03.11.2024

Как родился “УМИРАЮЩИЙ ЛЕБЕДЬ” Видео

+ +


В конце XIX века известный французский композитор Камиль Сен-Санс написал инструментальную сюиту “Карнавал животных”.  Автор дал произведению подзаголовок “зоологическая фантазия”.

По мнению композитора, это была только музыкальная шутка.  Композитор не разрешал печатать сюиту, пока он был жив.  Он не хотел, чтобы его считали сочинителем “несерьезной” музыки.
В шутливом и часто в карикатурном виде проходят перед нами “участники” карнавала.  Вот неповоротливый “Слон”, медлительная “Черепаха”, а там суетятся “Куры и петухи”… Под масками животных автор посмеивается над характерами людей.
 Одна часть этого произведения, однако, лишена насмешки и юмора.  Это номер “Лебедь”.  Его исполняет виолончель в сопровождении фортепиано.  Перед нами благородная, величавая птица…Эта пьеса была издана при жизни композитора и часто исполнялась виолончелистами.
В 1907 году ее услышал русский балетмейстер Михаил Фокин и предложил балерине Анне Павловой сделать хореографическую миниатюру на эту музыку.  В редакции Фокина номер назывался “Умирающий лебедь”.
Ночь.  На залитом лунным светом озере одинокий лебедь.   Собирая остатки сил, жалобно запрокидывая голову он пытается взлететь.  Взмахи крыльев все выше и выше… Но, вдруг обессилев, птица падает… Опять движется, как будто с новой надеждой.  Делает попытку взлететь и бессильно опускается и умирает.
Такая трактовка удивила автора музыки Сен-Санса.  В его пьесе трагического конца не было.  Да и музыка, прозрачная и светлая, написана в мажоре.  Композитор, однако, не стал возражать.  Хореографическая миниатюра принесла его сочинению мировую славу.  Анна Павлова с этим номером гастролировала во многих странах.
У этого номера есть несколько редакций разных балетмейстеров.  Одну из них сделала в 1939 году советская балерина и балетный педагог Суламифь Мессерер для своей племянницы и приемной дочери Майи Плисецкой.  Под руководством тети Майя сделала первые шаги в балете и впервые выступила с миниатюрой “Умирающий лебедь”.  Мессерер так по ставила танец, чтобы дать возможность Майе показать свою удивительную пластичность, гибкость, красоту рук — те особенные черты, которые позже превратятся в неповторимую манеру танца, уникальный балетный стиль, признанный всем миром.

Майя Плисецкая. Умирающий лебедь.


64 элементов 2,078 сек.