12.12.2024

Leonardo da Vinci.


 

Он родился, как мы знаем, в 1452-м и умер в 1519 году.

Отец будущего гения, Пьеро из Винчи, богатый нотариус и землевладелец,
был известнейшим человеком во Флоренции, но мать Катерина – простой
крестьянской девушкой, мимолетной прихотью влиятельного сеньора.
Мальчик с 4-5 лет воспитывался при отце с мачехой, тогда как родную
его мать, как было принято, поспешили выдать с приданым за
крестьянина.

Красавец мальчик, отличавшийся при этом необыкновенным умом и
приветливым характером, сразу стал всеобщим баловнем и любимцем в доме
отца. Этому отчасти способствовало то обстоятельство, что первые две
мачехи Леонардо были бездетны. Третья жена Пьеро, Маргарита, вступила
в дом отца Леонардо, когда ее знаменитому пасынку было уже 24 года. От
третьей жены сеньор Пьеро имел девять сыновей и двух дочерей, но никто
из них не блистал <ни умом, ни мечом>.
В 1466 году, в 14-летнем возрасте, Леонардо да Винчи поступил учеником
в мастерскую Вероккьо. Удивительно: 20 лет от роду он был уже
провозглашен мастером. Леонардо брался за многие предметы, но, начав
изучать их, скоро бросал. Можно сказать, что больше всего он учился у
себя самого. Не обошел своим вниманием и музыку, в совершенстве
овладев игрой на лире.
Современники вспоминают, что он <божественно пел свои импровизации>.
Однажды даже сам изготовил лютню особой формы, придав ей вид конской
головы и богато украсив серебром. Играя на ней, он настолько превзошел
всех музыкантов, собравшихся при дворе герцога Людовико Сфорца, что
<очаровал> его на всю жизнь.

Леонардо, кажется, не был ребенком своих родителей, не был он
флорентийцем и итальянцем, да и был ли он земным человеком?Этот
супер-гений начала итальянского Возрождения настолько странен, что
вызывает у ученых не просто изумление, а почти благоговение, смешанное
с растерянностью. Даже общий обзор его возможностей повергает
исследователей в шок: ну не может человек, имей он хоть семь пядей во
лбу, быть сразу гениальным инженером, художником, скульптором,
изобретателем, механиком, химиком, филологом, ученым, провидцем, одним
из лучших в свое время певцов, пловцом, создателем музыкальных
инструментов, кантат, наездником, фехтовальщиком, архитектором,
модельером и т.д. Поражают и его внешние данные: Леонардо был высок,
строен и так прекрасен лицом, что его называли <ангелом>, при этом
сверхчеловечески силен (правой рукой – будучи левшой! – мог смять
подкову).

В то же время его менталитет кажется бесконечно далеким не только от
уровня сознания современников, но и от человеческого вообще. Леонардо,
например, полностью контролировал свои чувства, практически не
проявляя эмоций, характерных для обычных людей, всегда сохранял
удивительно ровное настроение. Более того, отличался каким-то странным
холодом бесчувствия. Он не любил и не ненавидел, а понимал, поэтому не
только казался, но и был равнодушен к добру и злу в человеческом
смысле (помогал, например, завоеваниям чудовищного Чезаре Борджиа), к
безобразному и прекрасному, которые с одинаковым интересом изучал как
нечто данное, внешнее. Наконец, по свидетельству современников,
Леонардо был бисексуалом. Сегодня трудно точно судить, почему он
сначала <изучал> науку любви с флорентийскими дамами, млевшими от
этого красавца и умницы, а затем сосредоточился на гомосексуальных
отношениях. Существует документ-донос, в котором именно да Винчи
обвиняется в запрещенном тогда гомосексуализме. Аноним обвиняет его и
еще трех мужчин в активной содомии над неким Джакопо Салтарелли, 17
лет, братом ювелира.

Им всем грозило наказание – смерть на костре. Первое заседание
состоялось 9 апреля 1476 года. Оно ничего не дало: суд требовал
доказательств, заявленных свидетелей; их не было. Суд перенесли на 7
июля. Новое расследование – и на этот раз окончательный оправдательный
приговор. Тем не менее, когда Леонардо стал мастером, он окружил себя
писаными, небездарными красавцами, которых брал в ученики. Фрейд
считает, что его любовь к ним была чисто платонической, но эта мысль
кажется бесспорной далеко не всем.

Был ли он человеком? Способности и возможности Леонардо являлись,
несомненно, сверхъестественными. Например в <Дневниках> да Винчи
имеются наброски птиц в полете, для выполнения которых необходимо было
располагать по меньшей мере материалами замедленной киносъемки! Он вел
очень странный дневник, обращаясь в нем к себе самому на <ты>, отдавая
распоряжения и приказы себе как слуге или рабу: <прикажи показать
тебе…>, <ты должен показать в своем сочинении…>, <прикажи сделать
две дорожные сумки…> Складывается впечатление, что в да Винчи жили
как бы две личности: одна – всем известная, дружелюбная, не лишенная
некоторых человеческих слабостей, и другая – невероятно странная,
скрытная, никому не известная, которая командовала им и распоряжалась
его поступками.

Ко всему прочему да Винчи обладал способностью предвидеть будущее,
которая, возможно, даже превосходила пророческий дар Нострадамуса. Его
знаменитые <Пророчества> (вначале – серия записей, сделанных в Милане
в 1494 году) рисуют устрашающие картины грядущего, многие из которых
либо уже были нашим прошлым, либо сейчас являются нашим настоящим.

Судите сами: <Люди будут разговаривать друг с другом из самых
отдаленных стран и друг другу отвечать> – речь, несомненно, идет о
телефоне. <Люди будут ходить и не будут двигаться; будут говорить с
тем, кого нет, будут слышать того, кто не говорит> -телевидение,
запись на магнитофон, воспроизведение звука. <Люди… будут
собственной особой мгновенно разбегаться по разным частям мира, не
двигаясь с места> – передача телеизображения. <Ты увидишь себя
падающим с великих высот без всякого вреда для тебя> – очевидно прыжки
с парашютом. <Будут погублены бесчисленные жизни, и в земле будут
сделаны бесчисленные дыры> -тут, скорее всего, провидец говорит о
воронках от авиабомб и снарядов, которые действительно погубили
бесчисленные жизни. Леонардо даже предвидел путешествия в космос: <И
многие наземные и водяные животные поднимутся между звезд…> – запуск
живых существ в космос.

Леонардо практиковал специальные психотехнические упражнения,
восходящие к эзотерическим практикам пифагорейцев и… современной
нейролингвистике, дабы обострить свое восприятие мира, улучшить память
и развить воображение. Он как будто знал эволюционные ключи к тайнам
человеческой психики, еще далеко не реализованной и в современном
человеке. Так, один из секретов Леонардо да Винчи заключался в особой
формуле сна: он спал по 15 минут каждые 4 часа, сокращая таким образом
свой суточный сон с 8 до 1,5 часа. Благодаря этому гений экономил
сразу 75% времени сна, что фактически удлинило его жизнь с 70 до 100
лет! В эзотерической традиции аналогичные методики известны с
незапамятных веков, но они всегда считались настолько секретными, что,
как и другие психо- и мнемотехники, никогда не предавались гласности.

Изобретения и открытия да Винчи охватывают все области знания (их
более 50!), полностью предвосхищая основные направления развития
современной цивилизации. Расскажем лишь о некоторых из них. В 1499
году Леонардо для встречи в Милане французского короля Людовика XII
сконструировал деревянного механического льва, который, сделав
несколько шагов, распахивал свою грудную клетку и показывал
внутренности, <заполненные лилиями>. Ученый является изобретателем
скафандра, подводной лодки, парохода, ластов. У него есть рукопись, в
которой показывается возможность погружения на большую глубину без
скафандра благодаря использованию особой газовой смеси (секрет которой
он сознательно уничтожил). Чтобы ее изобрести, необходимо было хорошо
разбираться в биохимических процессах человеческого организма, которые
совершенно не были известны в то время!

Это он первым предложил устанавливать на бронированных кораблях
батареи огнестрельных орудий (подал идею броненосца!), изобрел
вертолет, велосипед, планер, парашют, танк, пулемет, отравляющие газы,
дымовую завесу для войск, увеличительное стекло (за 100 лет до
Галилея!). Да Винчи изобрел текстильные машины, ткацкие станки, машины
для изготовления иголок, мощные подъемные краны, системы осушения
болот посредством труб, арочные мосты. Он создал чертежи воротов,
рычагов и винтов, предназначенных поднимать огромные тяжести, –
механизмы, которых не было в его время.

Поразительно, что Леонардо подробно описывает эти машины и механизмы,
хотя их и невозможно было сделать в то время из-за того, что тогда не
знали шарикоподшипников (но сам Леонардо знал это – сохранился
соответствующий рисунок). Иногда кажется, что да Винчи просто хотел
узнать как можно больше об этом мире, коллекционируя информацию. Что
он с ней делал? Зачем она ему была нужна в таком виде и в таком
количестве? Ответа на этот вопрос он не оставил.

Читать далее:

https://mail..com/mail/u/0/?shva=1#inbox/14e9f70461d2d8fc

 


70 элементов 1,039 сек.