19 сентября Европейский парламент официально приравнял массовые убийства, геноцид и депортации людей обоих режимов двадцатого века. Странно, что резолюция прошла незамеченной в большинстве СМИ. Вот уже три десятилетия сопоставление нацизма и коммунизма вызывает споры самых авторитетных историков мира.
Результат был ошеломляющим: за проголосовали 535, против 66 и 52 воздержались.
19 сентября Европейский Союз официально уравнял коммунизм и нацизм, приняв резолюцию, в которой осуждается то, что «оба режима совершали массовые убийства, геноцид и депортации людей, а также стали причиной потери жизни и свободы в масштабах, ранее не известных истории человечества».
Кроме того, евродепутаты обратились с просьбой ко всем государствам-членам «сделать четкую и принципиальную оценку преступлений и актов агрессии, совершенных тоталитарными коммунистическими режимами и нацистским режимом».
Несмотря на историческое значение, принятие этой резолюции прошло незамеченным в большей части средств массовой информации. Это кажется странным с учетом того, что после распада СССР вот уже три десятилетия данное сопоставление время от времени вызывает споры самых авторитетных историков мира.
Например, в 1995 году в книге «Империя» (Imperium) польский журналист Рышард Капущинский (Ryszard Kapuściński) пришел к следующему выводу: «Если проводить параллель, то разрушительная сила Сталина была значительно больше. Уничтожения, совершенные Гитлером, длились не более шести лет, в то время как начатый Сталиным террор в двадцатые годы продолжался до 1953 года. Он удерживал власть на протяжении тридцати лет, а машина террора существовала гораздо дольше. Это не означает, что Гитлер был лучше, однако у него не было столько времени».
Не следует забывать, что со времени прихода к власти в 1917 году и до смерти в 1924 году уже Ленин нес ответственность за три миллиона погибших без учета жертв гражданской войны.
«Черная книга коммунизма»
Споры достигли апогея в 1997 году, когда вскоре после празднования восьмидесятилетия Октябрьской революции было опубликовано произведение «Черная книга коммунизма». Её написала группа историков под руководством французского исследователя Стефана Куртуа (Stéphane Courtois), который стремился провести точный и документально подтвержденный анализ реального числа человеческих жертв коммунизма.
Он руководствовался рассекреченной информацией московских архивов и окончательно установил поразительное число жертв — сто миллионов погибших, и, по мнению авторов книги, оно в четыре раза больше, чем то, которое пострадало от гитлеровского национал-социализма.
Несмотря ни на что, этот результат не стал ошеломляющим открытием. В предыдущие годы многие историки уже интересовались ГУЛАГом, организованным сталинским режимом голодом на Украине и массовыми депортациями советских диссидентов.
В 1989 году в произведении «Большой провал: Рождение и смерть коммунизма в двадцатом веке» политолог Збигнев Бжезинский установил, что число жертв советского режима составило 50 миллионов человек.
По оценке Роберта Конквеста (Robert Conquest), который благодаря работам, посвященным Советскому Союзу, стал настоящим авторитетом в этой области, погибли 40 миллионов человек без учета жертв Второй мировой войны.
В 1987 году преподаватель истории Гавайского университета Рудольф Руммель (Rudolph Rummel) заявил, что жертвами советского режима в период с 1917 по 1987 год стали 61 миллион 900 тысяч человек.
Однако историк и лауреат Нобелевской премии по литературе Александр Солженицын в книге «Архипелаг ГУЛАГ. Том 2», написанной в 1973 году, оценил общее число жертв репрессий в 88 миллионов человек.
Идею того, что эти два режима можно сравнить, коммунисты всегда с негодованием отвергали. На самом деле, даже фракция европейских социалистов, в которую входит ИСРП, внесла другое предложение в принятую в конечном итоге резолюцию, в которой не выражалось осуждение коммунизма и связанных с ним преступлений.
Скорее всего, подобное публичное заявление вызвало бы такое же негодование и нацистов, однако не стоит забывать, что уже в первой половине 20-го века проводилось это сравнение такими авторитетными и не зависящими друг от друга авторами, как Джордж Оруэлл, Симона Вейль, Марсель Мосс, Бернард Шоу, лауреат Нобелевской премии по литературе Андре Жид, а также непоколебимыми русскими социалистами, такими как Виктор Серж.
Многие историки даже настаивают на том, что невозможно объяснить явление нацизма без возникшего ранее коммунизма.
Расовое или политическое истребление
Одно из наиболее заметных различий между ними заключается в том, что ГУЛАГ был предназначен для наказания и ликвидации советских политических диссидентов, чтобы более быстро преобразовать социально-экономические структуры, а также содействовать коллективизации и индустриализации в стране. В свою очередь, нацисты использовали концлагеря главным образом для уничтожения еврейской расы.
В этой связи два года назад в рамках проекта «Энциклопедии лагерей и гетто» Мемориального музея Холокоста в Вашингтоне был обнародован самый душераздирающий подсчет числа жертв.
Результатом исследований стала карта, на которой были обозначены 42 500 концентрационных лагерей, гетто и фабрик принудительного труда, в которых погибли или содержались от 15 до 20 миллионов человек.
В основном это были евреи, однако также и представители других групп, которых преследовали нацисты как, например, цыгане или гомосексуалисты. «Это число больше, чем мы предполагали изначально», — заявил глава Немецкого исторического института в Вашингтоне Хартмут Бергофф (Hartmut Berghoff).
Однако по результатам большинства исследований, проведенных с 1945 года, число жертв составило шесть миллионов человек. В том же году Институт еврейских дел в Нью-Йорке обозначил число жертв от 5 659 600 до 5 673 100 человек.
Эти данные соответствуют тем, которые раскрыл Вильгельм Хеттль (Wilhelm Höttl), член СС, заявивший, что в 1944 году эти цифры приводил Адольф Эйхман (Adolf Eichmann), один из авторов идеи окончательного решения еврейского вопроса.
С учетом этих сведений Стефан Куртуа установил еще одно важное отличие, которое, похоже, не отражено в этой резолюции.
«Необходимо рассматривать этот вопрос с учетом того, что один режим с 1945 года считается самым преступным за столетие, а другой, то есть коммунистический режим, до 1991 года обладал международной легитимностью, его представители и сегодня находятся у власти в некоторых странах, и его последователи существуют по всему миру».
Максим Дорошенко