Восемь лет продолжалось «сидение» служителей Соловецкого монастыря, не желавших принимать церковную реформу патриарха Никона. За бунт против царя знаменитая мужская обитель была осаждена в 1668 году, однако прочность ее стен и крепость веры ее защитников долгое время оказывались сильнее монарших пушек. Жители монастыря не единожды обращались к царю Алексею Михайловичу с просьбой разрешить им соблюдать обряды по древним образцам, однако вразумить монарха им так и не удалось.
«Черный змий» на шее Никона
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь был основан в первой половине XV века на диких островах Белого моря. Благодаря праву беспошлинной торговли солью и активной деятельности игумена Филиппа (того самого, что стал в 1566 году митрополитом Московским, а через два года был убит по приказу Ивана Грозного) в XVI веке монастырь превратился в богатейший промышленный и культурный центр северного Поморья. На Соловецких островах была проведена целая сеть каналов между многочисленными озерами, построены мельницы, новые соляные варницы, открыт оружейный завод. К началу XVII века Соловецкий монастырь представлял из себя важный военный форпост: он был надежно укреплен и вооружен, обладал внушительными продовольственными запасами на случай тяжелой блокады.
Соловецкий монастырь был еще и хозяйственным центром Русского Севера
В 1635 году монахом Свято-Троицкого Анзерского скита Соловецкого монастыря стал тридцатилетний священник Никита Минин, будущий патриарх Никон. Однако в монастыре он пробыл всего около четырех лет из-за конфликта с основателем скита Елеазаром Анзерским. Никон обвинил его и всю братию в любви к «роскоши» и сребролюбии, после чего Елеазар, наблюдая за тем, как Никон совершает литургию, вдруг заметил на его шее «черного змия» — признак Антихриста. По причине угроз в свой адрес Никон был вынужден бежать из обители в Кожеозерский монастырь на Лопском полуострове. В 1643 году он стал его игуменом.
Видение Елеазаром Анзерским на Никоне змея (миниатюра, XIX век)
Далее церковная карьера Никона развивалась стремительно. В 1646 году он вошел в окружение царя Алексея Михайловича и стал архимандритом Новоспасского монастыря. В 1649 году он получил сан митрополита Новгородского и Великолуцкого, а в 1652 году избран патриархом Московским и всея Руси.
Реформы. Раскол
Малограмотность священников, несоблюдение (а иногда непонимание) ими церковных правил, значительные разночтения в богослужебных книгах, множество обрядовых различий в церковной практике по сравнению с современными греческими образцами — эти и многие другие причины вынудили царя Алексея Михайловича и патриарха Никона начать церковную реформу. В первую очередь была проведена работа по унификации русских чинов и богослужения по современным по тому времени греческим образцам. Никон ввел крещение тремя перстами вместо двух, заменил земные поклоны поясными, установил троекратное пение «аллилуйя» вместо двукратного, укоренил движение верующих в храме мимо алтаря не по солнцу, а против него. Большой редакции подверглись и тексты Священного Писания.
Появление непривычных обрядовых нововведений, поспешность реформ, их резкость и непродуманность стали причиной яростного недовольства среди значительной части духовенства и мирян. Верующие, для которых обрядовая сторона православия имела едва ли не первостепенное значение, восприняли реформы Никона, как покушение на незыблемость ортодоксального канона. Противники Никона — «старообрядцы» — категорически отказались признавать проведенные им реформы. На церковных соборах 1654 и 1656 годов они были преданы анафеме и сосланы.
Соловецкий монастырь
Большой Московский собор, проходивший в 1666—1667 годах, низложил Никона, попавшего в опалу царю, а также объявил всех сторонников старых обрядов раскольниками и еретиками. Их жестокое преследование продолжилось. Соловецкий монастырь все это время жил по старым книгам и никакие новшества не принимал. В 1667 году настоятелем монастыря был назначен приверженец реформ архимандрит Иосиф. Однако монахи отказались признавать его настоятелем и выгнали из обители. Не раз служители монастыря отправляли царю челобитные с просьбой позволить им сохранить у себя старые порядки. В пятой из них говорилось: «…Не вели, государь, больши того к нам учителей присылать напрасно… а вели, государь, на нас свой мечь прислать царьской и от сего мятежнаго жития преселити нас в оное безмятежное и вечное житие». В ответ Алексей Михайлович приказал отобрать соловецкие вотчины в казну и лишить мужскую обитель снабжения хлебными припасами. Неповиновение Соловецкого монастыря решению соборов восприняли как бунт. Обитель было решено подчинить силой.
Осада
3 мая 1668 года на Соловки двинулось стрелецкое войско под командованием стряпчего Игнатия Волохова. 22 июня он потребовал впустить его в монастырь, но мятежники заявили, что не будут служить по исправленным «антихристом» книгам и пальнули по царскому войску из пушек. Не имея достаточно сил для взятия монастыря, Волохов отступил и занял осаду.
По данным воеводских отчетов царю, в осажденном монастыре находилось около 700 человек. У бунтовщиков было 90 пушек, расставленных на башнях и стенах, 900 пудов пороха, большое количество ручного огнестрельного и холодного оружия, а также значительная поддержка местного населения. Кроме того, в начале 1670-х годов число защитников обители пополнили сторонники Степана Разина.
Немоление за царя стало формой политического протеста
Первые годы «Соловецкого сидения» осада велась вяло. Власти все еще надеялись на силу увещеваний и не принимали решительных силовых мер. В самом монастыре тем временем изменили ход богослужения. В части молитвы за царя, где упоминались конкретные имена, появилась формулировка «о благоверных князьях». Как пишет историк Ольга Чумичева, в условиях восстания немоление за царя стало наиболее острой формой политического протеста монастырского старообрядчества.
В сентябре 1673 года руководить осадой был призван воевода Иван Мещеринов. Терпение «тишайшего» царя и его надежда на мирный исход дела истекли. Монарх отдал приказ начать активные военные действия против защитников Соловецкого монастыря, включая обстрел стен обители из пушек, что до этого было запрещено. Часть воды из Святого озера была спущена, что привело к осушению монастырских колодцев и остановке работы мельниц. Стали подводиться подкопы, проводился обстрел монастыря из пушек с ближних рубежей. Зимой 1674/1675 года осадная хватка ослабла, войско отправилось на зимовку. В январе монахи окончательно перестали молиться за царя-«ирода».
Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание
Летом осадное войско получило подкрепление и наступательные действия продолжились. Перед началом следующей зимы Мещеринов впервые решил не снимать осаду и не уходить на квартиры. Потери среди бунтовщиков привели к тому, что в монастыре стало не хватать защитников для обороны на протяжении всей ее линии. 23 декабря 1675 года начался генеральный штурм, но его из последних сил удалось отбить.
Предательство
В январе 1676 года в стане правительственных войск появился перебежчик — инок Феоктист. Он указал воеводе плохо заделанное окно в стене у Белой башни. 22 января темной ночью, во время смены караула, пятьдесят лазутчиков вместе с Феоктистом проникли в сушильную палату, а затем открыли монастырские ворота. В обитель вторглись основные силы Мещеринова. Восставшие были застигнуты врасплох. Монастырь пал.
Соловецкий монастырь пал после предательства перебежчика
Озлобленные и измученные долгой осадой стрельцы не жалели осажденных — погибли несколько сотен человек. Согласно показаниям Феоктиста, Мещеринов многих «перевешал, а многих чернцов, волоча за монастырь на губу, заморозил». Всего в плену у воеводы оказались 63 человека. Из них 28 были казнены, а 35 брошены в тюрьму. Позже их сослали в Кольский и Пустозерский остроги.
Иван Мещеринов помимо зверств учинил еще и грабеж: иконы в драгоценных окладах, богатые церковные облачения, меха и деньги из казны перекочевали в его карман. Однако до Москвы долетели доносы о стяжательстве воеводы, и на Соловки для разбирательства прибыл князь Волконский. Мещеринова признали виновным и сделали ссыльным Соловецкого заключения. Его освободили и позволили вернуться в Москву лишь через несколько лет.
Два вестника
Взятие Соловецкого монастыря совпало со смертью царя Алексея Михайловича, которая наступила 29 января 1676 года. Существует легенда о том, что умирающий правитель послал на Соловки гонца с приказом снять осаду и простить мятежников. В этот момент воевода отправил к самодержцу всадника с долгожданной вестью о взятии монастыря и казни ослушников. На полпути гонцы встретились.
Два гонца, фрагмент лубочного рисунка
Разоренный и опустевший монастырь через некоторое время был заселен и отстроен новыми иноками, но славу мощного культурного центра так никогда и не вернул. Зато печальную известность вплоть до начала ХХ века сохраняла Соловецкая монастырская тюрьма, заключенными которой были раскольники, декабристы и прочие «несогласные».