14.12.2024

СЕРГЕЙ БОДРОВ: ВЕЧНО МОЛОДОЙ


Невозможно говорить о нём в прошедшем времени. Сергей Бодров-мяадший стал символом эпохи 90-х, и это не напыщенные, громкие слова, а правда жизни. для миллионов людей он остался навсегда «Данилой Багровым». Или просто «братом».

Подготовили: Наталья Оленцова, Дмитрий Тульчинский

О его ролях в кино и о самом Сергее Бодрове до сих пор говорят и спорят: слишком неординарной личностью он был. Слишком короткую и яркую жизнь прожил. В декабре этого года ему исполнилось бы 40 лет. Всего лишь сорок… Несерьёзный юбилей, если бы Сергей был сегодня жив. Тогда, в сентябре 2002 года, вся страна, ужаснувшись новости о сходе лавины в Кармадонском ущелье, где работала съёмочная группа Бодрова-младшего, ждала только одного слова: «Жив!» Увы, оно не прозвучало. Как хочется верить, что он просто не вернулся из экспедиции. Как хочется верить, что вернётся.

В ЭПИЦЕНТРЕ

Закончив аспирантуру, Сергей Бодров успел поработать учителем в школе, кондитером на фабрике «Ударница», спасателем на пляже в Италии, журналистом, но найти себя не получалось. В 1996-м он напросился к отцу в киноэкспедицию на съёмки фильма «Кавказский пленник» и совершенно неожиданно получил от судьбы подарок — главную роль. Отец объяснил: не надо ничего играть. Надо быть самим собой. Зритель был потрясен тем, что увидел на экране: живые эмоции, искренность и ни тени фальши. Результат — «Лучшая мужская роль» на Кинотавре, премия «Ника», Государственная премия и шквал газетных публикаций, где писали, что Сергей Бодров-младший — выдающийся актёр. А через год «выстрелил» «Брат», и пресса закрепила за Сергеем образ русского Робин Гуда, героя-одиночки, жаждущего справедливости. На Бодрова обрушилась оглушительная слава. Сергея назвали выразителем настроений молодёжи того времени и в одночасье отождествили с его героем, Данилой Багровым. Поклонницы караулили Сергея на улицах и у дверей подъезда, а ещё забрасывали письмами, «опечатанными» помадными поцелуями.

…Примечательный факт: чтобы снять фильм «Про уродов и людей», на съёмки которого не было выделено финансирование, Алексей Балабанов… за несколько дней написал сценарий другого фильма. По замыслу, это был малобюджетный боевик, который в прокате собрал бы большую кассу. Так и появился «Брат» — ставший главным кинособытием фильм, задуманный как проходной вариант…

…Спустя годы эхо кармадонской трагедии стало затихать, и вдруг выяснилось: несмотря на сотни интервью и статей, о Сергее Бодрове-младшем известно чрезвычайно мало. Он никого не впускал в свой ближний круг. Не делился чувствами по поводу детей и подробностями семейной жизни (когда Сергей погиб, его младшему сыну было всего два месяца). Оставаясь простым парнем, «своим» для миллионов зрителей, долгие годы живя с ярлыком «Брата», он смог оградить от посторонних свой маленький мир. Но осталась память. Остались воспоминания близких и родных, друзей и коллег.

Итак, Сергей Бодров — глазами тех, кто был с ним рядом.

— Юрий Данилин, журналист, друг семьи: «Он никогда не был инфантилен, даже в самые ранние годы. Его привезли ко мне на дачу семиклассником, и уже тогда про Серёжу нельзя было сказать «мальчик». Это был «юноша». Он очень рано стал взрослым, думающим человеком. И дело тут в том, наверное, что Серёжа рос в исключительно дружелюбной среде, в прекрасной семье. Никто с ним не сюсюкал, каждый был занят своим делом, но атмосфера была настолько тёплой, что он рос абсолютно свободным. У него рано сформировался свой вкус и взгляды. Ну где вы ещё найдёте ученика, который к окончанию школы знал бы три языка в совершенстве, который проводил бы большую часть времени в Библиотеке имени Ленина? Причём он никогда не был отличником. Никому из нас не приходило в голову, что Серёжа в итоге займётся кино. Бодров-старший оберегал его от киношных затей. Но, тем не менее, брал с собой на съёмки и поручал ему маленькие эпизодические роли. Главная роль в «Кавказском пленнике» тоже стала в какой-то мере случайностью. Большой Серёжа сомневался, считал, что сложилась безвыходная ситуация, он не ожидал, что его собственный сын окажется таким зрелым и интересным человеком».

— Сергей Бодров-старший: «Никто не может предугадать феномен. У Лёши Балабанова, думаю, это получилось: вдруг как-то всё сошлось. Помню, «Брата» я смотрел в Каннах и после просмотра сказал своей знакомой американке, которая совершенно замечательно разбиралась в кино: «Слушай, по-моему, он хорошо сыграл». А она говорит: «Какая разница, как он сыграл! Ты что, не понимаешь? Хорошо, плохо — никакого значения не имеет, он будет звездой!» С этим, видимо, рождаются, этому невозможно научиться. Он, конечно, чему-то научился. Недаром были университет, диссертация по истории венецианской архитектуры и живописи. Замечательный французский, свободные английский, немецкий, итальянский. С этими качествами, как мне кажется, народными любимцами не становятся. С другой стороны, народ зря не полюбит.»

— Алексей Балабанов, режиссер: «Серёжа Бодров — мой друг. Впервые увидел его в «Кавказском пленнике» на «Кинотавре». Не было ещё замысла «Брата», не было вообще ничего, но я уже знал, что в новой картине Сергей будет у меня главным героем. Я в армии служил, был в Афганистане и знаю, что человек, который вернулся оттуда, — потерянный человек. Вот таким я его и сделал. Человеком, который вернулся с войны. Работать с Сережей было удивительно легко, он безумно органичный. Да, не профессиональный актёр. Но Сергей сделал всё как надо. Он не играл, он был настоящим. На съёмках мы сдружились, собирались вместе делать кино. У Сергея был проект «Морфий», — который я впоследствии и снял. Но тогда я сказал: «Давай снимем фильм про будущее, типа фантастики». Он ответил: «Давай. Сейчас только сделаю этот фильм, а потом поговорим, ладно?»

— Владимир Ильин, актёр: «Мы познакомились на съёмках фильма «Белый король, красная королева», который снимал Серёжин отец. Смотрю, парень разговаривает на французском чисто, я даже подумал, что это французский артист какой-то. Потом мне сказали, что это сын Бодрова. Постепенно я узнал, что у него историческое образование. Ближе мы сошлись на картине «Стрингер». Помню, он мне сказал тогда: «Володя, я не профессионал, давай чему-то буду у тебя учиться». — «Ты такой правдивый в кадре, в этом и есть фишка твоя, — по-моему, так я ему ответил. — Наоборот, мне надо у тебя учиться». Серёжа просто был, существовал в кадре. Это и подкупало. Потом мы встретились на озвучании в Польше. В это время у Серёжи начался роман с его будущей женой. И в этой молчаливой, такой чувственной благодати, по-моему, искупались все. Потому что они оба такие красивые были, такие обаятельные, такие молчаливые. Он молчун был, как ни странно. Не от закрытости, нет. От ума. Но он молчал так, что в этом молчании что-то происходило.»

— Ингеборга Дапкунайте, актриса: «Тот период, который я прожила на картине «Война», выдался очень трудным. Но он часть моей жизни, уже прожитой. Как и Серёжа. Я помню, что после сцены, когда меня топили в речке, меня трясло, ещё долго я не могла прийти в себя. Серёжа не успокаивал меня, но его присутствие сильно поддерживало. И сейчас я понимаю: мне крайне повезло, что именно он снимался в той роли. Звучит это неинтересно, но это абсолютная правда. Он замечательным был, незаурядным. Последний раз мы виделись на какой-то премьере. Сидели, разговаривали. Он не соперничал ни с кем, не дрался, не суетился. Он спокойно шёл к своей цели».

— Анатолий Журавлёв, актёр: «Мы познакомились с Серёжей на съёмках фильма «Брат». Сергей всё время читал, по-моему, Достоевского. У меня вдруг появилось желание подойти, поговорить. Я не мог объяснить, почему. Мы поздоровались, завели о чём-то разговор. В конце съёмочного дня я понял, что хотел бы с этим человеком встретиться снова. Так получилось по жизни, что у меня нет друзей. И почему-то мне кажется, что Сергей мог бы стать моим другом. Что это человек, с которым я мог бы быть откровенным, мог бы на него положиться. И этот один день оказал на меня такое влияние, что я запомнил его на всю жизнь. Однажды незнакомая девочка передала мне для него письмо. Она так просила, что я взял. Письмо год лежало у меня дома. Каждый раз, когда я ездил на какой-нибудь фестиваль, брал его с собой. И не взял один-единственный раз — думал, Сергей не приедет. А он приехал. Я подошёл: «У меня для тебя письмо от девочки из Архангельска». Он спрашивает: «С собой?» — «Нет, — говорю, — дома оставил». А потом произошла эта страшная трагедия. Через год я распечатал то письмо. Девочка писала: «Здравствуйте, Серёжа. Пишет вам ученица 6 класса, Катя такая-то. Я хочу признаться вам в любви. За ваши роли, за вашу доброту». В конце она приписала: «Я очень надеюсь, что вы мне ответите…»

Автор: Наталья Оленцова, Дмитрий Тульчинский источник


70 элементов 1,141 сек.