На сколько можно понять из многочисленных сообщений СМИ, сегодня Михо таки ушел в отставку, что вызвало бурную реакцию публики, которая разделилась на две части.
Одна выдает мрачный тезис по поводу реванша рыгов и ухода «варягов», другая – пинает уходящего криками: «ну что, дореформировался?». Мы же не видим в этом ни трагедии, ни новости, ни повода пнуть Михо в спину, ибо это – давно ожидаемый уход, который был просто неизбежен и вот почему.
С самого начала назначение Саакашвили главой Одесской областной администрации выглядело как авантюра.
Некоторые наблюдатели даже изобрели свою теорию, с условным названием «Витрина». Все это выглядело несколько подозрительно, а «Витрина» — комично. Основная причина скептицизма была в том, что Михо имел гораздо больший калибр, нежели это надо для губернатора.
На самом деле, это — большая проблема, которая почти не имеет положительного решения. Дело в том, что масштаб первого лица оставляет неизгладимое впечатление на любом политическом деятеле. Его опыт и набор возможных решений затачиваются под максимально возможные полномочия, а оценка любой ситуации выходит на глобальный уровень. Мы приветствовали назначение Михо на эту должность исключительно по одной причине, которую изложим ниже.
Достаточно вспомнить период, когда происходил процесс перехода власти, чтобы оценить политический пейзаж Украины. Всем очевидно, что политические силы, которые де-факто составляли оппозицию режиму Януковича, оказались тотально не готовыми ни к Майдану как к явлению, ни к его победе, такой ценой.
Те, кто принимал участие в событиях Майдана, помнят, что ни Порошенко, ни Яценюк, ни Турчинов или кто-то еще не имели авторитета на протяжении всего восстания. Они выходили на сцену и говорили вещи, которые чаще всего не попадали в тональность событий. Было видно, что они силятся говорить и делать то, что нужно людям, но так и не смогли этого сделать до самого конца.
Бегство Януковича вложило власть в руки, которые не выбили ее из рук режима. Они просто подняли власть, которая несколько дней валялась бесхозной. За несколько недель оформилось парламентское большинство, которое не дало утерять легитимность власти и вопросом №1 стало срочное избрание нового президента. Скажем так, Порох тоже не был готов к этой роли.
Он пришел к власти, не имея ни плана выхода из ситуации, ни, что самое главное, единомышленников, готовых работать на поставленную цель, ибо и цели особой не было.
Он занял президентское кресло в результате серии компромиссов между политическими силами, которые так и не поняли суть Майдана. Поэтому ключевые фигуры были компромиссными и чем дальше – все более спорными.
Именно в это время и был назначен Михо на Одессу.Так вот, мы себе представляли, что Одесса – формальное назначение, а на самом деле, Саакашвили должен был поработать небольшое время, пока не сложатся обстоятельства для тихого ухода Яценюка. Только пост премьера мог утилизировать способности и амбиции Михо, ни больше и не меньше.
Его уход стал очевидным ровно в тот момент, когда Порошенко сделал выбор в пользу Гройсмана. Грубо говоря, президент взял на себя лично ответственность за Кабмин, как до этого взял ее за Нацбанк и МИД. Всем понятно, что возглавляющие эти структуры люди являются номинальными руководителями, а истинный руководитель сидит на Банковой.
Это означало – консервацию Михо и его команды и одновременно – отказ Порошенко от радикальных реформ. Все остальное – следствия, результатом которых стала отставка Саакашвили. Он просто не подходит к роли губернатора.
Те, кто будут выступать с критикой Михо, должны понимать, что президент использовал его не по назначению и это стало аналогией забивания гвоздей китайской вазой. Саакашвили просто не мог реализовать свои проекты, ибо они уходили намного дальше масштаба области и выходили на вопросы, которые могли быть решены только в Киеве.
То есть, место Михо было исключительно в кресле премьер-министра с очень серьезным карт-бланшем.Но Порошенко решил пойти по пути византийского двора, окружив себя лично преданными и обязанными людьми. Мы считаем, что это – фундаментальная ошибка, которая однажды сыграет против президента.
Причем, здесь речь именно о Михо, ибо во многих других секторах работают варяги не из Грузии, которые довольно неплохо работают, не выходя за рамки своего калибра. То есть, в чистую, речь идет не о варягах вообще, а об исходе команды Саакашвили.
(окончание следует)