70 лет назад, 5 июня 1947 года, госсекретарь США Джордж Кэтлетт Маршалл выступил с инициативой оказать беспрецедентную по масштабам экономическую помощь
европейским странам. Так появился «план Маршалла», который спас Западную Европу от объятий коммунизма, поднял ее из руин и в конце концов привел к объединению
Мешки с мукой — продовольственная помощь из Соединенных Штатов Америки, порт Пирей, Греция, 1947 год. Фото: EVERETT COLLECTION/EAST NEWS
Уинстон Черчилль считал план «план Маршалла» «самым бескорыстным актом в истории». Сталин усматривал в нем экспансию американского империализма, в «созревшей для коммунизма» Европе. Билл Клинтон назвал его «началом пути, приведшего к экономическому чуду». Генри Киссинджер — одним из самых ярких примеров выхода из кризиса. Так или иначе, «план Маршалла» стал экономическим щитом Европы, который наряду с американской «доктриной сдерживания» предотвратил ее распад.
НА КРАЮ
Послевоенная Европа лежала в руинах. Только в Западной Германии было уничтожено около 5 млн единиц жилья. Были разрушены не только немецкие города, но и Роттердам, Антверпен, Гавр, Милан, парализована транспортная инфраструктура. Из Восточной Европы изгнали 12 млн этнических немцев, которые бродили по дорогам (из них более 2 млн погибли). В Греции не на чем было пахать. В Италии многими городами правили мафиози. Валютно-финансовая система практически не функционировала: не было денег не только на восстановление экономики — нечем было платить за поставки продовольствия. Зимой 1946–1947 годов на северо-западе континента разразился настоящий голод — карточки не спасали. Нарастала социальная напряженность, грозившая непредсказуемыми последствиями: на фоне нехватки продуктов проходили забастовки и массовые беспорядки. «Классовая борьба», разжигаемая коммунистами, стала напоминать февраль 1917-го в России.
Генерал Джордж Маршалл. Во время Второй мировой войны он возглавлял Генеральный штаб Вооруженных сил СШАФото: EVERETT COLLECTION/EAST NEWS
Одновременно Советский Союз делал все, чтобы в Центральной и Восточной Европе у власти оказались просоветские силы. Он предъявил территориальные претензии Турции и потребовал изменения статуса проливов, включая право на создание военно-морской базы в Дарданеллах. В Греции набирало мощь руководимое коммунистами партизанское движение, подпитываемое поставками оружия из Албании, Югославии и Болгарии, где у власти уже находились коммунисты. На совещании в Лондоне министров иностранных дел стран — постоянных членов Совета Безопасности ООН СССР поднял вопрос о своем протекторате над Триполитанией (часть Ливии), чтобы обеспечить советское присутствие в Средиземноморье.
Во Франции и Италии компартии стали самыми крупными политическими силами. Коммунисты были в составе правительств чуть ли не в половине европейских стран. После вывода из Европы основной части американских войск СССР превратился в доминирующую военную силу на континенте.
ПОВОРОТ
22 февраля 1946 года в Госдепартаменте США получили необычную шифротелеграмму из посольства в Москве. Необычен был объем — 8 тыс. слов. Необычным было и то, что ее подписал не посол, а его советник — Джордж Кеннан. Необычен, наконец, был тон, где вместо союзнической риторики господствовал анализ ситуации и делались жесткие выводы.
Кеннан писал, что Америка не может больше надеяться на «политическую интимность» с советским строем. Она должна рассматривать СССР не как партнера, а как соперника. «Советская власть, — утверждал дипломат, — непроницаема для логики разума, но очень чувствительна к логике силы». Поэтому необходимо «сдерживать советское давление» применением «контрсилы» — военной, экономической и идеологической — в различных «постоянно перемещающихся географических и политических точках».
Советская разведка, пустившая глубокие корни не только в посольстве США, но и в Госдепартаменте и даже Белом доме, естественно, перехватила телеграмму и доложила ее содержание Сталину. По сути, именно послание Кеннана, а не произнесенная через две недели вполне «вегетарианская» речь Черчилля в Фултоне, стало началом Холодной войны. Интересно, был ли ознакомлен с этой телеграммой Черчилль?
В США началась масштабная переоценка наследия Рузвельта. Там поняли, что ослабленная Европа рано или поздно попадет в объятия коммунизма, а если быть точным — сталинской диктатуры. Помочь разоренной Европе — значит спасти ее. И здесь уже не делалось различий между победителями и побежденными. Помогать надо было как Великобритании и Франции, так и Западной Германии и Италии.
АМЕРИКАНСКИЙ «ПЛАН МАРШАЛЛА» ПОЗЖЕ НАЗВАЛИ «АКЦИЕЙ, ПРОДИКТОВАННОЙ НА РЕДКОСТЬ ПРОСВЕЩЕННЫМ ПОНИМАНИЕМ СОБСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ»
12 марта 1947 года в обращении к Конгрессу была озвучена «доктрина Трумэна». Президент США выступил с инициативой «защищать демократию» в любой точке мира и для начала попросил $400 млн на стабилизацию положения в Турции и Греции, которым угрожала «потеря свободы». Однако политическая и военная части этой доктрины были бы несостоятельны без экономической. 5 июня 1947 года на выпускной церемонии в Гарвардском университете (Бостон, Массачусетс) госсекретарь США, герой войны Джордж Кэтлетт Маршалл в своей 14-минутной речи выступил с инициативой оказать беспрецедентную по масштабам экономическую помощь европейским странам. А с 4 апреля 1948 года началась реализация этой инициативы, получившей название European recovery program — «Программа восстановления Европы», или «план Маршалла».
«Войны порождаются нищетой и угнетением», — сказал как-то генерал Маршалл. Он считал, что его план и есть, собственно, борьба за мир.
И ДАТЬ, И ВЗЯТЬ
Речь шла о $12,4 млрд, выделяемых Европе в виде кредитов, безвозмездных ссуд, долгосрочного лизинга, поставок промышленного оборудования, горючего, продовольствия, лекарств, прямой помощи при осуществлении инфраструктурных проектов, восстановлении предприятий, в жилищном строительстве. (В ценах 2015 года это свыше $150 млрд).
Основную долю помощи получили Великобритания (примерно $2,8 млрд), Франция ($2,5 млрд), Италия ($1,3 млрд), Западная Германия ($1,3 млрд) и Нидерланды ($1 млрд). В разные годы и в разной степени в программе участвовали Ирландия, Исландия, Люксембург, Бельгия, Австрия, Португалия, Швейцария, Швеция, Норвегия, Дания, Греция, Турция и Свободная территория Триест. Даже Югославия.
План был обусловлен обязательным проведением в странах-реципиентах структурных реформ, свободой предпринимательства, бюджетным равновесием, поощрением частных инвестиций, отказом от национализации промышленности, свободным доступом американских товаров при одностороннем снижении таможенных тарифов.
Эллен Дуглас, актриса и член Палаты представителей Конгресса США, была одним из лоббистов принятия программы восстановления Европы, среди студентов колледжа, Вашингтон, март 1948 годаФото: EVERETT COLLECTION/EAST NEWS
«Мы бы потеряли больше, если бы не помогли Европе», — сказал экономический советник Госдепа США Теодор Гайгер. Именно поэтому «план Маршалла» позже назвали «акцией, продиктованной на редкость просвещенным пониманием собственных интересов».
США нужны были рынки сбыта. Поставки в Европу становятся жизненной потребностью американского бизнеса, автоматически превращаясь в инвестиции в собственное развитие: средства идут на закупки американской продукции, а не на затыкание чужих бюджетных дыр. США усиленно избавляются от избытка сельхозтоваров — и вот уже Великобритания не вправе закупать пшеницу даже в Канаде, своем доминионе. Вводится запрет на торговлю с Востоком — и Франция не имеет права импортировать польский уголь по $12 за тонну, а должна закупать американский по $20.
Все расчеты производятся в долларах. Вообще, доллар на долгие годы становится главной резервной валютой.
К 1952 году, то есть к концу действия программы, промышленное производство в странах-реципиентах увеличилось на 25–40%, а сельскохозяйственное — на 20% и выше. Американские вливания обеспечивали примерно 11% ВВП Великобритании, 12% — Франции, почти 22% — Западной Германии и чуть более 33% — Италии.
«План Маршалла» был не панацеей, а лишь толчком, катализатором возрождения Европы. Основные усилия она предприняла сама. Так, ФРГ получила по плану $1,3 млрд, но за счет роста продолжала выплачивать репарации, превышающие помощь. «План Маршалла» лишь подтолкнул процесс самоорганизации.
РАЗДЕЛ
По «плану Маршалла» помощь была предложена всей Европе. В том числе так называемым странам народной демократии и даже СССР, который, правда, под его действие не подпадал по чисто формальной причине — в связи с заявленным отсутствием бюджетного дефицита. СССР был готов на определенных условиях принять эту помощь, если бы она напоминала лендлиз. Однако американцы настаивали на «контроле ресурсов», что совершенно не устраивало Сталина, который хотел использовать средства по своему усмотрению. Тем не менее он поначалу не возражал, чтобы сателлиты СССР прибыли в Париж, где 12 июля 1947 года открывалась конференция предполагаемых получателей помощи, — предстояло разработать условия для каждой страны и произвести своего рода «разведку боем». Но в ночь на 9 июля вождь дал отбой.
Упорствовали лишь в Праге — коммунисты не имели большинства в чехословацком правительстве. И тогда чешские товарищи были вызваны в Москву, где вождь устроил им форменный разнос. Особо его возмущал тот факт, что в случае принятия Чехословакией «плана Маршала» она должна была в рамках «контроля ресурсов и определения потребностей» согласовывать с американцами список поставок урана в СССР.
Министр иностранных дел Ян Масарик, сын первого президента Чехословакии, так прокомментировал происходящее: «Я ехал в Москву как свободный министр, а вернулся как сталинский батрак!» В марте 1948 года Масарик выпал из окна своей пражской квартиры. Позже подал в отставку президент ЧССР Эдвард Бенеш. Путь к диктатуре был открыт.
Окончательно закрепив раздел Европы, Советский Союз принял не только политическую, но и экономическую ответственность за весь «восточный блок». В разгар голода 1946–1947 годов 350 тыс. тонн зерна было отправлено в Румынию, почти 900 тыс. — в Польшу, 600 тыс. — в Чехословакию. При этом в самом СССР голодали около 100 млн человек.
По сути, СССР сам себя загнал в ловушку, что не без злорадства отмечали бывшие союзники. Отказ Москвы лишь облегчил прохождение «плана Маршалла» через Конгресс, который в противном случае его, скорее всего, не утвердил бы. И Сталин сохранял бы тогда инициативу на всех полях.
В «ЛИТГАЗЕТЕ» ТРУМЭН БЫЛ НАЗВАН «ХАНЖОЙ», «ЛЬСТЕЦОМ С ГНУСАВЫМ ГОЛОСОМ», «КУ-КЛУКС-КЛАНОВЦЕМ», «КЛЕРКОМ С УОЛЛ-СТРИТ». РАЗГОРЕЛСЯ ДИПСКАНДАЛ, НО В МИДЕ СССР ОТВЕТИЛИ, ЧТО НЕ МОГУТ ПРИКАЗЫВАТЬ СОВЕТСКИМ ГАЗЕТАМ, ЧТО ПУБЛИКОВАТЬ
Вторая половина 1947 года стала переломной и в определении главного врага. 5 октября 1947 года был образован Коминформ, а 9-го его пропагандистский орган — реорганизованное Совинформбюро под руководством будущего секретаря ЦК КПСС Бориса Пономарева. И «план Маршалла», и личность Трумэна, и США в целом стали главными целями идеологических атак как в стране, так и за рубежом.
В «Литературной газете», превратившейся 31 июля 1947 года в общеполитическое издание, появляется памфлет Бориса Горбатова, где Трумэн был назван «человеком в коротких штанишках», «ханжой», «льстецом с гнусавым голосом», «ку-клукс-клановцем», «клерком с Уолл-стрит». Разгорелся дипскандал, но в МИДе СССР ответили, что не могут приказывать советским газетам, что публиковать.
А вот журнал «Крокодил» — о «плане Маршалла»:
Европе Маршалл так помог,
Что в результате той подмоги
Теперь Европа, видит бог,
Вот-вот совсем протянет ноги.
ИНСТРУМЕНТ ЕДИНСТВА
«План Маршалла» стал одной из наиболее успешных экономических программ в истории, поскольку были достигнуты практически все его цели. Отрасли промышленности, которые, казалось, утратили эффективность, были быстро реструктуризованы. Экономика Европы оправилась от последствий войны быстрее, чем ожидалось. Европейские страны смогли расплатиться по внешним долгам. Влияние коммунистов и СССР было ослаблено. Был восстановлен и укреплен средний класс — гарант политической стабильности.
В своей речи в Гарварде Маршалл сказал, что «помощь должна быть лечащим лекарством, а не болеутоляющим средством». «План Маршалла» и работал по этому принципу: страны-получатели стали действовать в кооперации друг с другом, а не против друг друга, как раньше.
Именно «план Маршалла», по сути, лег в основу евроинтеграции, начиная с образованного в 1950 году «Объединения угля и стали» и заканчивая Евросоюзом. Собственно, Европа за это и благодарна Америке.