15.12.2024

Правда про ваши деньги, которые украли харедим


Разнузданная, потерявшая всякие тормоза кампания клеветы на мою общину на «русской улице» заставила меня взяться за написание серии статей, которые покажут людям, готовым смотреть правде в глаза и анализировать цифры и факты, что изображение пейсатых кровососов в черных одеяниях, паразитирующих на теле «здорового работающего общества» (когда-то мы уже это видели?..) — не более чем предвыборный трюк партий, не сумевших предложить своим избирателям ничего конструктивного и поэтому сделавших ставку на самые низменные рефлексы.

 

Повторюсь: статья рассчитана только на тех, кто готов думать и анализировать факты. Все приводимые здесь цифры и данные находятся в свободном доступе в интернете. Итак, начнем.

Часть 1. Пособия на детей

История вопроса

Пособий на детей в Израиле не существовало вплоть до 1959 года. Харедимные партии были в коалиции с момента основания государства до 1952 года, затем были в оппозиции вплоть до прихода к власти Бегина (1977 г.) Таким образом, к возникновению понятия «пособия на детей» («кицват еладим») на рынке израильских социальных услуг харедимные партии никакого отношения не имеют.

Идея создания такого вида социальной помощи как пособия на детей возникла после так называемых «волнений Вади Салиб». Речь идет о районе бедноты в Хайфе, где проживали в основном новые репатрианты из стран Северной Африки и прочие «мизрахим» (в наше время эту общину принято неверно называть «сефардами»; впрочем, и вышедшее из употребления слово «мизрахим» тоже было неверным — Северная Африка по отношению к Земле Израиля находится на западе, а не на востоке. А вот для европейского костяка уже устроившихся «сабр», отличавшегося немалым снобизмом, они действительно были «восточные», или, как презрительно выразился на заседании правительства по поводу волнений Леви Эшколь — «эти джунгли»).

Жители Вади Салиб не были учениками ешив. Львиная доля их были чернорабочими; они брались за любой, самый тяжелый физический труд, чтобы прокормить свои традиционно многодетные семьи. Многие из них были демобилизованными солдатами. Волнения начались с обычной драки, во время которой полицией был тяжело ранен боевым патроном один из участников (грузчик по роду занятий), и переросли в массовые беспорядки.

После успокоения волнений правительство назначило комиссию по расследованию, которая отметила ужасающие условия жизни многодетных «восточных» репатриантов и предложила в качестве одной из мер улучшения их социоэкономического положения платить пособия на детей — только семьям, имеющим 4 детей и более, и только до 14 лет. Так было создано пособие «кицват еладим».

Одним из первых получателей нового пособия стал некто Яков Коэн, чернорабочий из Бейт-Шемеша, отец 9 детей, старшему из которых на тот момент было 8 (!) лет. За две недели до введения пособий его жена родила тройню. Кроме детей, супруги Коэн, зарабатывающие на жизнь тяжелым физическим трудом, имели на своем иждивении престарелую бабушку.

В документе, опубликованном Кнессетом в октябре 2008 г. («Пособия на детей: исторический обзор») сказано, что цели программы 1959 г. не были достигнуты, в частности, потому, что пособия были очень маленькими и не могли существенно повысить уровень жизни. Кроме того, они совсем не затрагивали семьи с 1-3 детьми, которым тоже приходилось нелегко. Поэтому в 1965 г. было введено дополнительное пособие — на первых трех детей, но оно было обусловлено требованием, чтобы родители детей были наемными работниками («трудящимися»).

Очередная реформа в пособии на детей была проведена в 1972 г. Она включила в основное пособие на детей третьего ребенка, даже если его родители не считались «трудящимися» (например, были частными предпринимателями, маклерами и пр. — это отражало постепенный отход Израиля от социалистических идей), увеличила выплаты на каждого ребенка и ввела дополнительную категорию выплат — родителям, прошедшим срочную службу в армии (или пограничной полиции). Харедимные партии на тот момент были в оппозиции и никакого отношения к этому увеличению пособий не имели.

С 1994 года правительство начало постепенный процесс отмены особых выплат отслужившим в армии и присоединения этих выплат к основной программе пособий на детей, положенных всем. Произошло это в основном под давлением арабских партий, электорат которых, не служащий в армии, не имел ранее доступа к этим выплатам. Вспомним, что это было время «продавливания» в Кнессете договоров Осло, которые были приняты с минимальным перевесом в 2 голоса (Гонен Сегев и Алекс «Мицубиси») и состоялись во многом благодаря последовательной поддержке арабских партий.

Комиссия Бен-Шахара

 

Вплоть до 1975 года, как мы описали выше, пособия на детей выплачивались по нескольким разным критериям, между которыми не было корелляции, что создавало путаницу и несправедливость. Комиссия Бен-Шахара, основной задачей которой была реформа налогообложения, занялась этим вопросом тоже и предложила унифицировать выплаты. Она ввела понятие «условная единица пособия», которую после долгих дебатов установили на уровне 4,4% от средней зарплаты (она тогда была во много раз меньше, чем сейчас). На первых двух детей семья получала по одной «единице пособия», а на каждого следующего ребенка — по 1,25 «единицы». Напомним, что харедимные партии на тот момент все еще были в оппозиции. В комиссии Бен-Шахара, насколько нам известно, не было ни одного религиозного.

Почему светские правительства так заботились о многодетных семьях? Очень просто: высокая рождаемость в еврейском секторе была в их глазах одним из центральных сионистских принципов, позволивших нам сохранить и увеличить еврейское большинство в стране. Перелом в уровне рождаемости в еврейском и арабском секторе в пользу общееврейского (включая светских) наметился только в последнее десятилетие. Если бы не харедим, мы жили бы сейчас в государстве Фаластын. Или снова в одной из стран рассеяния.

Последние десятилетия ХХ века

В 1985 г. было отменено пособие на первого ребенка. Кроме этого, пособия (на любое количество детей) были совершенно лишены родители, один из которых получал зарплату минимум в 95% от средней зарплаты по стране.

Многодетным семьям работать стало реально невыгодно. Маленькой зарплаты было недостаточно, чтобы прокормить семью, а попытка повышения квалификации и выхода на более высокий уровень зарплаты хотя бы одного из родителей мгновенно лишала семью всех пособий и снова сбрасывала в нищету.

Именно это стало причиной того, что многие харедим в последние 15 лет ХХ века предпочли уйти в бейт-мидраш. До реформы работало 63% харедимных мужчин, что почти не отличалось от количества работающих мужчин в возрасте от 15 лет и выше в среднем по стране (63,7%; хотя в возрастной категории от 25 до 54 лет работало 88,6% мужчин — заметно больше, чем в той же категории среди харедим. Именно эту возрастную категорию выставляют для сравнения разжигатели межобщинной ненависти, «забывая» о том, что в семьях невысокого социоэкономического уровня люди начинают работать гораздо раньше и прекращают гораздо позже, чем в обеспеченных семьях).

Интересно, что среди арабов в тот период процент работающих мужчин был выше, чем в среднем по стране: около 75%. Но реформа ударила и по ним, и по светским еврейским семьям из низкого социоэкономического класса. В результате к началу ХХI века общий уровень работающих или ищущих работу мужчин в Израиле сократился до 60,8% (в возрастной категории от 25 до 54 лет — до 82,7%), уровень работающих мужчин харедимного сектора упал почти в 2 раза и составил 36% (на 2002 г.), уровень работающих мужчин-арабов упал ниже среднего по стране.

Уровень же безработицы подскочил более чем в 2 раза: сидеть на «автале» (как альтернатива бейт-мидрашу для светских) стало выгоднее, чем работать. Если в 70-е годы безработица составляла 3,4%, то к началу 90-х она выросла до 8,4% и держалась на таком уровне вплоть до 2005 г., после чего началось постепенное снижение (в результате реформ Нетаниягу на посту министра финансов).

Эти цифры безработицы очень важны для статистики, потому что сидящие на «автале» включаются в число «трудовых резервов» (в отличие от тех, кто не работает и не ищет работу). Так, если средний уровень работающих мужчин в Израиле к 2000 году (от 15 лет и выше) определается как 60,8%, то реально работавших из них было только 52,4% — меньше, чем среди арабов, и не намного больше, чем среди харедим.

В 1993 г., после формирования 25-го израильского правительства, ограничения на доходы родителей для получения пособия на детей были отменены.

Но в каком-то смысле «было поздно».

Многие уже привыкли «сидеть на автале» или заниматься Торой, и изменить образ жизни было тяжело.

Только реформы Нетаниягу на посту министра финансов и затем премьер-министра сдвинули дело с мертвой точки, подстегнув экономику в целом. Нетаниягу резко уменьшил социальные выплаты, в том числе пособия на детей и пособие по безработице, но не только: он уменьшил и подоходный налог, сделав производительный труд более выгодным; снизил налог на компании, в результате чего резко выросло предложение на рынке труда; снизил максимальный налог (с 50% до 44%), сделав более выгодным высококвалифицированный труд, а также налоговые ступени на более низких уровнях зарплат; уменьшил выплаты на «битуах леуми» для обладателей небольшой зарплаты, и так далее. Никогда и нигде простое урезание пособий социальных проблем не решало.

«Закон Альперта»

 

Наша статья вызвала бы упреки в необъективности, если бы мы не упомянули действительно некрасивую историю с пособиями на детей, случившуюся в начале 2000-х. Это было в конце правления Эхуда Барака, о котором нужно сказать несколько слов для тех, кто не помнит или не знает, что это было за время.

В мае 1999 г. Барак баллотировался на пост главы правительства во главе блока «Единый Израиль». На выборы Барак шел под лозунгом «призвать харедим в армию». Однако, победив на выборах, Барак сразу присоединил к коалиции партии ШАС и «Яадут ха-Тора», после чего стало понятно, что цели у него какие-то другие.

Почти сразу после формирования кабинета, в начале 2000 года, Барак «взялся за дело». Он начал переговоры с Сирией об отдаче Голанских высот и переговоры с ООП об отдаче 90% территории Иудеи и Самарии, а также Восточного Иерусалима и Храмовой горы, в комплекте с возвращением в пределы «зеленой черты» значительной части «палестинских беженцев».

Он инициировал отступление израильской армии из Южного Ливана; это должно было быть частью договоренности с Сирией, но так как на каком-то этапе Сирия отказалась от продолжения переговоров, вывод войск был осуществлен в одностороннем порядке и даже раньше запланированного.

В результате интенсивных попыток «Единого Израиля» отдать арабам половину страны началась кровавая вторая интифада (если вы слышали про «линч в Рамалле» — это тогда). По мере того, как Барак «закусывал удила», у его партнеров по коалиции сдавали нервы. То одна, то другая партия объявляла о своем выходе; к концу 2000 года Барак, оставшийся с осколками правительства, подал в отставку.

Несмотря на то, что «Яадут ха-Тора» вышла из коалиции одной из первых (сентябрь 1999 г.), Бараку отчаянно нужны были голоса харедим на общих голосованиях в Кнессете. «Яадут ха-Тора», видевшая перед собой политика, преисполненного решимости продать страну в буквальном смысле любой ценой, решила пойти ва-банк и предложила законопроект «помощи многодетным семьям», согласно которому выплаты пособий на детей должны были увеличиться в разы и достичь 855 шек. на пятого ребенка и далее. Таким образом, совокупные пособия на детей в многодетной семье достигали уровня небольшой зарплаты, позволяя одному из родителей не работать.

«Закон Альперта» (по имени его разработчика, депутата от «Яадут ха-Тора») был принят Кнессетом в ноябре 2000 года, и просуществовал до июня 2003 года (меньше трех лет), когда был отменен правительством Ариэля Шарона с Биньямином Нетаниягу в должности министра финансов. Очевидно, что за этот мизерный промежуток времени закон не успел повлиять на количество работающих харедим (напомним, что оно стало расти с 2002 года — еще до отмены «закона Альперта», в результате реформ правительства Шарона).

Единственным существенным следствием этого закона стал пиковый рост популярности антихаредимной партии «Шинуй» и подогреваемых ею (а позже — ее нынешними преемниками) антихаредимных настроений в обществе. Так что на счету Альперта «со товарищи» — один из самых тяжелых случаев «хилуль а-Шем» в истории современного Израиля.

Вместо заключения:

нужны ли пособия на детей?

 

Вопрос нетривиален. С одной стороны, очевидно, что многодетные семьи (при условии, что они лояльны стране) берут на себя гораздо большую тяжесть по воспитанию будущего поколения нации, чем их малодетные сверстники, особенно в условиях демографического соревнования за будущее Израиля как еврейского государства. Поэтому чисто по логике им положена помощь.

Ведь даже если оба родителя работают и неплохо зарабатывают, невозможно сравнить расходы семьи с 1-3 иждивенцами и семьи с 5-12 иждивенцами.

Особенно если учесть дороговизну всех уровней образования для детей, от дошкольного до высшего, заоблачные цены на жилье (а большая семья при всем желании «не влезет» в малогабаритную квартиру) и постоянное повышение цен на базовые продукты питания.

С другой стороны, конкретно пособие на детей как вид помощи многодетным семьям — неэффективное средство. Это деньги, которые даются родителям, а не детям (условно говоря), то есть используются на любые нужды, а не точечно на улучшение положения детей. Как пример — многодетная мамаша может купить на это пособие новую сумочку для себя вместо того, чтобы оплатить репетитора ребенку.

Кроме прочего, нынешние пособия на детей в Израиле мизерны (140 шек. на ребенка до 18 лет, независимо от количества детей – при «потребительской корзине» около 2000 шек. на члена семьи) и не являются существенной частью бюджета. Израиль по величине пособий на детей – на одном из последних мест среди стран экономического сотрудничества (меньше пособия только в Чехии, Словакии и Польше).

Все это наводит на мысль о том, что вместо пособий на детей (или параллельно с ними) нужно разработать другие механизмы помощи многодетным семьям: удешевлять образование, бороться с дороговизной и пр.

Отметим в этой связи в позитивном ключе программу «Хисахон ле-коль елед» («Сбережения для каждого ребенка»), инициированную в прошлой каденции министерством финансов. Согласно этой программе, родитель каждого ребенка открывает на ребенка счет в банке или инвестиционном фонде, на который государство переводит ежемесячно 50 шек., и родитель имеет право перевести на него еще 50 шек. со своей стороны. По достижении 18 лет ребенок получает право снять накопленные средства и использовать их для получения образования, устройство личной жизни, открытие бизнеса и любые другие цели. Такого рода программы гораздо лучше, чем «кицват еладим», уменьшают неравенство, давая всей израильской молодежи почти равные «стартовые возможности» в начале самостоятельной жизни.

Пожелаем же партиям, обещающим рай своему электорату за счет «ликвидации влияния кровососов в черном», перестать доить престарелую «корову» двадцатилетней давности и заняться конструктивными решениями проблем социального неравенства.

Для чего нужно иметь не только глотку, но и подходящее образование.

(Продолжение следует)

Автор: Шошана Бродская

Автор: Автор: Шошана Бродская Фото:предоставлено автором источник


70 элементов 1,616 сек.