Сенсация! Опыт, который сын ошибок трудных, не просто притупляет человеческое восприятие действительности — искажает его. Ты дуришь сам себя. Ежесекундно. Даже сейчас…
Наука до сих пор не до конца разобралась, как работает человеческий мозг. Но очень старается. Предположила, например, что центральный отдел нервной системы часто халтурит для оптимизации своей деятельности и увеличения скорости обработки данных. Он опирается на собранную ранее информацию и, встретив знакомые объекты, не анализирует их снова.
Круглый, белый с черным, прыгает по траве? Пусть будет мяч. Если в написанном или напечатнаном тексте буквы будут нахдоиться не на своем месте — ничего страшного, мозг все равно не рассмартивает каждую, а сверяется со своими данными, находя знакомые слова (как произошло только что). Грубо говоря, вместо реальности он подсовывает нам иллюзию, которую собирает из виденных ранее образов.
Вот пример: ты уверен, что на пачке Camel расположились верблюд, пальмы и пирамиды? Посмотри внимательно: там еще есть изображение писающего мальчика. Мы специально выделили его. Здорово, правда? Забыли сказать: избавиться от этого образа теперь можно только в случае тяжелой травмы и амнезии. Мозг включил его в коллекцию и будет замечать без подсказки.
Ученых-неврологов не устраивает такое положение дел, и они постоянно изучают восприятие окружающего мира и работу мозга. Один из способов можешь опробовать на себе прямо сейчас. Это так называемые «оптические иллюзии» — странные картинки, которые заставляют нас чувствовать себя героями «Страха и ненависти в Лас-Вегасе». Мозг настолько доверяет собственным наработкам, что, даже зная секрет нарисованного обмана, мы не можем заставить его перестать работать.
Возможно, ты думаешь, что для мозга главное — идентифицировать замеченный объект. Это только полдела. Неплохо было бы понять его расположение в пространстве, особенно если есть вероятность, что мы имеем дело с тяжелым тупым предметом вроде наковальни. Проще всего это сделать, опираясь на расположение тени. Человеку не повезло родиться в мире с единственным натуральным источником света, поэтому за века эволюции мозг привык полностью доверять такому признаку. И именно поэтому его легко обмануть!
Мозг не сомневается, что, если объекты находятся в тени, они хуже освещены. Какая из фигур на рисунке ниже темнее?
Они одинаковые, и в этом можно убедиться, закрыв пальцем середину, где якобы встречаются свет и тень. Для нас очевидно: если рисунок отбрасывает тень, он приобретает объем. Даже если тень тоже нарисованная. Это придумали не мастера татуировщики и не производители футболок.
Античный живописец Зевксис из Гераклеи, уже в 420–380 годах до н. э. придумавший реалистично изображать голых женщин, однажды вызвал на художественную дуэль другого мастера кисти — Паррасия. К нарисованному винограду Зевксиса стали слетаться птицы, и он возликовал, уверенный, что победил. Но, когда художник решил взглянуть на работу соперника и попытался сорвать ткань с его картины, она оказалась нарисованной.
Давай начистоту: уж существование цвета ты никогда не ставил под сомнение. «Строго говоря, цвета вообще не существует. Есть физическое понятие света, а цвет — всего лишь творение мозга, — заявляет Бо Лотто, специалист по неврологии и создатель гибрида научной лаборатории и студии искусства Lottolab. — Изобрести цвет нужно было для выживания и комфортной жизни — так легче отличать куст от спящего медведя или твердую землю от зыбучего песка. Но фактически цвет существует только в нашей голове». Лошади ниже разного цвета, правда? На самом деле они совершенно одинаковые.
На кафедре психологии Университета Висконсина тоже изучают вопросы восприятия. Как мозг выстраивает трехмерные проекции окружающего мира? Ведь, даже передвигаясь в темной комнате, человек интуитивно понимает, где ее стены переходят в опасные углы и жесткий пол. «Один из инструментов, позволяющих оценить расстояние до предметов, — это перспектива», — натыкается на столы и стулья Баз Рокерс, ассистент профессора вышеупомянутого университета.
Все, кто считал ее просто словом, к которому трудно подобрать рифму, пусть проведут простейший опыт. Нужно нарисовать две горизонтальные линии одинаковой длины на изображении уходящей к горизонту дороги. Хотя ты уверен, что линии идентичны (сам же их провел!), мозг будет стоять на своем: верхняя находится дальше, а значит, она длиннее.
Восприятие перспективы жизненно важно: оценка скорости и направления движения бегущего пингвина позволит не попасть под его копыта, поэтому мозг привык определять такие вещи за доли секунд. А еще перспективу обожают уличные художники, пачкающие асфальт реалистичными обманами. Ниже — работа Джо Хилла, включенная в Книгу рекордов Гиннесса как самое большое объемное изображение на асфальте.
И не только оптические
Эволюция до автоматизма довела наш механизм определения «биологических движений», естественных для человека или животных. Даже на начальных стадиях действий легко распознать ссорящихся или обнимающихся людей. А вот движения, нехарактерные для нашего времени, следовательно неактуальные, вроде ловли неводом рыбы, распознать будет сложно.
Джона Лерер, автор книг «Воображение: как работает творчество» и «Как мы принимаем решения», выдвинул теорию, что за определение типа чужих движений отвечают отдельные нейроны. Неизобретательный Лерер называет их «зеркальными»: благодаря им мозг воспринимает понятные ему действия так, будто человек сам участвует в них. Сопереживание актерам на сцене, скачок адреналина во время просмотра боксерского матча или постельных сцен…
Автор уверяет, что, если это недостаточно убедительные аргументы, пришло время опыта с резиновой рукой. Возможно, ты пробовал эту иллюзию на себе или видел, как на нее реагируют другие, — она довольно распространенная. Доброволец садится за стол и кладет на столешницу одну руку. Место второй заменяет резиновая или пластиковая конечность. Мозг привычно определяет две руки и болезненно реагирует, если по фальшивке кто-то стукнет молотком.
Людям с низким болевым порогом хватит и демонстрации сцены какой-нибудь изощренной пытки. Проверь себя: не ощущаешь желания потереть глаза, глядя на этот кадр из «Заводного апельсина»?
Ах да, кино. Вот грандиозное надувательство, с которым мы имеем дело ежедневно! Тебя не удивляет, что мы знаем, как стучат копыта лошадей, как звучат двигатели космических кораблей и с каким именно шипением Терминатор погружается в расплавленный металл? Записанные в студии звуки, часто совершенно отличные от реальных, наш мозг добросовестно сохраняет. Так незаметно тропический ливень звучит для нас грохотом перекатывающегося в тазу сухого гороха, а конный экипаж — стуком кокосовых орехов по полу и бряцаньем связки ключей. Спорим, ты знаешь, что услышишь, приехав на Дикий Запад! Конечно, позвякивание шпор, саундтрек Эннио Морриконе, свист и щелканье кнута, крик сокола.
Ты, конечно, считаешь, что люди уникальные и принципиально разные объекты. Но как мозг различает их и даже иногда узнает знакомых людей и отдельных родственников? Оказывается, ему не особенно важны индивидуальные черты вроде формы головы, ушей, пирсинга в брови и волосатой родинки. В деле распознавания лиц мозг ориентируется на глаза и рот.
Питер Томпсон из Университета Йорка, что в Великобритании, готов доказать это предположение с помощью четырех изображений. Питер заметил, что человека на перевернутом фото трудно опознать. Но если добавить ему «правильные» глаза и губы, проблем с узнаванием не будет. А вот перевернутые элементы превращают человека в похожего на Николая Баскова монстра.
Косвенно это предположение подтверждают многочисленные случаи нахождения загадочных ликов на поджаренных тостах, в облаках, столбе дыма от горящих башен-близнецов и в лужице разлитого кофе. Не мы это — все мозг!
Ниже ты видишь два изображения Эйнштейна. Уверен? А если посмотреть на грустного физика издалека? Мозг «рассматривает» чужие лица дважды — на расстоянии и при непосредственном контакте, чтобы заметить мелкие детали, которые на деле оказываются важными.
Нейробиолог из Гарвардской медицинской школы Маргарет Ливингстон считает «загадку Моны Лизы» прекрасным примером того, как мозг «видит» лица.
Открыв для себя чудеса фотошопа, она сделала из картины три кадра: максимально размытый, слегка в расфокусе и очень четкий. Так человек различает изображение, находясь от него на разном расстоянии.
На последнем кадре (представь, что стоишь близко к полотну) госпожа Лиза дель Джокондо не улыбается вовсе. Девушка скорее ждет, поджав губы, пока Леонардо закончит тратить ее время. Зато на первом (ты смотришь на картину из дома напротив) на ее лице широкая улыбка.
Удивительно, но случаев массового мошенничества с использованием иллюзий пока не зафиксировано. Мозг так доверяет собственному опыту, что его можно обманывать самыми, казалось бы, простыми вещами ежедневно. Если после прочтения этой статьи ты решишься заполнить пробел аферой собственного сочинения, расскажи нам об этом — мы любим писать о всяких чудаках.
Циркулярная пила
Сядь в офисное кресло на колесиках и, уставясь в точку в центре, катайся вперед и назад.
Черно-белая дыра
3D без очков и прочих глупостей. Смотря в центр изображения, двигай головой вперед-назад и из стороны в сторону, пока не увидишь черепашек-ниндзя.
Неоновое сердце
Хотя на изображении нет изогнутых линий, мы четко видим сердце. Мало того, оно еще и светится, будто реклама службы интимных услуг. Ученые не могут объяснить этот эффект и говорят, что у них болят глаза.
Иллюзия движения
Однажды профессора киотского Университета Ritsumeikan Акиоши Китаоку мучила бессонница. Чтобы ей отомстить, он создал эту иллюзию. Круги на самом деле не вращаются, в этом можно убедиться, зафиксировав взгляд в центре одного из них. Но как только твои глаза снова начнут бегать по странице, «змеи» оживут. Иллюзия активирует те же зоны мозга, что и наблюдение за действительно движущимися объектами.
Вспученная страница
Стоить убрать все шарики — и иллюзия перестанет топорщиться в твою сторону. А если убрать с шариков блики — выпуклость станет менее очевидной. Ну а если ничего не менять и долго смотреть на картинку, можно сойти с ума.
Бегающие точки
Все точки на этом изображении белые. Но это становится очевидно, только если смотреть на одну из них. Если двигать глазами влево и вправо, из ниоткуда возникают черные мигающие точки.