Если проще, то ее светлость Каэтана Альба. Насколько вычурно звучит ее полное имя и титулы, настолько же запутанными были эти отношения.
Автопортрет за работой Франсиско Гойя 1795
Начать с того, что нет ни одного стопроцентного подтверждения альковной связи художника и герцогини. Есть домыслы, легенды и предположения. И репутация великого испанца: безудержный, страстный, импульсивный Гойя не просто называл себя махо (мачо, по-нашему), он и был им. Осколки девичьих сердец, хрустевших у него под ногами, тому подтверждение. Кстати, «осколки» эти вполне задокументированы. А вот с герцогиней Альба дело обстоит сложнее.
Поэтому рассмотрим две версии. Первую — «Всё было» и вторую — «Многое было, но до интима так и не дошло». Но сначала в общих чертах обрисуем, кем на момент встречи были наши герои.
Герцогиня Альба, укладывающая волосы Франсиско Гойя 1797
Он и Она
По знатности рода Каэтана Альба (единственная дочь Франсиско де Паула де Сильва и Альварес де Толедо, 10-го герцога де Уэскара, и Марианы дел Пилар де Сильва-Базан и Сармьенто) превосходила тогдашнюю королеву Испании Марию Луизу.
Королева Испании Мария Луиза верхом Франсиско Гойя 1799
Мать Каэтаны умерла при родах, а когда девочке едва исполнилось 8 лет, скончался и ее отец. В 12-летнем возрасте будущую герцогиню Альба выдали замуж за Хосе Марию Альвареса де Толедо и Гонзага — главу одного из знатнейших родов Испании. Самому дону Хосе на момент брака едва исполнилось 18-ть.
Каэтана снискала себе славу вольнодумки и периодически перечила самой королеве. Поговаривали, что герцогиня часто меняла любовников. Ее брак с герцогом был бездетным.
Хосе Альварес де Толедо, маркиз Виллафранка и герцог Альба Франсиско Гойя 1795
В венах Франсиско Гойи тоже присутствовала голубая кровь — его мать была дочерью идальго. Отец же, хоть и не мог похвастать знатностью рода, зато достиг успехов в своем ремесле — Хосе Гойя был позолотчиком.
До встречи с герцогиней Альба художник успел прославиться (его портреты охотно заказывали при дворе) и жениться. Супружество было вынужденным: соблазненная Хосефа — родная сестра друга и учителя Гойи Франсиско Байеу — была на пятом месяце беременности. Хосефа оставалась женой живописцы вплоть до своей смерти. Родила ему пятерых детей, из которых выжил только один ребенок, и удостоилась всего лишь одного портрета.
Хосефа Байеу, жена художника Франсиско Гойя 1800-е
«Теперь я знаю, что такое жить»
Гойя и герцогиня Альба познакомились, когда художнику было под 50, а аристократке чуть за 30. Придворный художник сначала написал портрет герцога Хосе Марии Альвареса де Толедо и Гонзага — супруга герцогини Альба, а потом и ее саму. Утонченная, умная, темпераментная красавица Каэтана не могла оставить равнодушным такого женолюба, как Франсиско Гойя. Ее образ начинает все чаще появляться в других его работах, а не только на парадных портретах.
«Теперь я знаю, что такое жить» — эту фразу из письма художника считают подтверждением начавшегося бурного романа между великим испанцем и донной Каэтаной. На одном из ее портретов, созданных в тот период, на руке герцогини два кольца с надписями «Гойя» и «Альба».
Портрет герцогини Альба Франсиско Гойя 1797,
Сама же изображенная красавица указывает вниз, где у ее ног размещена надпись: «Только Гойя».
Герцогиня Альба, фрагмент Франсиско Гойя 1779
Король Испании Карл IV и его семья Франсиско Гойя Живопись, 1800
На время создания этой судьбоносной для художника картины (портрет королевской семьи — вершина карьеры!) выпал один из сложных периодов отношений пары: Гойя и Альба расставались, мирились… Кто был инициатором, каковы свидетельства других увлечений красавицы и мастера во время разлуки? Характеры у обоих были, что называется, сложными. «Она (герцогиня Альба — ред.) рвет на себе волосы и топает ножками, потому что аббат Пикхурис сказал ей, что она выглядит бледной…» — таково одно из высказываний Франциско Гойи.
Много позже романисты и режиссеры связь художника и герцогини снабдят массой подробностей. Например, Леон Фейхтвангер в книге «Гойя, или Тяжкий путь познания» демонизирует отношения живописца с аристократкой. В его художественном мире Гойя пожертвует собственной дочерью ради ночи страсти с Альбой. Чтобы провести время со строптивой красавицей, Франсиско откажется от нескольких сеансов написания портрета испанской королевы Марии Луизы, сославшись на внезапную тяжелую болезнь своего ребенка. Позже девочка действительно умрет от внезапного недуга. Так Фейхтвангер объяснял, почему великий портретист далеко не всегда изображал любимую женщину прекрасной. В его офортах «Капричос» Альба то и дело выступает в образе дьяволицы.
По легенде и смерть супруга Каэтаны, герцога Хосе Марии Альвареса де Толедо и Гонзага, который внезапно скончался в сорокалетнем возрасте, была обусловлена порочной связью аристократки с художником. Герцог, обеспокоенный тем, что Каэтана слишком безрассудно предается любовным утехам с живописцем, настаивал на отъезде из Мадрида. Женщина посчитала, что без законного супруга она вполне проживет, а вот расстаться с Гойей не сможет. Во всяком случае, версия, что именно Каэтана Альба — главная виновница скоропостижной смерти герцога — некоторое время муссировалась в обществе.
Сама герцогиня пережила своего мужа на шесть лет и, как и он, скончалась в возрасте сорока лет. Некоторые полагают, что это был суицид — красавица не могла смириться с тем, что стареет. Существует и другая версия скоропалительной смерти герцогини. Якобы она умерла от сильнейшей кровопотери, когда на позднем сроке беременности до этого бездетная донна пожелала избавиться от ребенка. И ребенок этот был от Гойи.
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес пережил свою Музу на 26 лет.
Кадр из фильма «Гойя в Бордо»
Связь, которой не было?
Повторимся, документально засвидетельствованных данных о том, были ли на самом деле любовниками Франсиско Гойя и герцогиня Альба — нет. И все приведенные выше аргументы в пользу альковной связи можно трактовать и вполне безобидно. В том смысле, что на страсть со стороны Гойи они, конечно, указывают. Но питать к кому-то страстные чувства и предаваться плотским утехам, все-таки, не одно и то же.
Вполне вероятен и иной сценарий их отношений. Пока великий художник мучился любовным недугом, аристократка могла просто упиваться собственной красотой и безграничной властью над мужчинами, причем не только над бедным страдающим живописцем. В герцогиню были безнадежно влюблены многие, в том числе и ее лекарь Пераль, один из самых образованных и умных мужей Испании того времени. Поговаривали, что именно он помог герцогине избавиться от супруга. Возможно, Каэтана лишь мучила влюбленного в нее художника так же, как изводила доктора. Держала при себе непревзойденного умельца запечатлеть ее красоту, но близко к телу не подпускала.
О том, что герцогиня терзала Гойю, говорят уже упоминаемые офорты в серии «Капричос». На гравюре «Вознесение» («Они взлетели») изображена женщина с крайне непристойно по тем временам раздвинутыми ногами, которая стоит на головах трех уродливых мужчин. Каждый из них сжимает в руках фаллический символ внушительного размера. Так можно было изобразить не любимую, а глубоко ненавидимую женщину. С другой стороны, испанские страсти и не предполагают легких путей — ненависть переходит в любовь, любовь — в ненависть.
"Они взлетели" (Серия "Капричос", страница 61) Франсиско Гойя 1799
Те, кто скептически относится к возможной альковной связи знатной дамы и художника, отмечают, что на ту пору Гойя недавно перенес паралич и практически оглох. Считается также, что и паралич, и глухота были следствием сифилиса. Вряд ли такая физическая форма могла распалять сластолюбие знатной дамы.
Сторонники же любовной связи возражают, что тема «красавицы и чудовища» стара, как мир и вполне действенна. И как раз противоположности наиболее притягательны друг для друга.
Маха одетая Франсиско Гойя XIX век
Тут возникает вопрос: а если «ничего такого» не было, то как же знаменитые махи (мачо-женщины) Гойи — «Маха одетая» и «Маха обнаженная»? Портретное сходство с герцогиней Каэтаной Альба разительное.
Но если с лицом все более-менее понятно, то вот как раз с телом ясно далеко не все.
Критики отмечают, что на «Махах» голова словно приставлена к телу. Есть версия, что на полотнах изображены две женщины: тело известной испанской танцовщицы того времени, любовницы Гойи, и голова Каэтаны Альба.
Обнаженная Маха Франсиско Гойя XIX век,
Родственники герцогини в 1945 году даже настояли на эксгумации останков донны, чтобы доказать, что на полотнах вовсе не Альба. Ведь такое поведение, как позирование знатной дамы обнаженной, было недопустимым не только в те времена, но и впоследствие бросало тень на морально-нравственный облик всех членов рода. Анализ все же не расставил точек над «і". За прошедшие годы могила несколько раз претерпевала разрушения, и останки подвергались механическому воздействию. Точные измерения провести не удалось, и легенда осталась легендой.
Так или иначе, но обе картины хранились в коллекции герцогини, а после ее смерти по требованию фаворита королевы Мануэля Годоя достались ему.
Мануэль Годой, герцог Алькудии, "принц мира" Франсиско Гойя 1801
Вельможа развлекал гостей, поместив полотна одно над другим, чтобы при дергании за шнурок «раздевать» маху. Для того времени это была одна из самых провокационных картин, одно хранение которой могло привести с серьезным проблемам с инквизицией.
Изображение обнаженной махи с будто «приклеенной» к телу головой герцогини как раз и может свидетельствовать о том, что плотское вожделение Гойи так и не было удовлетворено: вот он и сублимировал в творчество свой любовный недуг, чтобы хотя бы в работе насладиться наготой страстно желаемой женщины.
Мадридский альбом [20]: Обнаженная натурщица с зеркалом, со спины, или После ванны Франсиско Гойя 1797
Но, в конце концов, так ли важно получить точный ответ на вопрос: были ли Гойя и Альба любовниками? В этих отношениях, безусловно, была страсть, что и породило полотна, которые восхищают нас до сих пор.
Портрет Марии Терезы Кайетана де Сильва, герцогини Альба Франсиско Гойя 1795
Вместо послесловия.
«Франсиско Гойя завершил свой земной путь во французском Бордо в возрасте 82 лет: с 68 лет его спутницей после смерти жены была Леокадия Вейс. Замужняя красавица на 40 лет моложе Гойи, влюбившись, ушла от состоятельного и нестарого мужа. У пары родилось еще двое детей — сын и дочь, а его старший возмущенный сын Хавьер, ровесник Леокадии, долго будет судиться с отцом за немалое наследство…»
/КР:/
Многие мечтают о такой неистовой любви…/