сексе после пережитого насилия? 

Сложности могут возникнуть на любом этапе сексуального взаимодействия. Человек сталкивается со следующими трудностями:

исчезает либидо; 
пропадает влечение к тому, кто привлекал вас раньше; 
тело перестаёт реагировать на сексуальные стимулы; 
трудно или невозможно получить оргазм; 
после оргазма настроение становится депрессивным. 

Эти сложности могут проявляться как в сексе с партнёром, так в мастурбации в одиночку. 

Человек может «неадекватно» откликаться на сексуальные стимулы. Например, если раньше ласки приносили удовольствие, после пережитого насилия прикосновение вызывает агрессию, испуг. То есть организм реагирует как на стрессовую ситуацию.

Бывает трудно строить близкие доверительные отношения. Пострадавшие от сексуализированного насилия могут не контролировать свою агрессию. Некоторые хотят сделать партнёру больно, проявляются садистские наклонности. Либо наоборот — человек уходит в мазохистскую крайность. 

Иногда после сексуализированного насилия развивается посттравматическое стрессовое расстройство. Из-за этого перед сексом или во время него человек дезориентирован, у него появляются тревога и чувство опасности. 

Почему возникают триггеры, даже если я знаю, что партнёр не сделает ничего плохого? 

Сексуализированное насилие — это травма. Человек попал в ситуацию, которую он не ожидал, она мощно повлияла на него. Вероятно, пострадавший не смог  ответить в моменте реакцией «бей» или «беги», и он замер. 

Внутри остаётся очень много нереализованного эмоционального заряда, который «сцепился» с насилием. Тогда мозг в похожих ситуациях может попытаться завершить нереализованную реакцию: «В прошлый раз тебя так же трогали, поэтому сейчас надо ударить или убежать». 

Человека с ПТСР могут триггерить прикосновения, звуки, поцелуи, поглаживания и любые другие сексуальные стимулы. В такие моменты пострадавшим руководит нервная система, потому что она хочет помочь прожить нереализованные реакции. Даже если головой человек вроде бы понимает, что сейчас он в безопасности.
 

Стоит ли новому партнёру рассказывать о пережитом? 

Всё очень индивидуально. У некоторых людей с ПТСР после рассказа может только повыситься агрессия, страх или реакция  замирания. Лучше в таких вопросах сначала прислушиваться к себе и своим ощущениям. 

Вы можете предупредить. Сказать, что пережили опыт, из-за которого сейчас конкретные действия и слова вызывают у вас негативную реакцию.

Подумайте, зачем для вас вообще важен этот разговор. Вы хотите позаботиться о себе и своём комфорте? Важно, чтобы человек понимал вас? Важно узнать, совпадают ли его ценности с вашими? Тогда есть смысл поделиться своими мыслями. Чем больше мы рассказываем про допустимое и недопустимое людям, тем вероятнее, что они будут осмотрительнее относиться к нашим границам и потребностям.

Что точно не стоит делать в сексе, если пришлось пережить сексуализированное насилие? 

Не торопитесь. Пока вы не разобрались с последствиями травмы, сексом лучше не заниматься. Так вы рискуете только больше навредить себе и своему состоянию. Дайте себе время. 

Избегайте триггеров. Например, если во время насилия вас связывали и удерживали, не стоит идти в практики с шибари, бандажированием и прочим, что может вызвать неприятные ассоциации. Не повторяйте позы, которые были во время насилия. Во время секса вы должны чувствовать себя в безопасности. Старайтесь не создавать ситуацию, которая была связана с сексуализированным насилием. 

Избегайте жестокости со своей стороны. Некоторые люди с ПТСР сильно агрессируют во время секса, и никакие стоп-слова не могут  помочь. Не стоит по отношению к партнёру проявлять агрессию во время секса, особенно если вы не получили на то согласие. 

Возможно ли справиться с триггерами и убрать их насовсем? 

Любой опыт меняет человека. Если он застревает в ПТСР, качество его жизни ухудшается. В какой-то момент пострадавшему может стать совсем невыносимо. Если у вас такой период, лучше обратиться за помощью к специалисту. 

Вероятно, триггерное воздействие не сотрётся в ноль и переживший опыт никуда не исчезнет. Но после проработки травмы влияние триггеров ослабнет. Несколько сеансов или долгосрочная терапия могут поменять отношение к случившемуся,  помочь психике и телу допрожить нереализованные реакции и улучшить жизнь. 

Можно ли справиться с последствиями сексуализированного насилия самостоятельно? 

В теории можно проработать травму самостоятельно, если вы знаете, как она проявляется в теле, и понимаете, что с этим делать. Вам уже может стать легче, если вы прочитали книжку по теме или сходили на обучающий курс. Либо, если вы специалист, который работает с подобным, велика вероятность, что вы сможете справиться сами. 

Вы можете помогать себе, рассказывая в дневнике или записывая на диктофон, что с вами произошло. Поделитесь с друзьями своим состоянием — рассказ об эмоциях может подействовать терапевтично.

Попробуйте обратиться за помощью в специализированные группы поддержки или кризисные центры. Там специалисты расскажут о помогающих методиках. 

Но лучше всё же обратиться к кризисным специалистам в ближайшее же время после сексуализированного насилия — в течение месяца. Чем быстрее вам смогут помочь, тем меньше риск, что травма принесёт больше сложностей вам в будущем.

Стоит отнестись к себе внимательнее, если: 

вы стали плохо спать и есть, либо, наоборот, много едите и спите; 
у вас повысилась тревожность; 
постоянно появляются флешбэки; 
вы «неадекватно» реагируете на обычные действия в сексе; 
у вас появились проблемы с близостью; 
вы не удовлетворены своей жизнью; 
симптомы не проходят спустя полгода. 

В таком случае справиться самостоятельно вряд ли получится. Лучше обратиться за помощью к психологу или сексологу. 

Обложка: Аня Исаченко / Горящая изба


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

59 элементов 0,677 сек.