Раввин Авраам Шмулевич, президент Института Восточного партнерства (Израиль) в программе «Студия Запад с Антоном Борковским» на Эспрессо.TVпредставил свои прогнозы относительно развития эскалации на Ближнем Востоке и насколько серьезно этот бумеранг ударит по режиму Путина
Такое впечатление, что сирийский кризис приобретает всепланетный размах. Маленькая спичка, поднесенная в свое время другом "Хезболлы" Владимиром Путиным, грозит превратиться в мощный пожар.
Мы вступили в период глобального передела. Если вы посмотрите на политическую карту, то каждые 25-30 лет она кардинально меняется. И события в Украине, агрессия России против Украины – первая ласточка этого процесса: границы, которые были проведены после 2-й Мировой войны, уже не отражают сложившихся реалий и будут пересмотрены. Перед 1-й Мировой войной спичкой, которая зажгла весь мир и привела к глобальному переделу, были Балканы. Сейчас таким очагом будет большой Ближний Восток, включая Сирию и российский Кавказ. И этот процесс обозначился.
Насколько я понимаю, Путин уважает историю, у него есть советники по военной истории, неужели он не понимает, что процессы, которые он начал, очень сильно чреваты, в первую очередь для него.
Я думаю, что современное российское руководство наименее образовано за всю многовековую историю этой страны и прошло очень плохую школу. В России сейчас очень плохо с советниками, там сейчас почти нет специалистов по Ближнему Востоку и исламу, их остались считанные единицы и большая часть отстранена от власти и от Кремля. Что касается военных советников, то дела обстоят достаточно плохо. Я думаю, они не очень понимают, что происходит в мире, вокруг них и даже в их собственной стране.
А какова реакция на телодвижения Путина, которыми он испугал все политическое человечество?
Во-первых Путин, напав на Украину, аннексировав Крым и объявив о Новороссии, заявил, что прежние правила политической игры не действуют, что международное право утратило свою силу и теперь, как читалось между строк, наступило право сильного. Но он не понимает, что если международное право утратило свою силу, а границы и сферы влияния перестали быть незыблемыми, то точно по таким же правилам будут играть и с ним. Путин самонадеянно считает, что у России, как во времена СССР, одна из мощнейших армий мира и он может ввязываться в любую авантюру. Он также не просчитал, что то, что происходит в Сирии, это уже не война за Асада. Это часть мировой войны ислама – войны между шиитами и суннитами. Есть центры силы в исламском мире, которые борются между собой за гегемонию и Путин своими усилиями в Сирии вклинился между более сильными игроками, которые могут сильно навредить ему.
Он, по сути, стал врагом всего суннитского мира, а тот крайне влиятелен и составляет большинство в исламе.
В общем, да. Напомню, самая большая война, которая идет в исламском мире, это не война с крестоносцами и европейцами, это даже не война с Израилем, – это война между шиитами и суннитами. И этой борьбе боле 1 300 лет. Полностью эта война не затухала никогда. И между этими течениями на самом деле больше различий и непримиримости, чем между, скажем, православными и католиками. То, что начиналось как борьба остатков арабского социализма режима Асада, переросло в глобальный фронт суннито-шиитской войны. И во всю эту мясорубку Путин пытается влезть, не понимая, куда он лезет. При этом подавляющее большинство мусульманского населения Российской Федерации – сунниты. И это все такая смесь пороха и бензина, заложенная под самые основы российской государственности, что если Путин будет продолжать свое вмешательство в ближневосточный конфликт, то эта смесь заполыхает прямо под его креслом.
Мы помним советскую песню: «есть у революции начало, нет у революции конца».
Да, эту песню очень весело исполняло брежневское Политбюро, когда вводило войска в Афганистан. И я думаю, что если Путин затянет эту старую русскую песню, то он закончит так же как советское руководство или режим Ельцина, который ввязался в войну, стоившую очень много крови и русским, и чеченцам.
В начале нашего разговора вы сказали, что Путин слабо себе представляет, в какой осиный улей полез, но цель-то какая-то у него была? Он начал лихорадочно торговаться с Белым Домом, но там ему сказали, что его эмиссар Дмитрий Медведев даже принят не будет. Насколько я понимаю, Америка всерьез рассердилась на самодеятельность Кремля в Сирии.
Тут дело глубже. Диктаторские режимы имеют свою логику. Путин построил жесткую силовую диктатуру. Количество силовиков в России больше, чем когда-либо в ее истории, больше чем было при Сталине. Но диктатор не умеет делать ничего более, кроме как воевать. Посмотрите на историю путинского правления, какие достижения можно назвать?! Абсолютно никаких. Ни одна из реформ не была проведена, сырьевая составляющая только увеличивается, экономика становится все более примитивной. Из всех «достижений» за весь постсоветский период, только четыре войны: первая чеченская Ельцина и три войны Путина – вторая чеченская, война с Грузией и теперь война с Украиной. Он не умеет ничего, кроме как воевать. Путина сейчас часто сравнивают с Муссолини и с Гитлером. Путин в какой-то степени провалился в Украине и ему нужен какой-то другой театр военных действий. Он не может остановиться. Знаете, когда хорек попадает в курятник, он убивает всех кур, потому что он не может не убивать. Точно так и диктаторский режим, – он не может не воевать. Поэтому Путин попал в ловушку логики развития собственного режима.
А чем это может угрожать в ближайшее время? Насколько я понимаю, Саудовская Аравия подобных вещей не прощает. Подобных вещей не прощает и Израиль. Почти весь мир затаил обиду и ответ может быть серьезным.
Тут дело не в обиде, дело в логике и интересах. Силы, которые поддерживает и вооружает Саудовская Аравия, уже объявили Путину и России джихад, Саудовская Аравия заявила, что начинает поставки ракет земля-воздух и противотанковых ракет антиасадовским повстанцам, Америка также заявила, что начинает интенсивно вооружать Сирийскую свободную армию и поставлять ей оружие в больших масштабах, это оружие, конечно же может быть использовано как против Асада, так и против русских. Турция сделала несколько крайне резких заявлений на границе дипломатического протокола, а Израиль просто заявил, что будет сбивать российские военные объекты, если они будут представлять угрозу Израилю. Израиль уже обстреливал силы Асада, которые пришла защищать Россия. Я думаю, что Путина подвело несколько вещей. Первое: он недооценил реакцию Запада, он, мысля, как диктатор, думает, что все в окружающем мире решает президент, как руководитель страны, точно так же, как он все решает в России, так и Обама все решает в Америке. Обама это, конечно, катастрофический президент с точки зрения внешней политики, это самый слабый президент за всю американскую историю во внешнеполитическом плане, и Путин решил, что может из Обамы вить веревки, думая, что это вся Америка. Но Путин не понимает, как работает демократия. Обама управляет Америкой процентов на 10-15, не больше. В США есть мощные силы, которые корректируют власть президента. И я думаю, точнее это уже происходит, эти силы так или иначе будут пробуждаться.
Геополитические фантазии Кремля это одно, есть такая вещь, как суровая реальность. Когда Путин изображал из себя "плохую шпану" его терпели, считая ненадежным парнем, но не называли стратегическим врагом.
Думаю, что очень злую шутку с ним сыграл опыт войны в Украине. Потому что в Украине Путину предоставили и стратегическую, и тактическую альтернативу, – Украина вела себя крайне пассивно. Вряд ли можно представить, что украинские силы перейдут в наступление и вырежут российские части, которые вторглись на Донбасс и, тем более, перейдут российско-украинскую границу с дальнейшим наступлением, например на Ростов. Ни в Украине, ни тем более в России подобный сценарий не рассматривают, хотя, почему бы и нет. Меня очень удивил разговор, который я вел с вашими военными экспертами, все мне в один голос говорили, почему Украина не объявляет войну, потому что тогда в полную силу будет действовать российская авиация. Но извините, военно-космический щит России создается в Украине, в Украине были созданы и имеются баллистические ракеты, которые находятся на вооружении и Российской Федерации, которые могут долететь, не то, что до Нью-Йорка, собственно для этого они и создавались, но и до Москвы, Сочи и Ростова. Никто в Украине не думает в этом направлении. Путин думает, что сирийская оппозиция будет вести себя точно так же. Мусульмане, которые сейчас с ним воюют, начали воевать с русскими в Афганистане, когда у них были кремневые ружья 19-го века и они победили Россию. И они жаждут столкнуться лоб в лоб с российскими силами. Они жаждут перенести войну на территорию самой России, а Путин привык к тому, вследствие опыта украинского конфликта, что таковая возможность не рассматривается. То есть в Украине он мог делать все, что хотел и не нести за это никакого наказания, в Сирии это будет абсолютно по-другому, но он этого, скорее всего не понимает.
АНТИН БОРКОВСКИЙ