110 лет назад родился популярный советский актер театра и кино
В 1957 г. на студии «Арменфильм» решили снять картину о революционере Камо. Начали искать актера на главную роль, но требовательные режиссеры (их было два) отвергали одну кандидатуру за другой. Кто-то из ассистентов вспомнил о фильме «Пролог», где одну из главных ролей великолепно сыграл ленинградский актер Ефим Копелян. Решили пробовать его, однако выяснилось, что он не армянин, а чистокровный еврей.
Почему вы так похожи на китайца?
Казалось бы, какие проблемы, но из местного ЦК раздался окрик: роль армянина-революционера должен играть только армянин (хотя армяне вовсе не антисемиты, но в этом случае взыграла национальная гордость). Поиски возобновились, и Ефима Копеляна заменили на Гургена Тонунца, которого нашли… в Кустанайском драматическом театре.
Друг Копеляна, актер и режиссер Арам Карапетян вспоминал, что однажды спросил «неудавшегося Камо», откуда у него такая странная фамилия. Он ответил:
– Вероятно, мои предки носили фамилию Каплан, но для евреев существовала черта оседлости. Чтобы ее избежать, стали называться Копелянами. А впрочем, бог его знает почему.
– И у тебя совсем нет армянской крови? – спросил Карапетян.
– Ни капли, – улыбнулся Ефим.
– Ни со стороны родителей, ни со стороны бабушек и дедушек? – допытывался неугомонный Арам.
Копелян рассмеялся:
– Знаешь, наш разговор напомнил мне один анекдот. В поезде едут еврей и китаец. Еврей спрашивает китайца: «Скажите, вы случайно не еврей?» – «Нет, я китаец». – «А папа ваш не еврей?» – «Нет, папа тоже китаец». – «А мама?» – «И мама китаянка». – «Ну, тогда, может, отец мамы был еврей?» – с надеждой спросил попутчик. Китайцу все это надоело, и, чтобы отделаться от назойливых вопросов, он воскликнул: «Да, да, я еврей!» – «Что вы говорите?! – удивился еврей. – А почему тогда вы так похожи на китайца?»
«Музыкант» и «скрипка»
Сын Залмана Давидовича и Маши Мордуховны Копелян из забытого богом небольшого белорусского местечка Речица не был похож на китайца. Он, как вы понимаете, был чистокровным евреем (чего, кстати, никогда не скрывал) по факту рождения, что не помешало ему поступить в ленинградскую Академию художеств: молодой провинциал собирался стать архитектором, а не актером. Но случилось то, что случилось. Не знаю, какой бы архитектор получился из Копеляна, но актер из него вышел изрядный.
Как известно, человек предполагает, а бог располагает. Поддавшись уговорам приятеля, 17-летний юноша бросил Академию и поступил в студию при Большом драматическом театре, тем более что какой-никакой театральный опыт у него был – студент подрабатывал в массовых сценах в спектаклях того же БДТ.
Тогдашний главный режиссер театра Константин Тверской обратил внимание на талантливого студийца и через некоторое время доверил ему роль лорда Грея в спектакле «Жизнь и смерть короля Ричарда III». От учебной студии до профессиональной сцены молодому Копеляну оставался всего лишь шаг, и он его сделал, став в 1935 г. артистом БДТ…
Геннадий ЕВГРАФОВ
/Комментарий:
Ефим Копелян – блестящий артист!!! Он великолепен во всех ролях! В молодости старался не пропускать ни одного спектакля в БДТ, тем более, если в нём принимал участие Ефим Копелян. В свои 82 я помню неизгладимое впечатление, которое производила на меня его игра.
Пусть земля будет ему пухом./