Российским чиновникам и депутатам рекомендовано вернуть в страну детей, обучающихся за границей. Причем сделать это не дожидаясь окончания учебы, а путем перевода отпрысков в российские вузы. На родину также должны вернуться родители чиновников и депутатов, если старшее поколение семьи по каким-то причинам проживает за границей, не утратив гражданство РФ. Такая рекомендация поступила из администрации президента.
Это касается всех: от сотрудников самой администрации, а также администраций регионов – до депутатов всех уровней и работников госкорпораций. Тем, кто повременит с выполнением просьбы, напомнят об уже известных случаях, когда пребывание ближайших родственников из числа младшего либо старшего поколения за границей становилось фактором, осложняющим дальнейшую карьеру в госсекторе.
Разной остроты скандалы, связанные с тем, что дети российской политической элиты получают образование за рубежом, пока их родители с экранов телевизора говорят о патриотизме и «кольце врагов», в последние годы стали постоянными. В 2012 году Алексей Навальный в своем блоге опубликовал информацию, что за границей учатся все три дочери Сергея Железняка, видного члена фракции «Единой России» в Государственной думе. За границей получил образование и остался жить сын сенатора Елены Мизулиной, впрочем его вернуть уже и не получится, он – совершеннолетний.
Бывший детский омбудсмен Павел Астахов отдает явное предпочтение Европе в выборе лучших условий для собственных детей. Вдали от Отечества грызет гранит науки сын экс-уполномоченного по правам ребенка, чей второй ребенок и вовсе родился во французских Каннах В том числе за это, по неофициальным данным, Астахов и поплатился должностью.
Выросла и получила образование в США дочь министра иностранных дел Сергея Лаврова Екатерина. Журнал Tatler отмечал, что по возвращении в Россию девушка говорила по-русски с заметным акцентом. Этот же журнал в сентябрьском номере за 2016 год в перечне самых завидных женихов России упоминает сына министра промышленности Дениса Мантурова. Свое образование молодой человек получил в Швейцарии, «проучившись там ровно столько, чтобы отец не навлек на себя гнев начальства».
Идеи законодательного запрета детям чиновников учиться за рубежом периодически возникают в Госдуме.
К примеру в 2013 году, когда обсуждался законопроект о запрете чиновникам иметь счета и активы за рубежом, фракция КПРФ внесла соответствующую поправку, однако та была отклонена. В августе этого года в адрес прежнего спикера Госдумы Сергея Нарышкина и глав всех четырех думских фракций поступило письмо от президента Ассоциации предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма «Аванти» Рахмана Янсукова. Послание содержало предложение разработать аналогичный законопроект, так как дети чиновников во время обучения на Западе могут «стать объектами вербовки». Реакции Госдумы впрочем не последовало – возможно, потому что депутаты уже разъехались проводить свою избирательную кампанию.
Политолог Виталий Иванов считает, что рекомендация по возвращению детей чиновников из-за рубежа – мера «давно назревшая и даже перезревшая»:
«Обучение детей российской элиты за рубежом является предметом для постоянных претензий и насмешек в адрес режима. Дескать централизованно на государственном уровне культивируются патриотизм и антизападные настроения, а дети чиновников учатся за границей. Нельзя служить двум богам, надо выбирать. Если такая мера будет инициирована и реализована, это принесет последовательность и определенность, которых не хватает».
Политолог Станислав Белковский между тем считает, что к подобным вещам стоит подходить с большим прагматизмом. Такая рекомендация скорее приведет к оттоку чиновников из вертикали, нежели позволит вернуть детей элиты из иностранных вузов. По его словам, рекомендации, сделанные на уровне АП – это логическое следствие того, к чему чиновников готовили с 2014 года, когда, к примеру, фактически невыездными стали не только силовики, но и другие представители власти. Усматриваются также попытки воспроизвести опыт президента Турции Эрдогана, который после июльской попытки госпереворота объявил невыездными турецких ученых.
«С одной стороны, это все входит в комплекс мероприятий по подготовке элит к некой «большой войне», даже если она довольно условна. С другой – это еще один удар по единству президента Путина с его же элитами. Санкции Запада преследовали целью вбить клин между Путиным и элитами. В ответ Кремль начал действовать в логике этих санкций. Но к запрету иметь активы на Западе еще можно отнестись спокойно, а вот к невозможности пользоваться там услугами здравоохранения и образования – нет, так как это – важный элемент жизненной стратегии истеблишмента», – рассуждает Белковский.
Мысль о том, чтобы поднимать уровень обучения и здравоохранения на должный уровень в своей стране – этому политологу не приходит в голову.
Источник: publizist.ru