22.11.2024

Политика БОРИС ГУЛЬКО – Больная совесть


Совесть — это психическая функция, специфически присущая нашему биологическому виду. Она, как музыкальный слух, варьируется по размерам у разных индивидов, социальных и национальных групп. Как и музыкальный слух, она может при определённых задатках развиваться. Как музыкальный слух на звук, совесть направлена на справедливость. А справедливости в мире нет. Но совесть её жаждет и потому стремится установить.

Люди рождаются разными. Одни — здоровыми, красивыми и талантливыми, другие — не совсем такими. Но самая очевидная несправедливость — половая. Не может быть, чтобы быть мужчиной и женщиной было одинаково хорошо. Кем-то из нас — не пойму пока кем — быть лучше. Феминистки считают, что лучше быть мужчиной. И потому требуют, чтобы женщинам позволили заниматься тем же, чем занимаются мужчины. Так, для пожарников в английском языке даже поменяли название. Теперь они не firemen, как в старых книжках, а firefighters. Правда, в дискуссии, которую я как-то слышал, одна несознательная гражданка сообщила, что предпочла бы в случае несчастья быть вынесенной из огня мужчиной. Такое мнение называется сексизмом и очень осуждается. Но для экзамена на профессию пожарника действительно пришлось снизить нормативы: какой вес пожарник может поднять и нести, как быстро бежать. Это потому, что в целом женщины физически послабее мужчин. Мир, как я уже заметил, несправедлив.
Легко эту несправедливость устранил Голливуд. Сейчас в американских фильмах пигалицы легко дубасят бугаев-мужиков. Как сознательный зритель, я при просмотре, конечно, болею за пигалиц. Но немножко свербит: из школьной физики — а у меня по ней была хорошо заслуженная четвёрка — я помню, что сила удара зависит от массы тела. И бугай в реальной жизни мог бы и не заметить, что его лупит пигалица.
Конечно, несправедливы анатомические различия полов. Чтобы снизить их значение, в общих туалетах, становящихся принятыми в университетах и других прогрессивных заведениях, полы уравняли, убрав столь удобные писсуары — очевидные знаки мужского шовинизма.
Глубоко несправедлив институт семейной жизни. Иному мужчине достаётся в жёны умница, красавица и с хорошим характером — я одну такую знаю, а другому — фурия. Однажды, много лет назад, я зашёл к своему знакомому. Через полчаса подумал: «Почему он её не ударит?» Так позже эта фурия — жена моего знакомого — его же и бросила.
В романе Лиона Фейхтвангера «Гойя, или Тяжкий путь познания» я когда-то вычитал: «Философ Клеанф учит: “Горе тому, кто попадет на ложе гедонички” <…> тем, на кого свалится такая напасть, он рекомендовал искать исцеления в общественной деятельности, в борьбе за свободу и родину». Из этого рассуждения становится понятным источник бед нашего мира по части «борьбы за свободу и родину».
Великие мыслители — Платон, Кампанелла, Чернышевский — считали путём разрешения несправедливости семейной жизни обобществление женщин. В современном либеральном обществе с его кризисом института семьи, обыденным рождением детей незамужними женщинами нечто похожее и происходит. Хотя скорее обобществляются мужчины. Феминисткам удалось угрозами уголовного преследования мужчин за «сексуальные домогательства» заметно поменять традиционные роли полов.
Несправедливо поделена между народами наша планета. Эскимосы Гренландии страшно мёрзнут, а в расположенной неподалёку Исландии из-под земли бьют горячие гейзеры и обогревают удачливых исландцев. Впрочем, исландцы это заслужили. Они — бывшие норвежцы, обнаружившие во время своих плаваний замечательный остров (он, мне говорили, назывался в старину, как в сказке Пушкина про царя Салтана — остров Буян) и переселившиеся туда. А эскимосы, возможно, проморгали момент, когда их остров, из-за недостаточного выброса человечеством в атмосферу углекислого газа и наступления из-за этого глобального похолодания, перестал быть «грин» — зелёным — и обледенел. Хороший урок для сегодняшних борцов с глобальным потеплением.
Справедливость — важнейшая тема еврейской духовности. Царь Давид в псалме 99 говорит, что Всевышний «сделал правосудие и справедливость законом для Яакова». Тора посвящена большей частью инструкциям по установлению справедливости. Что будет справедливым, если ваш бык забодал соседского быка? А если ваш бык и раньше имел репутацию бодливого? Тогда справедливо другое решение.
Интересна в Торе такса за воровство. Укравший барана должен выплатить хозяину как штраф четыре цены украденного, а укравший корову — пять цен. Комментаторы объясняют разницу тем, что так как похищенная корова бредёт сама, а барана вору приходится тащить на себе, то за такое унижение вор по справедливости получает скидку.
Но есть одно положение иудаизма, звучащее для многих евреев невыносимо несправедливым и служащее для них источником больной совести. Это обещание Всевышнего: «Если вы будете слушаться Меня и соблюдать союз Мой, то будете Мне избранными из всех народов» (Шмот, 19:3); «Тебя избрал Б-г среди всех народов» (Дварим, 14:2). В Израиле 80% евреев в той или иной степени верят в Б-га, 65% считают Тору и её заповеди Б-годанными, но только 30% называют себя религиозными, то есть соблюдающими эти Б-годанные заповеди. При этом 67% израильских евреев верят, что принадлежат к Б-гом избранному народу. И поэтому по меньшей мере 37% израильтян мучаются совестью из-за того, что пользуются благами избранного народа, не выполняя контракта, зафиксированного в Торе.
А блага избранного народа, которыми пользуются евреи Израиля, велики. Тут и выигранные сверхъестественным образом войны, и расцветшая пустыня, и невероятные технологические прорывы израильских стартапов. В последнюю войну с ХАМАСом сотни тонн металла — сбитых арабских ракет — падали на головы израильтян и непостижимым образом практически никого не зашибли.
Даже негативные процессы в мире касательно израильтян носят мистический характер. Почему почти все народы, даже такие, среди которых никто никогда не видел евреев, объединяет вражда к Израилю? В иных странах людей продают в рабство, вырезают целые религиозные общины, изгоняют миллионы беженцев, просто занимаются людоедством, но волнует человечество только Израиль — одна из самых цивилизованных стран мира с защищёнными правами человека. Это не объяснить рационально.

Пинхас Полонский

Пинхас Полонский

И вот, осознавая такую свою выделенность, евреи, чувствующие незаслуженность её, страдают «больной совестью». Крайний случай её — профессор Шломо Занд, своим мировым бестселлером «Когда и как был изобретён еврейский народ» отказавший нам в существовании. К профессору хорошо подходит старый анекдот о привидении: «“Евреев нет”, — заявил лектор… и растаял в воздухе».
Эффект страдания от незаслуженной награды описан Зигмундом Фрейдом в его книге «Патология обыденной жизни». Чтобы снизить такие страдания, человек, страдающий больной совестью, подсознательно стремится причинить себе вред. Этим, возможно, объясняется то, что израильтяне позволяют продолжаться чуть не полгода последней волне терроризма — «интифаде ножей». Может быть, она подсознательно воспринимается частью светских евреев заслуженным Б-жьим наказанием за нарушение ими условия Всевышнего: «Если вы будете слушаться Меня и соблюдать союз Мой…»?
Характерно, что в противостоянии арабскому терроризму религиозные сионисты, живущие «по Торе», настроены значительно решительнее, чем их секулярные соотечественники, и готовы эту волну погасить. Так, рациональный способ прекратить «интифаду ножей» предложил Пинхас Полонский. Он рекомендует высылать в Газу семьи, посылающие своих детей резать евреев. Такую же санкцию Пинхас предлагает применять и против семей, дети из которых швыряют камни в машины евреев. Газа, по мнению ООН, находится под контролем Израиля — евреи поставляют туда воду и электричество. И поэтому вполне естественно могут ссылать туда, к их собратьям, арабов, вовлечённых в терроризм. Такая мера, считает Полонский, закончила бы интифаду в пять минут.
Это предложение обсуждалось и, как сообщил министр внутренней безопасности Израиля Гилад Эрдан, было отвергнуто двумя юридическими советниками правительства — уходящим в отставку и сменяющим его. Юристы нашли такую меру противоречащей закону. Встаёт вопрос: законы для людей или люди для законов? Чтобы спасти жизни, и не только евреев, но и арабов, гибнущих при совершении терактов, закон можно изменить. Внести поправку, дополнение или мало чего ещё?
Президент Рузвельт во время Второй мировой войны, имея основания предполагать, что среди американцев японского происхождения скрываются японские шпионы и диверсанты, интернировал до конца войны всех этих граждан. Причём ни одной их диверсии к тому времени ещё не состоялось. Сорок лет спустя президент Рейган принёс интернированным извинения. Но зато за время войны ни одной диверсии со стороны японцев в США не произошло. В Израиле же от терроризма практически ежедневно страдают люди.
0YUkbRGY4FkВо все времена преступники наказывались настолько жестоко, насколько серьёзно их действия угрожали обществу. В благополучных скандинавских странах убийства, редкие в их обществе, караются не строже, чем десятилетним заключением в комфортабельных тюрьмах. Но в Средние века в Европе фальшивомонетчиков, никому физического ущерба не причинявших, варили в кипящей воде или заливали им в горло расплавленный металл. Их деятельность, непрерванная, грозила крахом экономической жизни.
Израильский секулярный истеблишмент, в первую очередь его юридическая система и Верховный суд, считает определённый уровень терроризма приемлемым. Так, даже не рассматриваются напрашивающиеся действия, такие как закрытие арабских институтов, пропагандирующих убийства евреев, вроде телестанций, газет, школ, мечетей. Такое отношение к терроризму в какой-то степени утоляет больную совесть секулярных евреев. Бывший премьер Израиля Эхуд Барак даже заявил как-то, что, будь он арабом, сам пошёл бы в террористы. А президент Израиля Реувен Ривлин недавно призвал премьера Нетаниягу не ущемлять права членов Кнессета, поддерживающих террористов. Определённо, этих лидеров мучает больная совесть.
Поэтому звучащие нелогично рецепты некоторых раввинов, рекомендующих как лучшее средство против арабского терроризма ревностное исполнение евреями заповедей Торы, получается, реально является наиболее действенным методом. Излечив свою больную совесть, евреи смогут адекватно реагировать на арабский терроризм и покончить с ним.


69 элементов 1,391 сек.