Ада Роговцева рассказала Sobesednik.ru, почему не хочет уезжать с Украины и как к ней относятся коллеги из России.
Народная артистка СССР Ада Роговцева теперь не бывает в России. Виной всему – конфликт с Украиной, где она родилась и живет. О том, что чувствует в связи с этим, Ада Николаевна рассказала Sobesednik.ru.
Ада Роговцева и солдаты украинской армии
Фото: Instagram
Посоветовали не ездить в Россию
– Ада Николаевна, однажды вы сказали, что боитесь приезжать в Россию. Будто бы здесь на вас завели уголовное дело. Откуда вы это знаете?
– Полтора года назад я узнала из российской прессы, что в Следственный комитет России какой-то из ваших депутатов сделал запрос. По этому запросу материалы, касающиеся меня, были приобщены к уголовному делу по «украинским карателям». В тексте статьи указано, что я являюсь «пособником украинских карателей», так как на деньги, заработанные в России, помогаю украинской армии. Думаю, поводом стал благотворительный спектакль «Варшавская мелодия-2», который мы сыграли в Киеве летом 2014 года. Заработанные тогда 54 тысячи гривен мы передали в киевский военный госпиталь. По крайней мере, сумма, названная вашим депутатом, совпадает.
«Салют, Мария!» (1971)
Фото: Global Look Press
Прочитав эту статью, посмеялась. Из этических соображений отказалась от любой новой работы в России. Но предложения работы и в театре, и в кино из России продолжали поступать. Когда однажды, чтобы не вступать в долгие беседы по поводу своего отказа, сослалась на пресловутое уголовное дело, продюсер тоже посмеялась: «Ада Николаевна, это какая-то шутка!» Но позже перезвонила и сказала, чтобы я отнеслась к этому серьезно, если захочу пересечь границу. Еще позже мои друзья подтвердили мне, что всё не смешно.
– Когда вы были в России последний раз?
– В августе – сентябре 2014 года я доснималась в кинокартине, законсервированной годом раньше. Не могла отказаться работать, так как большая часть моей роли была отснята. Я была в Тарусе Калужской области, общалась с прекрасными людьми – работниками музея Марины Цветаевой.
– И какое отношение к себе почувствовали?
– Кто-то обдал холодом, кто-то, наоборот, горячо обнял. Иногда люди вели себя вразрез с моими представлениями о них. Но я их понимаю. И принимаю любое отношение к себе. Скажем так: в прямом общении со мной никто не переступил черту дозволенного.
– Как вы думаете, кто все-таки виноват, что произошел конфликт между Украиной и Россией?
– Наверное, мало в истории народов земли таких трудных отношений, как между Россией и Украиной. Конфликту много сотен лет. А причины всё те же: с одной стороны, извечная нечистоплотность элит Украины, с другой – нежелание России признать существование Украины как таковой. Простите, но когда мне в лицо говорят, что меня нет, конфликта не избежать!
– Говорят, что артист Андрей Данилко, известный зрителю как Верка Сердючка, уехал жить в Германию. Мол, на Украине на него ополчились из-за того, что ездит в Россию выступать, а в России – потому, что живет в Киеве. У вас возникало желание уехать за границу?
– Я не уехала с Украины еще при Советском Союзе, когда все театры Москвы и Питера по очереди предлагали мне работу. Здесь моя жизнь, мои театры, здесь могилы родителей, мужа и сына. Здесь трое моих внуков – моя радость и тревога. Здесь кусок земли под Борисполем – мой самый ценный курорт, мой самый любимый санаторий. Здесь зрители, заполняющие тысячные залы на мои спектакли. Здесь моя страна, которой сейчас ох как трудно. Куда мне ехать? Зачем?!
Ада Роговцева
Фото: РИА «Новости»
«Без надежды – надеюсь!»
– Это правда, что украинские телеканалы ведут такую же антироссийскую пропаганду, как и наше телевидение – антиукраинскую?
– О какой пропаганде речь? Россия повела себя так, что никакой пропаганды не нужно. Украина гораздо больше занята собственными проблемами. Проблем много. Мы пережили власть организованной преступной группировки, мы поднялись против этой власти всей страной – от востока до запада, без различия сословий, национальностей, вероисповедания. И мы не имели даже недели передышки – началась война. Сначала вкрадчивая – Крым, после откровенная и бесстыдная война под видом помощи – Донбасс. Нам очень трудно выживать. Но украинцы очень трудолюбивые люди. Леся Украинка говорила: «Без надежды – надеюсь!»
– Я слышал, что после начала российско-украинского конфликта вы перестали общаться с российскими коллегами…
– Признаться, я вообще трудно дружу. Есть люди, с которыми работа связала тесно и нежность осталась на всю жизнь. Большинство их уже ушли – Олег Борисов, Паша Луспекаев, Кира Лавров. С теми, кто мне дорог, я не поссорилась. Ни с кем. Бог миловал, я и прежде не общалась тесно с теми, кто потом откровенно выступил против моей страны.