15.01.2025

Бей первым, Хаим


5 августа 2022 года ЦАХАЛ объявил о начале антитеррористической операции в cекторе Газа. Она получила название «Рассвет», а ее целью стали наблюдательные пункты, склады с боеприпасами и позиции для запуска ракет группировки «Палестинский исламский джихад» – организации, запрещенной в России.

Подписывайтесь, пожалуйста, на наш телеграмм – канал : https://t.me/newrezumeorg

 «Операция необходима для устранения конкретной угрозы в отношении граждан Израиля и мирных жителей, живущих по соседству с сектором Газа», – заявил глава израильского кабмина Яир Лапид. По его данным, террористы разместили на границе с Газой ракеты и снайперов – и готовились совершить серию атак на израильское население и военных.

 

 

Операция «Рассвет» продлилась 66 часов – уже 7 августа боевики заявили о готовности к перемирию и прекращению огня. За это время ВВС ЦАХАЛа поразили около 170 целей, а также ликвидировали двух лидеров группировки – Тайсира Джабари и Халеда Мансура. Превентивное нападение – важный элемент оборонной доктрины Израиля, которым тот пользуется со дня своего основания. Ее идеологом стал Хаим Ласков – «упрямец, каких свет не видывал», как характеризовал его Бен-Гурион.

 

 

Хаим Ласков родился в 1919 году в городе Борисов, ныне это Беларусь, в семье Мойше Ласкова и Еты Гиршфельд. В 1925 году семья переехала в Палестину и поселилась в Хайфе, где отец вскоре погиб от рук арабов. Заботы о воспитании пятерых детей легли на плечи матери. Осознавая, насколько ей тяжело, дети старались ограждать ее от любых переживаний. Хаим, например, решил, что будет учиться на отлично – чтобы снять хотя бы эту заботу с материнских плеч. И свое обещание выполнил: после окончания Хайфской реальной гимназии его выбрали в числе первых претендентов для отправки на учебу в заграничный университет. Но Ласков уже тогда проявил характер, который в будущем принесет ему славу неуживчивого и порой резкого человека. Вместо отъезда за границу он вступил в «Хагану» – подпольную боевую сионистскую организацию в Палестине.

 

 

Вообще, активисты «Хаганы» боролись с британцами на Святой земле, но в начале Второй мировой заключили с ними союз. Хаим Ласков вошел в так называемую Еврейскую бригаду в составе британских войск – и сражался в Ливии, Египте, Бельгии, Голландии и Италии.

Он демобилизовался в 1945 году, но на какое-то время остался в Европе: помогал европейским евреям нелегально перебираться в Палестину, а еще охотился за нацистами, избежавшими правосудия.

 

 

По возвращении в Палестину Ласков стал начальником первой на территории будущего Израиля офицерской школы – и сыграл важную роль в подготовке кадров для израильской армии, постепенно создававшейся на базе «Хаганы». Во время Войны за независимость в 1948 году Ласков отличился в боях за Латрун и Назарет, а также при освобождении Галилеи. Через год – уже в звании генерал-майора – он возглавил отдел военной подготовки Генштаба. Тогда-то ему и поручили разработку военной доктрины.

 

 

Ее основные постулаты прописал Давид Бен-Гурион, первый премьер-министр страны. Они заключались в следующем: Израиль обязан до последнего сдерживать врагов от нападения. Если сдерживание не помогло – Израиль идет по пути раннего предупреждения и наносит превентивный удар. Если и это не остановило противника, Израиль старается как можно быстрее перенести театр военных действий на территорию врага.

 

 

Однако Хаим Ласков развил из «теории раннего предупреждения» целую идеологию. Страна слишком мала, чтобы позволить себе вести оборонительные бои или при необходимости производить тактическое отступление войск, полагал он. Опыт Войны за независимость подтвердил это. Если бы не месячное перемирие в июне-июле 1948 года, инициированное ООН, исход конфликта для обороняющегося Израиля мог быть плачевным: месяц «передышки» дал его армии возможность получить новое оружие и изменить тактику. «В случае надвигающейся угрозы у Израиля нет другого варианта, кроме быстрой превентивной атаки, – провозглашал Ласков. – Ждать нападения равносильно тому, чтобы вырыть себе могилу!»

 

 

Самым известным примером упреждающих ударов стало уничтожение израильскими ВВС египетской авиации прямо на ее аэродромах в июне 1967 года. Президент Египта Абдель Насер призвал «утопить всех евреев в Средиземном море». Армии Ливана, Сирии, Иордании, Ирака и Египта сосредоточились у границ Израиля. И хотя их было в два раза больше, чем израильтян, а танков и самолетов у них было так и вовсе в три раза больше, этот конфликт закончился очень быстро. В пользу Израиля, нанесшего превентивный удар по аэродромам. По итогам этой войны, получившей название «шестидневной», к Израилю отошли Голанские высоты, Синайский полуостров, Западный берег реки Иордан и район сектора Газа у Египта.

 

 

К тому времени сам Хаим Ласков, который в течение трех лет – с 1958-го по 1961-й – возглавлял Генштаб ЦАХАЛа, уже ушел в отставку. Он стал руководить Управлением портами Израиля. На этом посту он в числе прочего построил порт в Ашдоде – один из крупнейших в стране. Помимо доктрины «быстрого реагирования» с именем Ласкова во время его службы в армии связаны два скандала. Первый из них случился в апреле 1959 года, когда в ЦАХАЛе неожиданно объявили мобилизацию резервистов. Целью этой учебной тревоги была отработка развертывания резервных сил, но в городах началась паника – израильтяне подумали, что началась новая война. Соседние арабские страны тоже привели свои армии в боевую готовность – там решили, что Израиль планирует атаку. Эти учения вошли в историю как «ночь уток». Сам Ласков не пострадал, но должностей в результате «учений» лишились двое высокопоставленных военных – генерал-майор Меир Зореа и шеф военной разведки Йехошафат Харкаби.

 

 

Второй скандал был связан с фамилией Ласкова. В конце 40-х политики стали массово менять фамилии, перекладывая их на «более израильский» лад. Ласков наотрез отказался делать это. Вот что вспоминал Михаил Альшанский, глава белорусского землячества в Израиле: «Давид Бен-Гурион трижды требовал от генерала Хаима Ласкова, уроженца белорусского города Борисова, изменить фамилию, и трижды генерал отказывался. Последний раз на заседании правительства рассвирепевший Бен-Гурион попросил Ласкова выйти за дверь, подумать и вернуться с уже новой фамилией. Однако Ласков продолжал упорствовать. Вернувшись на свое место за столом заседания, он сказал: “Я Ласковым родился и Ласковым умру. В своей фамилии не изменю даже буквы”. Пораженный таким упорством глава правительства заметил: “Вижу, что ты такой же упрямец, как и я. Что ж, оставайся Ласковым”».

Хаим Ласков скончался в декабре 1982 года. Именем идеолога «превентивного удара» назван Музей боевой славы в Хайфе.

Алексей Викторов

/КР:/
Статью прочитал с большим интересом, так как ничего не знал об израильском  генерале Ласкове…/

13


70 элементов 1,261 сек.