Когда речь заходит о баснях, то на ум сразу приходит Иван Андреевич Крылов. С его творениями хорошо знаком с самого детства каждый из нас.
За свою жизнь он написал девять книг, на страницах которых поместилось 198 произведений. Впервые полный сборник был напечатан в 1843 году, а также его канонизировали в истории русской литературы. Однако мало кто знает, что некоторые басни не были допущены к публикации, поскольку они не прошли цензуру. На протяжении полутора века ученые пытались понять, в чем проблема. И только недавно филологи сумели выяснить, почему же их все-таки вычеркнули из сборников.
Какие басни не увидели свет?
Всего под запрет цензуры попало восемь произведений. К ним относятся: «Стыдливый игрок»; «Пир»; «Лев и человек»; «Судьба игроков»; «Два извозчика»; «Павлин и соловей»; «Огарок и подсвечник»; «Не вовремя гости». Одни из них были напечатаны еще при жизни, а другие уже после смерти писателя. Но главное заключается в том, что они не исчезли бесследно, ведь в творениях Крылова заложен очень глубокий смысл, который, к сожалению, понимают далеко не все.
В чем причина исключения из сборников?
Филологи провели исследования и выяснили, что девятикнижие включает в себя произведения, созданные писателем на протяжении 50 лет, т. е. за всю его сознательную жизнь. А это значит, что Крылов застал смену нескольких литературных направлений, для каждой из которых характерно различное понимание жизни, окружающего мира и человека.
Таким образом, с большой долей вероятности можно предположить, что некоторые басни не были допущены к печати из-за их эстетического несоответствия представлениям общества о культуре того времени. В них Крылов использовал не универсальный, а частный сюжет, который нехарактерен к данному направлению в литературе.
Помимо этого некоторые персонажи, имеющие реальные прообразы, выставлены в чрезмерно негативном свете, из-за чего читатели не могут окунуться во все происходящее и лично прочувствовать развивающиеся события в баснях. А что касается басни «Пир», то она и вовсе была вычеркнута по цензурным причинам. –
Вот такие удивительные открытия удалось сделать филологам о творчестве великого писателя Ивана Крылова. И они действительно представляют большой интерес, поскольку приоткрывают завесу тайны и дают понять, почему же хорошие, на первый взгляд, басни не увидели свет при жизни их создателя.
Автор Екатерина Петрова
https://fb.ru/news/literature/2020/6/3/216180
Басня "Стыдливый игрок"
Случилось некогда мне быть в шумливом мире
Сказать ясней, мне быть случилося в трактире;
Хотя не много там увидеть льзя добра,
Однакож тут велась изрядная игра.
Из всех других поудалее
Один был рослой молодец,
Беспутства был он образец
И карты ставил он и гнул смелее;
И вдруг
Спустил все деньги с рук.
Спустил, а на кредит никто ему не верит,
Хоть кажется в божбе
Герой не лицемерит.
Озлился мой болван,
И карту с транспортом поставил на кафтан.
Гляжу чрез час,
Герой остался мой в камзоле
Как пень на чистом поле;
Тогда к нему пришёл
От батюшки посол,
И говорит: Отец совсем твой умирает,
С тобой проститься он желает,
И приказал к себе просить.
Скажи ему, сказал мой фаля,
Что здесь бубновая сразила меня краля;
Так он ко мне сам может быть.
Ему сюда притти ни мало не обидно;
А мне по улице итти без сапогов,
Без платья, шляпы и чулков,
Ужасно стыдно.
Басня "Лев и человек"
Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое.
Кто веры этому неймет,
Тот ясной здесь пример найдет,
Что сила без ума сокровище плохое.
Раскинувши тенета межь дерев
Ловец добычи дожидался;
Но как-то оплошав сам в лапы льву попался —
Умри презренна тварь!
Взревел свирепый лев,
Разинув на нево свой зев.
Посмотрим, где твои права, где сила, твердость,
По коим ты в тщеславии своем
Всей твари, даже льва быть хвалишься царем?
И у меня в когтях мы разберем,
Сразмерна ль с крепостью твоей такая гордость?
Не сила разум нам над вами верх дает,
Был человека льву ответ.
И я хвалиться смею,
Что я с уменьем то препятство одолею,
От коего и с силой, может быть,
Ты должен будешь отступить. —
О вашем хвастовстве устал я сказки слушать —
Не в сказках доказать, я делом то могу;
А впрочем ежели солгу,
То ты еще меня и после можешь скушать.
Вот посмотри — между деревьев сих,
Трудов моих
Раскинуту ты видишь паутину —
Кто лучше сквозь нее из нас туда пройдет? —
Коль хочешь, я пролезу наперед;
А там посмотрим, как и с силой в свой черед,
Проскочишь ты ко мне на половину.
Ты видишь эта сеть не каменна стена;
Малейшим ветерком колеблется она;
Однако с силою одною,
Ты прямо сквозь нее едва ль пройдешь за мною.
С презрением тенета обозрев,
Ступай туда, сказал надменно лев;
В миг буду я к тебе дорогою прямою.
Тут мой ловец не тратя лишних слов
Нырнул под сеть и льва принять готов —
Как из лука стрела лев в след за ним пустился,
Но лев подныривать под сети не учился:
Он в сеть ударился, но сети не прошиб —
Запутался—(ловец тут кончил спор и дело)
Искусство силу одолело.
И бедный лев погиб.