В странах с развитой демократией, ротация верховной власти происходит автоматически и рутинно. Всем понятно, что даже проигранные выборы – не трагедия. Если оппонент приносит пользу, значит есть польза для всех. Если же он допускает ошибки, наносящие ущерб обществу, на следующих выборах он не имеет шансов. Система работает автоматически и постоянно. Это значит, что ряд высших должностей, заполняется той силой, которая победила на выборах, а остальная государственная машина работает вне политики и даже подчеркнуто от нее дистанцируется. Отсюда следует вывод, что просто нет смысла обращать внимание на то, как именно выглядит первое лицо или те, кто временно занял Олимп. Их личные качества не играют решающей роли. Главное, чтобы они вписывались в рамки, установленные законом и общественной моралью.
Там же, где нет постоянной ротации, все выглядит иначе. Правители знают, что будут сидеть на своих местах невзирая на то, как и что они делают. Им плевать на результаты своей деятельности, ибо спросить с них никто не может. Что самое важное, что избиратель тоже смиряется с таким положением дел и понимает, что от его выбора – ничего не зависит. А раз так, то придется мириться с неизбежной реальностью, куда бы та не завела. Постепенно, избиратель наблюдает на то, как засидевшиеся вверху ребята, чудят все больше и жестче. И тогда, он вынужден искать в них нечто положительное. Он понимает, что наверху воруют просто жутко и возможно – смертельно для страны. Но собраться с духом и скинуть правителей – страшно, а выборы уже давно стали неким телевизионным шоу ни о чем. И тогда, происходит подмена реальности. Вместо того, чтобы наблюдать, как повышаются социальные стандарты, как становится легче и удобнее жить, избиратель обращает внимание на то, что граничит с медицинским диагнозом.
Вот лидер вышел на трибуну и рассказал о том, сколько собрали пшеницы, которую продадут за рубеж конкретные люди и получат деньги на зарубежные счета. То есть, этот урожай, пусть и большой, никак не отразится на цене того же хлеба. Да и вообще, где еще руководитель страны несет такой бред из телевизора? Зачем?
Или вот, еще рассказ о том, что нефть неизбежно подорожает. И публика находит в этом некий повод для оптимизма. Но даже при резком падении цены на нефть, бензин все равно дорожает. Как можно радоваться тому, что она подорожает? Каким таким образом станет лучше конкретному избирателю? То же самое и с газом. Лет десять назад, россияне захлебывались от восторга при речах руководства о том, что прекратят поставку газа в Украину. Обывателю гарантировано не обломится ни с открытого вентиля, ни с закрытого, но он хлопает в ладоши и напускает на себя вид газового магната, грозно заявляя: «Мы вам газ перекроем». Это так выглядело, что вот он, этот россиянин, вместе с Миллером и Путиным, возьмутся за вентиль, да и закрутят, а потом выкурят по папироске, поделят деньги от продажи газа, и поедут в ночной клуб.
Потом, внимание сосредоточилось на более Фрейдовских вещах. Руководитель и стерхи, он и тигры, он же и амфоры. И самое веселое – он, топлесс, на пони с берданкой и грозным видом. Публика в восторге. Рассматривая такую фотографию газеты в холодном нужнике с дыркой в полу, его переполняет гордость, мол – каков богатырь! То, что закрыли школы и больницы, увели пенсии и прочее – не важно, как неважно и все остальное, главное – вот он идет в Кремле и гвардейцы перед ним открывают двери. Правда что-то немного смущает, а именно – гвардейцы на две головы выше богатыря, но это может ступеньки не так стоят.
В конце концов, руководство страны подбирается именно по принципу спецотлова. Любой из этих деятелей, непременно стал бы позором для вменяемой страны, но тут – проходит все. Валька «Красные трусы» или «Полстакана», правит верхней палатой парламента. Вечно спящий и несущий чушь Медведев – глава правительства. Быдлоподобный и психически неуравновешенный Лавров – международное лицо России. А есть же еще Рогозин, Жириновский, Поклонская в конце концов. Этот список можно продолжать бесконечно, перепрыгивая с Валуева на Кобзона и дальше, но российского избирателя это не смущает. Именно так он представляет высшее государственное руководство.
И ничего, что под торжественную речь Путина в Кремле, вся эта публика откровенно спит, а премьер-министр, второе лицо государства Дима Медведев, уже не раз замечен в том, что будучи в рабочем коматозе, он иногда издает подозрительные звуки. Об этом уже ходят анекдоты и не только в России. Когда он подменял Путина на должности президента, об этом узнали и за границей. Но там ему прощалось, ибо нарезался он в лоскуты, а бухой может и не такую мелочь изобразить.
Короче говоря, в старые времена, по городам разъезжали передвижные цирки. В некоторых из них специально подбирали людей со странностями и давали представление под названием «Шоу уродов». Похоже на то, что эта добрая традиция возродилась в современной России, только цирк никуда уезжать не собирается и клоуны сидят на месте.