Раскаяние – настоящее или нет?
В событиях, связанных с победой над злодеями, которые собирались уничтожить сыновей Израиля в Персии и ее ста двадцати семи провинциях, есть одна деталь, которую мы чаще всего забываем: раскаяние.
А ведь оно было… «…разосланы были письма с гонцами во все области царские, чтобы истребить, убить и погубить всех Йеудеев: от юноши до старика, (и) детей, и женщин – в один день, в тринадцатый день двенадцатого месяца, то есть месяца Адара, а имущество их разграбить». А вот оно другое: «И сказала Эстэр в ответ Мордэхаю: Иди, собери всех Йеудеев, находящихся в Шушане, и поститесь ради меня: не ешьте и не пейте три дня – ни ночью, ни днем; и я со служанками моими (тоже) буду так же поститься, а потом пойду к царю, хотя это и не по закону, и если уж погибать мне, то погибну» (Эстэр,4). И собрались в синагогах и постились. Даже в день Песаха постились.
Вряд ли в момент опасности смогли проанализировать, за что над ними нависла угроза полного уничтожения. Но даже одно желание исправить свои дела – это тоже раскаяние. И Всевышний принял его и спас. Но настоящее раскаяние так и не пришло. Что-то где-то, как-то поняли, но осознать в полной мере свое преступление так и не осознали. Безусловно, увидели во всех событиях руку Всевышнего, радовались, благодарили Его, установили праздник на все поколения, но вернулись к своим будничным делам и остались рабами Ашавероша. Кто-то скажет: чего же можно требовать от них, чтобы они встали и пошли в землю Израиля строить Храм? Это же не от них зависело. И это правильно, и неправильно. С одной стороны – обстоятельства: никто не разрешал переселяться в Йеуду, не было такого указа Ахашвероша. С другой стороны – Всевышний сказал: «Пусть откроют Мне отверстие в сердце своем величиной с угольное ушко, а Я открою им ворота, через которые могут проехать повозки» (Шир а-ширим раба, 5). Иными словами, если бы было настоящее желание, то после событий Пурима был бы исход. Горы пустыни расступились бы как море. Так как желание создает обстоятельства, или точнее – Всевышний создает обстоятельства в соответствие с желанием. Так что повисло все посередине: и раскаялись и благодарили Всевышнего за спасение жизни, и Тору полюбили и заповеди, но самого главного не поняли.
Чего нельзя сказать про Эстер, которая мечтала о возобновлении строительства Храма. «И какова твоя просьба? – спросил Ахашверош у Эстер, стоящей во внутреннем дворе дворца. – До полцарства и будет тебе дано…» (Мегилат Эстер, 5:3) – «Но то, что рассечет царство и лишит меня власти, – этого не проси». И в чем же он видел угрозу? В строительстве Храма» (Эстер раба, 5:3).
Эстер – даже в том ужасном положении, в котором она оказалась, – никогда не теряла надежды на возвращение Божественного Присутствия. Благодаря ее стремлению был – в опасный для еврейского народа момент – остановлен гнев Всевышнего и отстроен Храм.
Но кто кроме нее из тех, кто остался в Персии?
Так и сегодня…
А что сегодня?
Разве, никто не собирается создать атомную бомбу, чтобы сбросить на Израиль, и никто еще не запустил центрифуги? Разве это не повод задуматься о том, что с нами не в порядке? Конечно, это не избавляет от обязанности противостоять врагу и исполнять заповедь: «Если кто-то встает, чтобы убить тебя, опереди и убей его». Но при этом, даже после того, как нам удастся устранить угрозу, с нас никто не снимет обязанность подумать, почему Всевышний сделал вид, будто Он собирается уничтожить нас руками злодея.
Почему?
И ответ здесь очевиден. Когда речь идет обо всем народе, заповеди, возложенные на каждого и каждого в отдельности, не играют решающей роли, а оценку, которую ставят нам Небеса, определяет то, насколько мы исполняем свое предназначение. Хотим ли распространить в мире Божественный свет, который исходит из Храма, или нет. Похоже, что нет. Давайте представим себе, от чего мы отказываемся. «И будет в день тот: выйдут воды живые из Йерушалаима, половина их – к морю восточному, и половина их – к морю западному; летом и зимой будет (так). (9) И будет Г-сподь царем на всей земле, в день тот будет Г-сподь один (для всех), и имя Его – одно. (10) И превратится вся земля в Араву – от Гэвы до Риммона, к югу (от) Йерушалаима; и возвысится он, и обитать будет на месте своем…» (Зхарья, 14:8-10).
«И возгремит Бог с Циона, и подаст голос Свой, из Йерущалаима, и содрогнутся небо и земля; но Г-сподь станет прибежищем для народа Своего и оплотом сынам Израиля. И узнаете вы что Я – Бог Всесильный ваш, обитающий на Ционе, на святой горе Моей; и станет Йерушалаим святынею, и чужие не пройдут больше через него. И будет в тот день, горы источат вино, а холмы истекут молоком, и по всем руслам Йеудеи заструится вода, я забьет источник из дома Г-сподня, и напоит долину Шиттим. Египет станет пустошью, а Эдом будет безлюдной пустынею за насилие над сынами Йеуды, чью невинную кровь проливали они в стране их. И будет вечно заселена Йеудея; и Йерушалаим – во веки веков. И отомщу Я за кровь их, еще не отмщенную; и будет Г-сподь обитать на Ционе» (Йоэль, 4:16-21).
«И повел меня к тем самым воротам (через которые я вошел), воротам, которые обращены на восток.
И вот слава Всесильного Израиля приближается с восточной стороны и все (наполнено) шумом вод обильных, и земля озарилась (светом) славы Его… И слава Бога вошла в дом через ворота, обращенные к востоку». (Йехезкель, 43:1-4).
«И будет, в конце дней утвердится гора дома Б-га (и вознесется) над вершинами (всех) гор, и возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы.. И пойдут многие народы, и скажут: Давайте взойдем на гору Б-га, в дом Б-га Яакова,и укажет (Он) нам пути Свои, и мы пойдем по дорогам Его. Ибо из Цийона выйдет Тора и слово Б-га – из Йерушалаима. И рассудит Он между нациями, и даст поучение многим народам; и перекуют они мечи свои на мотыги и копья свои – на ножницы (для обрезания ветвей); не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Йешаяу, 2:1-5).
Божественный свет, несущий благословение всему миру, цветение земли, прекращение войн – от всего этого мы отказываемся.
Не только отдать врагу святыню, но еще и обосновать его моральное и историческое право на владение ею.
Мало того, что установление порядка на храмовой горе после Шестидневной войны было передано в руки международного исламского комитета, сегодня многие политические деятели и раввины, ищут обоснование легитимации их пребывания на самом святом месте. Одни говорят, что они не идолопоклонники и их мечеть – это не церковь, поэтому нет оснований прогонять их, другие предлагают поделить храмовую гору, как Пещеру Праотцов, пополам.
Все эти люди забывают о том, что Всевышний возложил на сыновей Израиля обязанность исправить мир, распространить Его учение и Его свет с горы Мория и из Йерушалаима. Вместо того, чтобы взять на себя ответственность за весь мир и вернуть себе храмовую гору, предлагается передать бразды правления в руки народа, который рубит руки, отрезает головы, закапывает женщин живьем, взрывается в толпе мирных жителей, прыгает на крышах после террактов, и так далее. Он, этот народ, исправит мир? А если нет, то как же Вы хотите отдать им гору, с которой должен исходить Божественный свет? Вы считаете, что только отказаться от обрезания или ездить на машине в субботу – это нарушение союза с Богом? А отказ от своего предназначения – это не нарушение союза? Не мы ли обещали быть царством священников для всего мира?
Атомная бомба никогда не упадет, так же как не состоялся план Амана, но она – повод задуматься, исполняем ли мы свое предназначение, как народ.