17.11.2024

НАТО: Россия — агрессор (Часть 1)


Завершён саммит глав государств — членов НАТО. В Сети уже появились заявления некоторых участников этого мероприятия, которые высказывали свое видение тех или иных аспектов европейской безопасности, которые затрагивались во время саммита. Мы намеренно не станем комментировать комментарии, ибо завтра они забудутся или переврутся российскими и прочими СМИ. Мы же постараемся подойти к итогам саммита прагматично и сделать краткий вывод о том, что же это было.

Итак, нынешнее заседание было следующим после Уэльса 2014 года. Тогда только обозначились масштабы российской угрозы и кроме обеспокоенности и взволнованности, там не было ничего действительно ценного. За последние два с лишним десятка лет таких мощных мероприятий НАТО не проводила однозначно, а возможно, ничего подобного не было вообще.

Поскольку НАТО организация военно-политическая, то можно предположить, что результатом этого саммита должны быть два документа, первый — в основном политического свойства, а второй – военного. Политическое коммюнике – открытый и публичный документ, который будет представлен общественности и который фиксирует общие принципы Альянса, которые актуальны в ближайшее время. Этот внушительный документ, состоящий из 139 пунктов, подписан всеми главами государств — членов НАТО и является согласованной позицией по всем вопросам, отраженным в нем. Что касается чисто военных аспектов, которые описывают качественные и количественные характеристики сил, средств и прочих деталей, этот аспект будет закрыт и снабжен соответствующими грифами. Конечно, там будет самое интересное, но, к сожалению, это интересно не только нам, но и нашему противнику. По этой причине, оставим его в покое и вернемся к коммюнике.

В документе четко и прямо выписан перечень угроз, которые признаны актуальными для Альянса. В первую очередь, такой угрозой признана агрессия РФ. Этот тезис проходит через два или три десятка статей, как прямо, так и косвенно. Причем, главной угрозой, которую признает Альянс, является агрессия РФ против Украины, поскольку в этом случае РФ нарушила не только ряд международных договоров, прямо регулирующих безопасность в Европе, но и соглашения, подписанные между НАТО и РФ, в частности «Основополагающий акт» от 27 мая 1997 года. В этом смысле, обоснования нарушений обязательств, взятых на себя Россией, бесспорны и безусловны. Кроме того, Альянс отмечает резкое обострение ситуации в районе Черноморского бассейна, включая Кавказ, в районе Балтийского моря, включая сам бассейн моря и приграничные районы стран Балтии, а также резкое ухудшение состояния безопасности в районе Северной Атлантики. Как нетрудно догадаться, автором обострения ситуации может быть только одна страна – Россия.

Кроме того, Альянс обозначил вторую опасность и угрозу в лице ИГИЛ. Что характерно, при формировании своей позиции относительно этой угрозы и кратком описании необходимых мер для ликвидации угрозы, Россия не упоминается в качестве стороны, выступающей против ИГИЛ. Мало того, в одном из пунктов особенно подчеркивается необходимость принятия действенных мир по ликвидации возможности сил Асада и его союзников бомбардировки мирного населения запрещенными видами оружия, в частности – фосфорного. Как не сложно догадаться, у Асада в Сирии есть лишь один союзник, у которого имеется авиация и фосфорные бомбы, следовательно, кроме асадовских войск, это может делать только РФ.

Отдельно, как новые виды угроз, НАТО обозначило агрессивные действия гибридного характера, которые сводятся к дестабилизации внутренней ситуации в стране, после чего инспирируется вооруженное противостояние. Также новой угрозой признаны любые кибернетические атаки на жизненно важные системы стран — членов Альянса. Теперь такие действия расцениваются наравне с открытой военной агрессией и автоматически запускают в действие пункт 5 Устава НАТО о коллективной безопасности, и принятии ответных мер в отношении такого агрессора. Как видим, здесь тоже читается имя агрессора и это снова Россия.

Таким образом, основная угроза для стран НАТО очерчена несколькими жирными линиями. Альянс определился с направлением основной угрозы и дальнейшая стратегия выстраивается именно с учетом этого фактора. В связи с этим, заявлено о том, что все члены НАТО осознают реальность этой угрозы и обязуются привести свои вооруженные силы в соответствующее состояние. На предыдущем саммите была констатирована необходимость скорректировать военные бюджеты стран — участниц из расчета не менее 2% ВВП. На сегодня, только пять стран выполнили это решение, а большая часть имеет вдвое меньшие показатели. В частности, около 1% ВВП военного бюджета имеют Германия и Франция. Сегодня всеми странами было подтверждено понимание недопустимости такого положения, и в ближайшее время армии Альянса ожидает серьезный прирост финансирования. Время шуток прошло.

Кроме того, отмечена общая позиция по формированию новых военных структур по периметру восточных границ Альянса. Кроме двух позиционных районов ПРО в Румынии и Польше, а также двух эсминцев Иджис, входящих в силы Европейского командования НАТО и постоянно базирующихся на базе Рота в Испании, решено усилить морскую группировку новыми кораблями. В Румынии, Польше, Литве, Латвии и Эстонии формируются базы, где на постоянной основе будут находиться контингенты войск НАТО, включая и бронетанковые части, которые уже перебрасываются из США. Уже формируется новое командование НАТО именно восточного направления, которое будет функционировать в юго-восточной части Румынии.

(продолжение следует)


67 элементов 1,377 сек.