США предлагают отправить в зону конфликта огромный воинский контингент
США намерены предложить России план по размещению в Донбассе 20 тысяч международных миротворцев. Об этом со ссылкой на дипломатические источники в США и ЕС в пятницу, 10 ноября, сообщила газета The Wall Street Journal.
Сообщается, что американские представители планируют обсудить эту идею с российскими коллегами в течение ближайших дней. По словам источников издания, данное предложение является ответом на российскую инициативу по размещению миротворцев ООН в Донбассе. Газета отмечает, что предложение Вашингтона призвано проверить серьезность намерений Москвы.
Кроме того, западные дипломаты считают, что контингент ООН должен действовать не по мандату ООН, а под эгидой ОБСЕ, чьи наблюдатели уже находятся на Украине.
Издание также утверждает, что в некоторых западных столицах, включая Париж и Берлин, есть надежда, что российский лидер Владимир Путин хочет найти выход из конфликта на востоке Украины.
В Белом доме комментировать информацию WSJ отказались.
Напомним, что ранее Россия сама предложила ввести в регион миротворцев ООН, однако их функции, по проекту Москвы, должны сводиться к обеспечению безопасности сотрудников ОБСЕ, при этом миротворцы находились бы исключительно на линии разграничения. Соответствующий проект был внесен на рассмотрение Генассамблеи ООН в начале сентября. Киев предложение Москвы отверг, заявив о том, что готовит собственный проект, который не планирует согласовывать ни с Москвой, ни с Донецком и Луганском. По украинскому проекту, «голубые каски» должны быть введены на всю территорию конфликта и взять под контроль границу с Россией.
На прошлой неделе спецпредставитель США по Украине Курт Волкер порекомендовал украинскому президенту Петру Порошенко не вносить на рассмотрение ООН свой проект, а «присмотреться» к российскому плану и «договориться о принципах и элементах» возможного размещения миротворческой миссии ООН в рамках российской инициативы. При этом, как отмечает WSJ, он также заявил, что обсуждал с помощником российского президента Владиславом Сурковым возможности «развития» инициативы, чтобы обеспечить контроль границы и мониторинг тяжелого вооружения.
Отметим, что информация, публикуемая WSJ, далеко не всегда является достоверной. Так, 9 ноября издание, со ссылкой на якобы источники в Белом доме, сообщило, что администрация президента США дала принципиальное согласие на поставки Украине летального оружия, включая противотанковые ракетные комплексы Javelin. Однако сотрудники аппарата Белого дома эту информацию опровергли, заявив, что она «не соответствует действительности».
— Тут явно какая-то провокация или непонимание существа проблемы. Впрочем, для нынешней американской администрации это обычное дело, — уверен политолог, заместитель директора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров.
— Судите сами. Бюджет ОБСЕ на 2017 год чуть меньше 140 миллионов евро, из которых больше половины уходит на поддержание специальных мониторинговых миссий. Миротворческая операция с привлечением 20 тысяч военнослужащих стоит не менее миллиарда долларов в год. Именно такие бюджеты были у некоторых операций ООН в Африке. У ОБСЕ нет ни опыта, ни средств для организации подобных миссий.
«СП»: — Предложение Вашингтона призвано проверить серьезность намерений Москвы, отмечает WSJ. Как Москва отреагирует на это предложение?
— В Москве адекватно воспринимают реальность. И именно на эти — организационные и финансовые — моменты укажут в первую очередь.
«СП»: — Ранее стало известно, что специальный представитель правительства Франции по отношениям с РФ Жан-Пьер Шевенман привез российскому лидеру Владимиру Путину послание от французского президента Эммануэля Макрона, которое посвящено ситуации на Украине. Что это за послание? Почему активизировался Макрон? Насколько сейчас может повыситься роль ЕС в урегулировании украинского кризиса?
— Макрон видит Францию в роли главного дипломата Европы, тем самым намереваясь повысить ее геополитический статус и, как следствие, влияние на европейские процессы. Он хочет, чтобы Берлин согласовывал с Парижем свои шаги. Отсюда такая активность. Впрочем, есть мнение, что эти шаги уже согласованы, и Макрон действует по поручению Меркель. Украина утомила европейцев. Но немецкий лидер в силу ряда обстоятельств не может резко изменить свои подходы к украинской проблеме и поручила переговоры французскому президенту.
Так вот, думаю, что в послании Макрона пока всего лишь предложение к диалогу по украинскому вопросу не только в нормандском формате, но и в двухстороннем — российско-французском.
И еще один момент важен. О заинтересованности немецкого бизнеса в отказе от санкций много сказано. Но точно такие же настроения и среди французских бизнесменов. Полагаю, Макрон таким образом и им посылает сигнал, демонстрируя свою готовность к диалогу с Россией.
«СП»: — Удастся ли, по-вашему, все же прийти к согласию по миротворцам, удовлетворяющему все стороны? Или это будет продолжаться вечно, как и сам минский процесс?
— Думаю, решение вопроса перейдет в 2018 год. А там станет либо элементом новой президентской кампании на Украине, либо — частью политических торгов по поводу импичмента Порошенко.
— В данном случае сообщение, опубликованное WSJ, вполне может оказаться информационным «вбросом», «пробным шаром», зондирующим общественное мнение и, одновременно, тестирующим реакцию российского руководства, — считает профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор политических наук, член Научного совета при Совете безопасности РФ Андрей Манойло.
— Это также может быть шпилькой в адрес администрации Трампа: не стоит все-таки забывать, что это издание аффилировано с противниками Трампа — Демократической партией США. Когда газета забегает вперед паровоза, возникает вопрос: у Трампа действительно есть такой план, или газетчики разработали план за него?
В любом случае, после такой утечки Администрации президента США придется давать публичные объяснения, что поставит их в неудобное положение.
Безусловно, одной из целей такого «вброса» может быть тестирование реакции России. Если российское руководство открыто возмутится в ответ на это предложение, заявив, например, что 20 тысяч — это чересчур, то тут же последует следующий «вброс»: 20 тысяч много. А 10 тысяч? И начнется игра в кошки-мышки.
«СП»: — Недавно Волкер предлагал Порошенко принять проект Москвы, а теперь якобы Вашингтон предлагает собственный. Как это понимать? Есть у Вашингтона четкая позиция по этому поводу?
— У Вашингтона есть одновременно три или четыре позиции по данному вопросу, и все они — четкие. Одна из них — позиция Трампа, вторая — позиция оппозиционно настроенного к Трампу Конгресса. В данном случае на поверхность всплыла одна из этих позиций. Но это не означает, что она станет доминирующей.
«СП»: — А есть ли такая позиция у Москвы? На какие компромиссы Москва может пойти в этом вопросе и где «красная линия», за которой находятся неприемлемые условия?
— Позиция у Москвы есть — ее ясно обозначил Владимир Путин. Суть этой позиции — допустить на линию разграничения небольшой по численности ограниченный контингент миротворцев — исключительно для защиты миссии ОБСЕ. Вторжения на Донбасс под видом миротворцев оккупационной армии Россия никогда не допустит.
«СП»: — Кстати об ОБСЕ. Почему американцы настаивают на миротворцев под эгидой ОБСЕ, а не ООН? Это так принципиально?
— Потому что Россия входит в Совет Безопасности ООН и может напрямую влиять на миротворческую деятельность ООН, а в Совет Европы — не входит, и ОБСЕ лежит вне рамок прямого российского влияния.
«СП»: — Каково участие ЕС в этом процессе? Почему нет инициатив от них? Ранее сообщалось, что Макрон прислал Путину некое послание по Украине. Заинтересованы ли вообще европейцы в участии в урегулировании?
— Европейцы, безусловно, заинтересованы в урегулировании конфликта на Украине, а для Макрона это, возможно, еще и новая игрушка-ребус, который он хочет разрешить, показав всем вокруг свою продвинутость и крутизну.
Но Европе в связи с каталонскими событиями снова не до Украины: у них тут в Испании назревает гражданская война, какие там миротворцы…
Автор: Дмитрий Родионов
Источник: svpressa.ru