С того времени как люди начали документировать исторические события, они стали приписывать собственные неудачи различным внешним факторам, не имеющим отношения ни к свободе воли человека, ни к личной ответственности. В прошлом люди обвиняли в своих бедах несговорчивых богов и нечистую силу или сетовали на превратности судьбы. Сейчас – винят родителей, окружение, дурную наследственность, систему образования, политиков, банкиров и журналистов, а когда все другие аргументы уже исчерпаны, то евреев.
Мы видим, как Тора начинается с того, что Адам отказывается от личной ответственности за поступки, заявляя: «Это не я, это всё она». Потом Каин отверг моральную ответственность, совершив первое убийство. Время после Потопа стало периодом отказа от коллективной ответственности, а история Вавилонской башни олицетворяет отказ от онтологической ответственности – идеи, что существуют закономерности, находящиеся за гранью человеческого понимания, Нечто вечное и сущее, против чего бессмысленно восставать.
Есть такой старый еврейский анекдот о том, как учитель в хедере ведет занятия, а в конце урока спрашивает одного из учеников: «Так кто разрушил стены Иерихона?» И получает мгновенный ответ: «Господин раввин, это не я!»
«Нет, что вы, это был не я» – вот девиз современного общества. Однажды в американском суде рассматривалось дело по обвинению двух братьев в убийстве своих родителей, и адвокат пытался оправдать их поступок тем, что отец и мать оказывали на них психологическое давление. В другом деле об убийстве адвокат настаивал на том, что его подзащитного нельзя было обвинять в жестокости: подсудимый накануне преступления что-то не то съел, у него разболелся желудок, он пришел в злое и агрессивное состояние, и в произошедшем убийстве в конечном итоге виноват производитель некачественной еды. Поначалу это воспринималось окружающими как шутка, но вскоре стало приметой времени. С тех пор такая линия защиты получила широкое распространение и свое название – защита в стиле junk food (мусорная еда).
Чтобы вызвать сочувствие, современному человеку необходимо представить себя жертвой. Эта позиция дает массу преимуществ: люди начинают сопереживать такому человеку, всячески его поддерживать и главное – перестают критиковать за ошибки. Очень удобная позиция, но у нее есть существенный недостаток, помимо того что она очень быстро развращает человека, – жертва утрачивает субъектность. Жертва всегда объект чьих-то действий и манипуляций, но никогда не субъект. А какая тут может быть свобода выбора, если вы даже не субъект?
Выставляя себя жертвой, человек пытается избавиться от ответственности, хотя бы в своем восприятии, но, теряя ответственность, он отказывается от своей субъектности и свободы выбора. Культура виктимности навечно запирает его в этой тюрьме и выбрасывает ключ.
***
Три еврея перевернули европейскую мысль, а вместе с ней и весь мир.
Первым из них был Барух Спиноза, заявивший, что любые поступки человека можно объяснить причинно-следственными связями, изначально заложенными в его природе. Сегодня мы называем эту концепцию генетическим детерминизмом. Вторым таким евреем стал Карл Маркс, утверждавший, что вся история человечества развивается, главным образом, под влиянием материальных факторов. А третьим был Зигмунд Фрейд, считавший, что все поступки человека – результат работы подсознания, основа которого закладывается в первые годы жизни.
Я не буду касаться вопроса, в какой степени соответствуют духу иудаизма три выше представленные теории – их основоположники, как известно, были выходцами из вполне себе традиционных еврейских семей, но со временем их отношение к вере, мягко говоря, перестало быть традиционным – однако три эти теории вкупе представляют блестящий и очень тонкий комментарий к первому стиху недельной главы Лех Леха, определившему будущее еврейского народа.
Стих этот звучит так: «И сказал Г-сподь Аврааму: “Уходи из страны твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе”». Маркс объяснил, что поведение человека диктуется экономическими факторами, а для того времени главный актив – право собственности на землю. Потому и «уходи из страны твоей», из земли своей – откажись от старых материальных связей. Спиноза считал, что определяющим являются закладываемые генетикой и родом факторы, потому «уходи от родни твоей», вырвись из этой изначально заложенной данности. Фрейд считал, что основополагающее влияние на человека оказывают отношения с родителями, потому Всевышний и говорит Аврааму: «Уходи из дома отца твоего».
Повеление, которое Всевышний дал Аврааму, было призывом к абсолютной свободе, наказом разорвать застарелые мифы, шаблоны, установки и стереотипы. Свобода не дается человеку априори по праву рождения. Как и любое другое достижение духовного порядка – а свобода, безусловно, духовное достижение, – она требует работы и, прежде всего, над собой.
Одни утверждают, что у человека есть свобода выбора, другие – что он ее лишен. Но все эти теории о природе человеческих поступков ложны. И смешны. Свобода – это не одно из двух. Свобода – это процесс, который начинается с состояния тотальной зависимости и затем медленно, постепенно перерастает в осознанность и способность не попадать под влияние и давление других и действовать, основываясь на понятиях справедливости, мудрости и морали. Повеление «уйти» – это значит оставить позади влияние извне, превращающее тебя в жертву обстоятельств, на которые ты никоим образом не можешь повлиять, и идти навстречу себе. Это и есть путь Авраама.
Джонатан Сакс
Материал подготовила Шейндл Кроль