Все стало понятно после разговора с пациентом, которого доставили в коронавирусное отделение больницы «Ихилов». 50-летний мужчина из ультраортодоксального квартала Рамат-Бейт-Шемеш в первый раз в жизни оказался в Тель-Авиве, когда был госпитализирован в больницу. А в другом случае водитель «скорой» из другого ультраортодоксального города не смог ездить по улицам Тель-Авива: он не понимал, где право, где лево, ехал по встречной и чуть не совершил аварию.
В последний месяц много говорилось о высокой заболеваемости в ультраортодоксальном секторе. Около недели назад была опубликована статистика, по которой в Тель-Авиве доля положительных тестов на коронавирус составила 4 процента, а в Бейтар-Илите – 29 процентов. Большинство авторов, высказывавшихся на эту тему, справедливо указывают на высокую экономическую цену, которую платит светское общество из-за карантина, который был введен из-за высокой заболеваемости в ультраортодоксальном секторе. Меньше говорилось в этой связи об ущербе, который причиняется доступности нашей системы здравоохранения.
Вопреки утверждениям, что средний возраст в ультраортодоксальной общине очень низкий, поэтому там переносят коронавирус в легкой форме, можно сказать, что больницы переполнены ультраортодоксами. В процентном отношении они занимают гораздо больше койко-мест, чем их удельный вес в израильском обществе. Это уже создало непомерную нагрузку на больницы в районе Иерусалима – они больше не могут принимать пациентов. В отличие от Иерусалима, количество пациентов в таком городе, как Тель-Авив, в пределах нормы.
Именно поэтому в настоящее время пациентов из разных районов страны направляют в Гуш-Дан. Пациент из района Иерусалима, который вызывает «скорую», будет автоматически направлен в больницы «Ихилов» или «Шиба» (Тель ха-Шомер). В результате в «Ихилов», городской больнице в центре Тель-Авива, более 40 процентов пациентов коронавирусного отделения – не только из Иерусалима, но также из таких ультраотодоксальных городов и кварталов, как Бейтар-Илит, Модиин-Илит, Рамат-Бейт-Шемеш, Неве-Яаков.
Важно уточнить: у этого есть своя цена. Под коронавирусные отделения отдают палаты терапевтических отделений, обслуживающих жителей Тель-Авива и окрестностей, создавая тем самым большую нагрузку на все отделения больниц. Персонал из разных отделений также переводят в коронавирусные отделения. Другими словами, эпидемия, бушующая в ультраортодоксальном секторе, не только заставляет светское общество платить высокую экономическую цену, но также снижает способность системы здравоохранения предоставлять населению адекватный уровень медицинских услуг.
Это явление тем более возмутительно из-за огромной разницы в поведении светского и религиозного населения во всем, что касается соблюдения указаний минздрава. Существует прямая связь между заболеваемостью и скоплениями людей, собраниями, открытыми учебными заведениями и другими нарушениями правил карантина. Ультраортодоксы руководствуются другой шкалой приоритетов: для них молитва и изучение Торы важней здоровья и социальной ответственности. Так мы узнали, что, по их мнению, закрытие учебных заведений или перенос свадьбы – действия, вызывающие гнев Божий, и, с их точки зрения, неважно, что это приводит к росту заболеваемости и передаче вируса от человека к человеку.
Если бы это никак не влияло на жизнь людей за пределами их сектора, им можно было бы позволить действовать в соответствии со своими приоритетами и убеждениями. Но их действия имеют прямое влияние на светскую часть общества, как с экономической точки зрения, так и с медицинской.
Отличия не ограничивается разницей в приоритетах. У светских и ультраортодоксов разные законы, стандарты, ценности и мировоззрение. 50-летний пациент, который ни разу не был в Тель-Авиве, и водитель «скорой помощи», для которого центр Тель-Авива – чужая планета, это, конечно, анекдотичные случаи. Но они символизируют разрыв между разными частями населения Израиля. Разрыв и отчуждение между этими мирами абсолютны. Между ними нет ничего общего, кроме языка.
Вот один из уроков эпидемии «короны». В Израиле живут люди из разных секторов, которых больше ничего не связывает. Большинству светских трудно с этим смириться, но во всех смыслах они и ультраортодоксы живут в разных странах. Несмотря на то, что представители ультраортодоксального сектора входят в правящую коалицию, правительство способно заставить подчиняться только светских граждан, но не ультраортодоксов. Возможно, именно по этой причине их представители сидят в правительстве.
Ультраортодоксальная автономия де факто уже создана. И это произошло задолго до Биньямина Нетаниягу. Нетаниягу только закрепил этот статус. И, вполне вероятно, что Гидеон Саар или Нафтали Беннет будут продолжать двигаться в том же направлении. Они тоже возьмут ультраортодоксов в коалицию, если это даст им пост премьер-министра.
После кризиса «короны» многие светские люди осознали существование ультраортодоксальной автономии. Но они также пришли к выводу, что власть государства в этом секторе должна быть восстановлена. Мы задаемся вопросом, реально ли это? Правда, мы уже не знаем, насколько это возможно, ведь мы чувствуем, что правила игры изменились.
Чтобы восстановить суверенитет государства над ультраортодоксальной автономией потребуется долговременное правительство, в которое не будут входить ни ультраортодоксальные партии, ни партии, которые все время косятся в их сторону. В сегодняшних политических реалиях это кажется маловероятным. Но даже если это произойдет, будет очень трудно менять сформировавшиеся за долгие годы основы этого сектора, который насчитывает сегодня полтора миллиона человек.
Возможно, решение должно быть прямо противоположным: вместо того, чтобы думать, как подчинить ультраортодоксов законам государства, пора смело посмотреть действительности в лицо. И задуматься над вопросом, как размежеваться от них окончательно, ведь наше с ними партнерство уже не выдерживает никакой критики.
Рам Фруман и Гай Хошен, «ХаАрец» Ц.З. На снимке: сожженный автобус в Бней-Браке.
Фото: пресс-служба полиции.
Доктор Хошен – директор коронавирусного отделения больницы «Ихилов».
Доктор Фруман – председатель Светского форума и автор книги «Светский путь»˜