25.11.2024

Басни Николая Эрдмана и Владимира Масса /СК/


«С середины двадцатых годов (прошлого века) возникло содружество Николая Эрдмана и Владимира Масса. Вместе они сочиняли пародии, басни, интермедии, обозрения для Ленинградского Мюзик Холла, для Леонида Утесова с его знаменитым джазом.

По предложению кинорежиссера Григория Александрова они написали сценарий первой Советской кинокомедии «Веселые ребята».

В 1933 году во время съемок «Веселых ребят» оба автора были арестованы и сосланы на десять лет. Поводом послужили басни, слишком смелые для того времени…»

(Википедия)

«Он не умел говорить банальности. Чаще всего молчал. Никогда не допускал фамильярности. Я не припомню в его речи ни одного иностранного слова. Невероятное дело, он создал жемчужины словесности, обходясь без таких привычных, необходимых выражений как «трюизм», «спонтанность», «эксперимент», «экзерсис»…»

В. Смехов "Николай Эрдман"

НЕПРЕЛОЖНЫЙ ЗАКОН

Мы обновляем быт
И все его детали.

"Рояль был весь раскрыт
И струны в нем дрожали…"

– Чего дрожите вы? – спросили у страдальцев
Игравшие сонату десять пальцев.

– Нам нестерпим такой режим,
Вы бьете нас – и мы дрожим!..

Но им ответствовали руки,
Ударивши по клавишам опять:
– Когда вас бьют, вы издаете звуки,
А если вас не бить, вы будете молчать.

Смысл этой краткой басни ясен:
Когда б не били нас,
мы б не писали басен.

ПОЭТ

Один поэт, свой путь осмыслить силясь,
Хоть он и не был Пушкину сродни,
Спросил: "Куда вы удалились,
Весны моей златые дни?"

Златые дни ответствовали так:
– Мы не могли не удалиться,
Раз здесь у вас такой бардак
И вообще, черт знает что творится!

Златые дни в отсталости своей
Не понимали наших дней.

СЛОН И МОСЬКА

Все, все меняется: законы, нравы, стили…
Случилось так, что где-то как-то раз,
По улицам слона водили,
Возможно, что и напоказ.
Вдруг Моська, увидав слона,
Подобострастия полна,
Расшаркалась пред ним почтительно и мило.
Потом,
Виляя весело хвостом,
Всех растолкав,
Перед слоном
На задних лапах заходила.
"Имей же стыд, –
Ей Шавка говорит, –
Так мерзко унижать себя нельзя же,
Ведь слон тебя не замечает даже".
"Отстань, – ответствовала та, –
Не понимаешь ты, как видно, ни черта
Ни в психологии скотов, ни в нашей жизни сучьей.
Я подхалимствую пред ним на всякий случай.
Плодов, что нам приносит лесть,
Нельзя заранее учесть,
Но это важный двигатель карьеры…"
Да, больше в наши времена
Не лает Моська на слона.
Совсем теперь не те у ней манеры.

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ОСЕЛ

Мы пишем не для похвалы,
А для внушения морали.
В лесу однажды все ослы
Вдруг диалектиками стали.
Но так как страшный произвол
Царит сейчас во всей вселенной,
Диалектический осел
Глуп так же, как обыкновенный.

ЧАСЫ

Две стрелки на часах шли, не переставая:
Минутная и часовая.
"Не понимаю, почему ты
Не хочешь, как и я, отсчитывать минуты? –
Спросила та, которая длинней,
У той, которая короче,
Соединившись с ней
В 12 ночи. –
Встряхнись! Пора! Беги за мной!"
Короткая сказала: "Можно".
И понеслась неосторожно
За торопившейся большой.
Сейчас мы поясним сию картинку:
Часы пришлось отдать в починку.

ВЕРБЛЮД И ИГОЛЬНОЕ УШКО.

Один верблюд пролез в игольное ушко,
А это очень нелегко…
И чтоб отметить это чудо,
Все стали чествовать верблюда:
Он – сверхверблюд!
Громадный труд!
Какая нужная работа!
Вдруг замечает где-то кто-то:
За этот труд хвала ему и честь,
Но вот что он туда пролез – понятно,
А вот пускай попробует пролезть обратно.
Верблюд рассвирепел как бес.
Полез обратно – и пролез!
И вот его все знают города,
Его снимают все, о нем уж пишут книжки.
А наш верблюд туда-сюда,
туда-сюда без передышки.
Натер себе бока и холку
И наконец сломал иголку.
Мораль: у нас неповторимая эпоха.
Но вот иголки делаем мы плохо.

/Комментарий:
Первая Советская кинокомедия «Веселые ребята" – это шедевр на все времена. 
Время не властно над поистине талантливыми произведениями. 
В любом возрасте смотрятся с интересом вызывают смех, позволяя отвлечься от серых будней.
Браво содружеству двух талантливых людей./

 


67 элементов 1,323 сек.