15.01.2025

Виктор Давыдов: если завтра война?


Тем, кто считает, что все плохо, и жизнь состоит из неприятных новостей, могу порекомендовать почитать украинские новости из зоны АТО. После этого понимаешь, что такое хорошо, что такое плохо и что такое ужас-ужас.

По 50-70 обстрелов с российской стороны каждый день – стреляют тяжелые минометы, Грады и артиллерия. По несколько человек погибших ежедневно: украинские военные считают, что штаб сообщает не о всех потерях, трупы ДНР/ЛНР, как принято в «русском мире», не считает никто.

Если кажется, что в этом нет ничего нового, то значит, сказывается уже иллюзия привыкания. С конца июня в Донбассе идет головокружительная эскалация насилия. Карты показывают, что если еще весной обстрелы велись преимущественно в районе Донецка, то летом артиллерия начала утюжить украинскую линию обороны по всему фронту. Само число ежедневных обстрелов с конца июня выросло почти в полтора раза. Миссия ООН подсчитала, что количество погибших в июне-июле вдвое превысило среднее за последний год. В первый день августа по украинским позициям было выпущено рекордное число мин – 260. Именно в июле российская армия начала использовать новейшие виды вооружения: минометные комплексы с лазерным наведением, боевые дроны и гаубичные снаряды-монстры, поражающие все живое в радиусе полукилометра.

Стало известно, что с 30 июля отменены отпуска во всех частях «ДНР/ЛНР». В соцсетях пишут, что больницы Горловки получили приказ освободить максимум коек к 8 августа.

Что все это значит – понятно каждому. Это значит война.

Почему война неизбежна?

Абсолютной неизбежности ни в жизни, ни в истории, конечно, нет. Есть миллион причин, почему в любой момент события могут пойти по другой колее. Однако если посадить себя на место Путина, то гораздо проще догадаться, почему у него больше причин воевать, чем быть человеком. В какой-то мере, Путин находится в ситуации цугцванга, когда каждый ход вызывает цепочку других вынужденных ходов.

Первый ход был сделан 18 марта 2014 года, когда был аннексирован Крым. Всем известно, что без сухопутного коридора снабжения «остров Крым» это не столько актив, сколько головная боль. Дотационный регион с дефицитом воды и электричества, требующий постоянных поставок всего с континента. На гражданское население Кремль мог бы и не обращать внимания, как не обращает внимания на жителей Абхазии и Курил – населению все равно некуда деться со своей подводной лодки. Однако Крым для Москвы – это, в первую очередь, база военно-морского флота в Севастополе, и только база. Причем, возможно, самая важная база во всей стране.

В отличие от прочих баз ВМФ, существующих на случай гипотетической войны, Севастополь уже участвовал во всех военных конфликтах постсоветской России. Без него иначе выглядели бы войны в Абхазии и в Грузии. Севастополь – это не только доминирование в бассейне Черного моря, но также возможность создавать напряжение для НАТО в Средиземном. База в Латакии, в Сирии, по сути, филиал Севастополя, и она тоже многого стоит. В двух словах, без Севастополя экспансия на единственно перспективном направлении — юго-восточном фланге Европы — невозможна. Это вполне объясняет, почему генералы скорее нажмут на все красные кнопки, чем отдадут Севастополь. Империя – это Севастополь.

Следующим за аннексией вынужденным ходом стала «русская весна». В ходе ее, к большому расстройству Кремля, «русский мир» смог оккупировать только Донбасс — штурм Харькова, Днепра и Одессы провалился. Это оставило Путину единственную возможность для строительства коридора в Крым – путь прямой агрессии.

Правда, вопрос коридора Путин — в манере, очень напоминающей Гитлера — поднимал на встречах с Джоном Керри. Выяснилось, что Керри не Чемберлен и не собирается его обсуждать.

Когда возникла «Новороссия»?

Сказать, что украинские события стали импровизированной реакцией Кремля на Майдан, было бы несерьезно. Возвращение Владислава Суркова в Кремль из опалы произошло в сентябре 2013 года – когда Майдана не было и в помине. Сурков сразу получил свой пост «министра гибридной войны»: официально он отвечает за отношения с Абхазией и Южной Осетией, на самом деле занимается исключительно Украиной. Как известно со времен тов.Сталина, реализация любого плана действий в Кремле начинается с «кадровых решений». Так что начальной точкой проекта «Новороссия» можно считать август-сентябрь 2013 года.

Более того, сам план войны и слово «Новороссия» возникли задолго до того – точно известно, что план был разработан внутри «поднадзорного» Суркову Фонда экономической политики весной 2008 года и был даже опубликован. Все описанные события настолько точно совпадают с произошедшими гораздо позднее, что можно только удивляться, почему на этом плане не стоит гриф «совершенно секретно». Наиболее правдоподобное объяснение: план был намеренно доведен до сведения украинских элит перед выборами с тем, чтобы они поняли, что если будут сопротивляться победе Януковича, то будет война (публикация и имела издевательский подзаголовок «Хочешь мира?»). Янукович победил, после чего план за ненадобностью был отложен в долгий ящик.

Эта публикация была не единственным месседжем, отправленным в Украину. Примерно в то же время начальник Генштаба РФ Юрий Балуевский пригрозил «военными и иными мерами» в случае, если Украина соберется вступать в НАТО. Украина, как известно, генерала не послушалась. После всех этих предупреждений было бы странным считать войну неожиданной.

Зачем нужна «Новороссия»?

Спора нет, идеальным для Кремля было бы иметь полностью контролируемую власть в Киеве. Все тогда будет так, «как при бабушке» Януковиче: полная свобода действий на территории Украины – и никакой ответственности. С другой стороны, во время «оранжевой революции» выяснилось, что Кремль не способен контролировать спонтанные процессы в чужой стране. Поэтому промежуточным и наиболее выгодным вариантом является создание «банановой» республики там, где наивысший процент русскоязычного — и политически пассивного — населения. Это также позволит Путину изобразить из себя «защитника русского мира» и отрицать, что война ведется против народа Украины. Как известно, в гибридной войне имидж – все.

«План Суркова» описывает цель войны очень четко – создание колониального государства «Новороссии», которое будет включать в себя всю левобережную Украину, а также Одесскую, Николаевскую и Херсонскую области. «Новороссия» – это две трети экономики Украины, более половины ее населения и выход к морю. Без этого Украина становится третьеразрядным европейским государством, вроде Словакии. Страна лишается почти всей своей военной индустрии и превращается в беззащитную жертву.

Зато Россия «прирастет» огромными ресурсами, развитой индустрией и рынком сбыта, что очень важно в период кризиса и низких цен на нефть. Неудивительно, что карта «Новороссии» повторяет экономическую карту сегодняшней Украины. А возможности для обогащения силовиков-олигархов на грабеже украинской собственности вообще безграничны.

Никогда еще с 1945 года Империи не открывался такой простор в той единственной сфере деятельности, в котором она могла добиться успеха – грабеже. Политические дивиденды от экспорта «русского мира» тоже небывало высоки — Путин в сознании народа будет сразу вознесен на ступень, следующую за Сталиным.

Кто может остановить войну?

Как ни печально, никто. Удивительно, но никогда со времен того же Сталина международная ситуация не была столь благоприятной для Кремля. В США идет предвыборная кампания, Путин откровенно делает ставку на Дональда Трампа и лезет из кожи вон, чтобы помочь ему въехать в Белый Дом.

Даже если будет избрана Хиллари Клинтон — что все-таки более вероятно – «пересменка» в Белом Доме продлится до весны, что даст Путину достаточное пространство для маневра. И нет никаких намеков на то, что нынешняя администрация «хромой утки» Обамы собирается делать что-либо, кроме формальных заявлений. Из последних утечек Wikileaks стало известно, что стандартным ответом Обамы на все предложения оказать военную помощь Украине является категоричное «не втягивайте меня в войну» («Do not get me into a war»).

Лидеры европейских держав тоже заняты тем, что кажется им бóльшими проблемами, чем полномасштабная война в Европе — вроде Брекзита, терроризма и мигрантов. За целый месяц никто из европейских лидеров не отреагировал на катастрофическое обострение ситуации в Украине. Будет забавно наблюдать, как после наплыва сотен тысяч уже украинских беженцев, европейцы начнут ностальгически вспоминать начало этого вроде бы бурного лета как последние спокойные безоблачные дни.

Еще меньше возможностей остановить войну существует внутри страны. Репрессии заткнули рот оппозиции, загнав ее в виртуальное пространство. Увы, виртуальный протест может изменить только виртуальную реальность – так же, как бухтение по кухням в советское время не остановило ни одну войну. В Москве власти уже испытанным методом могут отправить «Марш мира» на окраину или вообще запретить его – на несанкционированную акцию выйдет разве что «неразменная сотня» активистов. Из всех других городов России многочисленные протесты возможны только в Петербурге и Екатеринбурге – как это было видно еще в 2014 году.

Хуже всего, что с весны 2016 года по вопросу войны наблюдается единство силовых элит. Из разных источников известно, что агрессия, планировавшаяся в 2015 году, не состоялась, в первую очередь, из-за того, что клан СВР ее не поддержал. Тогда «патриарх разведки» Евгений Примаков даже нарушил длительное молчание и публично выступил против войны с Украиной. Проводить политику вопреки желаниям клана СВР, который владеет обширными запасами полония и прочих вкусностей, со стороны Путина было бы верхом неосторожности.

В 2016 году ситуация другая, и между силовиками, по-видимому, возник консенсус. Каково точное соглашение между ними о разделе Украины, и какому клану чего и сколько достанется, мы узнаем не скоро. Однако, уже очевидно, что СВР тоже вступила в партию войны. Об этом свидетельствует то, что среди авторов законов «пакета Яровой» не только Ирина Яровая как глава Комитета по безопасности и противодействию коррупции (ФСБ) и сенатор Виктор Озеров (армия), но также и Алексей Пушков, представляющий, что на ТВ, что в Госдуме интересы СВР. А все законы собраны в «пакет Яровой» только по одному принципу: они являются «законами военного времени».

В чем ошибался тов.Сталин?

Через 70 лет неожиданно выяснилось, что известный тост Сталина за терпение русского народа оказался ошибочным. Русский народ не терпит неверные и опасные решения власти – он их радостно приветствует. Полуофициальный ВЦИОМ провел ко дню 22 июня опрос общественного мнения с двумя совершенно провокационными вопросами. Первый из них гласил:

— Представим себе ситуацию, что завтра начинается война с соседней страной, и ваш сын, брат, муж или другой близкий родственник получает повестку из военкомата. Что бы Вы посоветовали ему сделать?

Почти половина (49 %) бодро сообщила, что конечно, отправит детей, мужей и братьев на фронт и только 15 процентов все же посоветовали бы им не идти в военкомат и ждать окончания войны (16 процентов согласны, чтобы их родственники служили, но в тыловых частях).

Второй вопрос вызвал немного больше смятения:

— Представим себе ситуацию, что завтра начинается война с соседней страной, и наш президент призывает всех россиян отдать четверть зарплаты государству в качестве военного займа. Правительство обещает после войны его вернуть. Как бы Вы поступили в такой ситуации?

Оказалось, что расстаться с четвертью зарплаты на время сложнее, чем с родственниками и мужьями навсегда. Это готовы сделать лишь 39 процентов населения, и целый 31 процент стойко не собирается давать правительству ни гроша.

Понять, что происходит в головах у людей, которые готовы скорее отправить на убой своих детей, мужей и братьев, чем отдать деньги, невозможно. В любом случае, по результатам этого опроса в Кремле должны были бы устроить банкет и тоже поднять тост – как после победы в 1945 году.

Ибо это, действительно, победа – победа над здравым смыслом, чувством самосохранения людей и многим чем еще. После такой победы Путин был бы идиотом, если бы не начал войну.

Когда начнется война?

Использованный ВЦИОМом оборот – «если завтра» – конечно, социологическая метафора, означающая «в ближайшем времени». В августе время, похоже, настало.

Обе предыдущих аннексии – захват Южной Осетии и захват Крыма — Путин прятал под Олимпиады. Олимпиада в Рио уже началась и продлится до 21 августа.

Наконец, 4 августа «полпред ДНР» Денис Пушилин через прокремлевские «Известия» сделал заявление, в котором прямо поставил украинской власти ультиматум, причем, ультиматум, фантастический по своей наглости. Смысл его прост: либо вы разрешаете безответно себя обстреливать и перестаете защищаться – либо мы начинаем войну. Буквально Пушилин сказал следующее: «Если Украина не будет соблюдать хотя бы первые три пункта «Минска-2», в Донбассе очень скоро возобновятся открытые боестолкновения». Первый пункт «Минска-2» – это «незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня», на что ВСУ, находящиеся под постоянным обстрелом, пойти, конечно, не могут.

По всем явным и косвенным признакам последних дней, что такое «очень скоро», озвученное «Известиями», мы узнаем тоже очень скоро.

Виктор Давыдов

Автор: Виктор Давыдов источник


70 элементов 1,171 сек.