13.01.2025

Израиль. Владимир Бейдер – Неизвестная воздушная война.


На днях состоялась премьера документального фильма, на которую пришли сразу три премьер-министра Израиля: двое бывших — Шимон Перес и Эхуд Барак — и нынешний — Биньямин Нетаниягу. Они были не просто почетными гостями, а героями этого фильма. Перес — как тогдашний министр транспорта, Барак и Нетаниягу — как бойцы спецназа, осуществившие первое в мире силовое освобождение пассажирского самолета с заложниками. Ими список VIP среди участников этой беспримерной операции не исчерпывается.

Фильм называется "Сабена" — и большинству израильтян понятно, о чем речь. Однако даже тем, кто в курсе, известно не все. Операция по освобождению самолета бельгийской авиакомпании "Сабена" в аэропорту Лода (тогда он еще не носил имя Бен-Гуриона) 9 мая 1972 — событие этапное. Оно (наряду с операцией в Энтеббе) спасло воздушные пассажирские перевозки как вид транспорта. Ни много ни мало.

Я фильм не видел и не знаю, есть ли там речь об этом. Но со многими героями операции встречался, интервьюировал их. И из всего этого сделал вывод: именно Израиль научил мир принципам безопасности полетов. И нейтрализовал самое грозное оружие международного террора. Сегодня, отправляясь за границу на самолете, мы и не подозреваем, что международные пассажирские полеты вполне могли попасть в разряд экстремальных путешествий. А так оно и было.

 

Участники операции "Сабена" спустя 40 лет, фото: семейный архив Биньямина Нетаниягу

В былые времена лауреат Нобелевской премии мира Ясир Арафат любил похвастать, что это он придумал угон пассажирских самолетов. Легендарный вождь ООП несколько преувеличивал — ноу-хау было не его. Первым был не менее легендарный Фидель. В 1960 году его ребята (как говорят, не без помощи своих наставников из КГБ) угнали из США на "остров Свободы" американский самолет.

Но именно Арафат сделал захват пассажирских авиалайнеров стратегическим оружием международного террора. С конца 60-х оно держало в страхе весь мир, пока израильтяне в 70-х не отучили арабских террористов от их любимого развлечения. Казалось, навсегда. А оказалось — до 11 сентября 2001 года. Напоминать надо.

Ибо это россказни, что исламские террористы — безбашенные герои, отчаянные отморозки. Они все считают, все учитывают, и поступают абсолютно адекватно реакции на их действия: когда им потворствуют, продолжают с удвоенной силой и наглеют; когда им "вставляют" — уходят с той площадки, где их отымели, напрочь.

Свидетельство тому — вся история борьбы (и не борьбы) с палестинским террором вообще и воздушным пиратством в частности.

Какое небо голубое…

Премьерный захват совершили 23 июля 1968 года трое боевиков Народного фронта освобождения Палестины (НФОП — национал-коммунистическая фракция ООП. — В.Б.). Они захватили "Боинг-707" израильской авиакомпании "Эль-Аль", следовавший из Рима в Тель-Авив, посадили его в Алжире и держали самолет с заложниками несколько недель, пока израильтяне не удовлетворили их требования — освободили 12 арестованных "борцов за свободу Палестины".

Никогда еще Израиль не испытывал такого позора. А террористы — такого успеха.

При "Эль-Аль" срочно создали особую службу безопасности. Туда набрали бывших спецназовцев, в основном из спецподразделения Генштаба "Саерет маткаль".

Об этой части ходит столько легенд, что трудно понять, где правда, где вымысел. Ее функции — глубокая разведка и диверсионные операции на вражеской территории как в военное, так и в "мирное" время. Принимают только добровольцев. Говорят, конкурс туда — две тысячи человек на место. Высочайшие требования к физическому и, что самое важное, к интеллектуальному уровню претендентов. Какие-то сумасшедшие тренировки и фантастические операции. Это подразделение суперменов, элита из элит. Два подряд премьер-министра Израиля (Биньямин Нетаниягу и Эхуд Барак) служили в "Саерет маткаль", а третий — Ариэль Шарон — был основателем и командиром подразделения, на базе которого создавался спецназ Генштаба. Министров же "маткалевцев" не счесть. Почти всё, что они делали, находясь на военной службе, засекречено. Но из того, что известно, можно представить, что они умели делать.

Однако даже бывших бойцов "Саерет маткаль", отобранных в "Эль-Аль", пришлось еще и учить.

— Мы совершенно не умели, например, пользоваться пистолетами, — рассказывал мне один из них, Мордехай Рахамим. — Зачем они в армии? Но у нас был гениальный учитель. Вскоре мы стали в этом деле [одними] среди лучших в мире, если не лучшими.

Автор: Владимир Бейдер


70 элементов 1,012 сек.