15.01.2025

«Моссад» вскрыл огромную бизнес-империю ХАМАСа. И Израиль не сделал с этим ничего Никита Аронов


На тот момент уже более года американская разведка и «Моссад» отлично знали, что Pattern – важная составная часть финансовой империи ХАМАСа. Но ни США, ни Израиль ничего по этому поводу не сделали.

16 декабря американское издание The New York Times опубликовало поразительную историю о том, как израильские разведчики «охотились» за деньгами ХАМАСа.

Еще в 2018 году, пишет The New York Times, «Моссад» смог раздобыть бухгалтерские документы ХАМАСа. Из них вырисовалась удивительная картина. Оказалось, что ХАМАС управляет целой «бизнес-империей».  Террористы владели горнодобывающими компаниями, птицефермами и дорожностроительными фирмами в Судане, небоскребами-близнецами в ОАЭ и строительной компанией в Алжире.

Террористы неплохо зарабатывают

«Моссад» начал подбираться к финансовой империи террористов еще в 2015 году. И сделал удивительное открытие. Другие крупные террористические организации, такие как «Аль-Каида» и «Исламское государство», владели по всему миру компаниями для отмывания денег. В руках ХАМАСа же было нечто совсем другое, более впечатляющее: «международное сообщество реальных компаний, производящих реальный доход».

Конечно, ХАМАС получал немало средств на военные нужды от Ирана. Но благодаря этим фирмам он имел и собственные доходы

На бумаге они выглядели как не связанные между собой. Но в советах директоров, среди топ-менеджеров и в числе крупных акционеров всплывали одни и те же лица. Один из них — иорданец Хишам Кафише, получавший многомиллионные строительные подряды в Судане

Другой — турок палестинского происхождения Амер Аль-Шава. Его допрашивали в ОАЭ по подозрению в финансировании ХАМАСа.

Во главе бизнес-империи ХАМАСа стоял Ахмед Оде, крупный иорданский бизнесмен с многолетним опытом работы в Саудовской Аравии, пишут авторы расследования.

«Мы поняли, что эти фирмы нужны для того, чтобы заработать немного денег и использовать их в качестве авторизованной платформы для перевода денег с места на место», — рассказал The New York Times Уди Леви, бывший руководитель  специального отдела «Моссада» — «Гарпун». Именно это подразделение охотилось, и весьма успешно, за деньгами ХАМАСа.

Леви уверяет, что еще в 2015 году лично сообщил об активах ХАМАСа Биньямину Нетаниягу. «Однако его это не особо волновало», — сказал разведчик.

К 2016 году правительство Нетаниягу «начало использовать метод задабривания ХАМАСа, разрешив катарцам отправлять наличные в Газу», -пишут авторы расследования.

«Нетаниягу говорит, что деньги были гуманитарной помощью. В частном порядке он советовал другим [игрокам в регионе] стабилизировать ХАМАС, чтобы уменьшить давление, связанно со сделкой по созданию палестинского государства».

В том же году был ликвидирован и «Гарпун». Но «Моссад», конечно, продолжал заниматься финансовой разведкой. В частности, он выяснил, что после разгрома в 2014 году (речь об операции «Нерушимая скала», когда Израиль вел наземные боевые действия в Газе и уничтожил там часть тоннелей и террористической инфраструктуры) ХАМАС продал часть своих активов и сумел на вырученные средства быстро закупить оружие и нанять новых боевиков.

Купить стабильность

В 2018 году произошел важный прорыв – «Моссад» завладел бухгалтерскими документами ХАМАСа. В них было перечислено множество фирм, в руководстве которых числились знакомые уже люди: Кафише и Аль-Шава.

Это открытие было быстро подкреплено разведданными из Саудовской Аравии. В середине 2018 года там был арестован Махмуд Газаль, которого авторы расследования называют «бухгалтером ХАМАСа». Были задержаны еще двое из руководителей компаний, принадлежавших ХАМАСу. Саудовские спецслужбы поделились своими данными с американскими коллегами.

Но… ничего не произошло. Санкции против империи террористов на вводила ни администрация Трампа, ни правительство Нетаниягу.

«Израильские лидеры считали, что ХАМАС больше заинтересован править, чем воевать. К тому моменту, когда были обнаружены его бухгалтерские книги, премьер-министр Биньямин Нетаниягу призвал правительство Катара отправить десятки миллионов долларов в сектор Газа. Он сделал ставку на то, что за эти деньги можно купить стабильность и мир», — пишут авторы расследования.

С территории Саудовской Аравии фирмы ХАМАСа все-таки выдавили. Большую своих суданских доходов они потеряли после смены режима в стране. А вот в Турции их бизнес процветал и процветает до сих пор. ХАМАС там не признан террористической организацией, а строительство, которым занимаются принадлежащие ему компании, активно поддерживается властями страны.

Все руководители компаний террористов сейчас живут в Турции. И Оде, и Аль-Шава, и Кафише. Там же обретается и отвечающий за финансы ХАМАСа член  его политбюро — Муса Дудин.

Не добившись ничего от правительства, чтобы хоть как-то привлечь внимание к проблеме, члены «Гарпуна» в 2021 году выложили материалы своих расследований в «Фейсбук». Только весной 2022 года США ввели против финансов ХАМАСа первые санкции.

На пике своего развития финансовая империя террористов стоила полмиллиарда долларов. Сейчас ее цена меньше. Но, например, в Турции, принадлежащие ХАМАСу фирмы по-прежнему работают. Все это время эти активы приносили доходы, и террористы могли закупать дополнительное оружие, вербовать и тренировать боевиков.

«Детали», Никита Аронов. 

 


70 элементов 1,195 сек.