Петр Саруханов / «Новая газета»
В ближайшие дни мы сто раз услышим банальную и избитую, как демонстрант на площади, фразу: «Уходящий год уже стал достоянием истории».
Ничего он не стал. А станет лишь через несколько десятилетий, когда студент-историк на экзамене вытащит билет «2021 год. События и комментарии».
«Та-ак! — скажет седой и усталый профессор, огорченный недавним повышением пенсионного возраста до 95 лет. — И что же вы, голубчик, знаете о 2021 годе?» «Год был трудным…», — начнет лепетать студент. «А труд был годным! — ехидно подхватит профессор. — Вы же не глава правительства и не губернатор, у которых все годы трудные. Давайте конкретнее. Я же вам рассказывал… Начало года, резонансное событие. Некий политик, собиравшийся стать президентом, вернулся из Германии, и его тут же посадили…» — «Путин!» — оживится студент. «Да вы что, дорогой мой! — ахнет профессор. — Путин вернулся из Германии гораздо раньше, и его, наоборот, президентом избрали! Похоже, вы прогуляли эту лекцию… Надеюсь, вы были хотя бы на том занятии, где я рассказывал об экономической ситуации в России в 2021 году?» — «Конечно, был, — неуверенно промямлит студент и заглянет в шпаргалку. — Вы тогда говорили про этот, как его, про НЭП. Ну да, новая экономическая политика. К ней перешли в 21-м году». — «НЭП, дорогой мой, вводился ровно на 100 лет раньше, — улыбнется профессор, — а в 2021 году в России уже не было никакой экономической политики — ни новой, ни старой!»
«Зато благосостояние населения неуклонно возрастало, — вдруг взбодрится студент. — Средняя зарплата в 2021 году достигла 100 тысяч рублей!» — «Да ну! — удивится профессор. — Откуда вы это взяли?» — «Мне бабушка сказала, — признается студент, — она тогда в Росстате работала». — «Бабушка надвое сказала! — отрежет профессор. — В ту пору средняя зарплата достигла не 100, а 50 тысяч. И то — лишь по официальным данным, которые тоже надо делить на два. Вы мне еще поведайте, что вам дедушка наплел! Кстати, чем он в ту пору занимался?» — «Дед работал в Центризбиркоме!» — с гордостью доложит студент и, внезапно что-то вспомнив, станет рассказывать, что в 2021 году в России успешно прошли выборы в Госдуму. «Вот, вот! — обрадуется профессор. — Сколько тогда усилиями вашего деда набрала «Единая Россия»? Как говорится, спасибо деду за победу!»
Тот студент уже близок будет к получению «неуда», но добрый профессор даст ему спасительный шанс. «Ну ладно, — примирительно скажет он, — мы с вами содержательно побеседовали, а теперь доложите мне, в каком году, единственный раз в нашей истории, было законодательно оформлено обнуление сроков пребывания высшего должностного лица у власти? Совсем уж простой вопрос, и я даже подскажу вам: год, когда был подписан закон, заканчивается на 21». — «Это было в 1021 году! — уверенно отчеканит студент, снова скосив глаза на шпаргалку. — Тогда правил Ярослав Мудрый и никому не отдавал власть чуть ли не 40 лет». — «Идите, голубчик, — вздохнет профессор, — еще позанимайтесь и усвойте, что
через тысячу лет после Ярослава Мудрого у власти были люди, способные намудрить с чем угодно не в пример больше него».
История не имеет заднего хода, и запасного колеса у истории тоже нет. Каким был 2021 год, таким и был. Понятно, будущие студенты, аспиранты и даже кандидаты исторических наук увязнут в нынешних событиях и фактах. Одни станут путать северный поток с западным — через годы поди разберись, где газ, а где беженцы на польской границе. Другие увяжут перемещение недружественных нам войск с глобальным потеплением — все предметы при нагревании расширяются, вот и НАТО тоже. Третьи будут недоумевать, зачем Москве понадобилось с нажимом переименовывать президента Татарстана. Ну ладно, захотелось, чтобы в стране был только один президент, а Татарстан, как всегда, проявил амбиции, так переименовали бы федеральную должность — был бы у нас глава РФ, а президент, как и хотелось, остался бы один.
Какие-то факты и события этого года, изложенные спустя десятилетия и века, потомкам могут показаться сомнительными, но хотелось бы предостеречь их от ненужных скептических высказываний и тем более от очернения и ошельмовывания прошлого. Напишут, что в 2021 году сборная России стала чемпионом Европы по футболу, значит, так оно и было. Единственная победа (1:0 над финнами) будет иллюстрироваться снимком, на котором все жарко целуют забившего гол Алексея Миранчука. И не надо напоминать, что в ту пору наша команда почти не забивала и, как следствие, состояла из нецелованных парней.
Да, заканчивается год Быка… Или год Лося? Тут уже и современники запутаются! Сказки про белого бычка нынче померкли на фоне сказки про лося, которую нам с выражением рассказал известный депутат Госдумы. Случай с 66-летним Валерием Рашкиным показал, что в 2021 году Дума неосмотрительно повысила возраст, необходимый для приобретения оружия, лишь до 21 года. Правильно было бы — до 67 лет.
2021 год уходит, и мы, как водится, строим планы на следующий, на 2022-й. Это, прямо скажем, легкомысленно. Почему? Потому что более серьезные, чем мы с вами, люди уже имеют планы на 2024-й.