Политический обозреватель счатает, что руководителю театра "Сатирикон" просто нужны деньги, а число недовольных представителей российской интеллигенции будет расти, поскольку из-за санкций денег в России становится все меньше
Виталий Портников. Фото: Facebook
Руководитель театра "Сатирикон" Константин Райкин, который выступил с речью о давлении на искусство в России, является иллюстрацией известного высказывания "когда пришли за мной, уже некому было заступиться за меня". Такое мнение высказал политический обозреватель Виталий Портников в блоге "Обозревателя".
"Когда пришли за чеченцами, когда российские самолеты утюжили кварталы Грозного, когда в руинах гибли женщины и дети Чечни, Константин Аркадьевич подписывал подметные письма и рассказывал об интеллигентности Владимира Путина… Когда пришли за украинцами, когда под российскими обстрелами гибли ни в чем не повинные люди, когда убивали украинских военных в Крыму, когда похищали и пытали крымских татар, Константин Аркадьевич рассказывал о том, как часть его тонкой натуры радуется оккупации полуострова", – написал журналист.
Портников отметил, что теперь, когда пришли за Райкиным, оказалось, что особо и некому его поддержать, потому что другим еще дают деньги. По его мнению, число подобных случаев в России будет расти с каждым днем.
"Санкции работают. Кризис усиливается. Денег на всех не хватит. Будут отказывать театрам и университетам, музеям и больницам, будут выгонять из кабинетов маститых кинорежиссеров, которым останется только есть дома. И все они будут кричать о том, что больше нет свободы и что все деньги достаются байкерам ополоумевшего Залдостанова и головорезам заматеревшего Золотова", – подчеркнул он.
Портников предположил, что даже режиссер Андрей Кончаловский опять станет записным либералом, а Никита Михалков его поддержит, если им не дадут денег.
"Не спрашивайте меня, почему слова "русская интеллигенция" и "проституция" обязательно должны оказаться синонимами. Я и сам не знаю. Я, если честно, думаю, что это никакая не интеллигенция вовсе. Так, советские менеджеры по управлению российскими культурными объектами. Вечно напуганные шуты у царского трона. Разбогатевшие, аморальные, забывшие сам смысл предназначения культуры. Они все понимают не хуже нас с вами. И про Путина, и про его шайку, и про Чечню, и про Крым, и про свободу. Уверяю вас, понимает практически каждый – и Олег Табаков, и Михаил Пиотровский, и Райкин, и Кончаловский", – отметил журналист.
Он добавил, что даже Михалков все понимает, поскольку большую часть жизни проводит на Западе, как и российские пропагандисты Дмитрий Киселев, Владимир Соловьев или Петр Толстой.
"Тут уж я могу уверенно засвидетельствовать, потому что знаю каждого из этих людей (если их еще можно так назвать, конечно): их понимание никогда не отличалось от моего собственного. Разве что презрения к власти было побольше. Одни оправдывают свой коллаборационизм тем, что без них будет плохо их театрам, музеям и съемочным группам. Они – отцы отечества, они вынуждены жертвовать своими репутациями ради актеров и зрителей, ради экскурсоводов и посетителей", – пояснил Портников.
Он отметил, что российской интеллигенции не приходит в голову, что в "подлой стране и театр в конце концов становится подлым", а в царстве дикарей в музее воцаряются вкусы депутата Виталия Милонова или Ирины Яровой.
"А другим просто нужны деньги. Тупо. Они доживают до пятидесяти и вдруг понимают, что нет ни яхты, ни имения, ни хорошей конюшни, ни молодой любовницы – ничего, что должно было бы стать наградой за честность. И они начинают смотреть на того, кто может им все это дать, восторженным взглядом вокзальной шлюхи, приглашенной клиентом в "Метрополь", – продолжил журналист.
Он отметил, что эта восторженность бывших коллег просматривается даже через экран. "Именно поэтому мне не жаль Константина Аркадьевича Райкина и я не считаю, что его вопль о помощи стоит хоть какого-то серьезного внимания. Если завтра Константину Аркадьевичу дадут денег, он изменит свое мнение о России и свободе. И это не его проблема. Это проблема интеллигенции и страны", – подытожил Портников.
Напомним, руководитель театра "Сатирикон", народный артист России Константин Райкин 24 октября выступил на седьмом съезде Союза театральных деятелей РФ и раскритиковал цензуру в российском искусстве. Райкин заявил, что словами о нравственности, Родине и патриотизме "прикрываются, как правило", очень низкие цели. Он назвал советскую власть "позорным идиотизмом" и отметил, что сейчас его "заставляют читать эту книжку опять". По его словам, "группки оскорбленных якобы людей" закрывают спектакли и выставки, нагло себя ведут, а власть относится к ним нейтрально. "Сейчас, в очень трудные времена, очень опасные, очень страшные… нам нужно вместе очень соединиться и очень внятно давать отпор этому", – подытожил Райкин.
Лидер российского мотоклуба "Ночные волки" Александр Залдостанов (Хирург) после выступления Райкина заявил, что "под флагом свободы" такие люди, как он, "хотят превратить страну в сточную канаву". По словам байкера, "дьявол всегда соблазняет свободой".
В июле 2015 года Табаков заявил, что ему стыдно за те мерзости, которые делают украинцы, убивая людей и разрушая их жилища. По его словам, украинцы "в каком-то смысле убогие". "Во все времена их лучшие представители интеллекта, литературы – они по сравнению с русскими были где-то на второй или третьей позиции", – заявил российский культурный деятель