В 2017 году был утвержден стратегический план жилищного строительства в Израиле. Сам факт того, что государство впервые самым серьезным образом проанализировало жилищные потребности на ближайшие десятилетия и наметило конкретные цели по застройке, уже стоит считать колоссальным профессиональным достижением.
Цели казались амбициозными: до 2040 года построить 1,5 миллиона единиц жилья, и запланировать еще 2,6 миллиона. Это должно удовлетворить спрос, ведь население Израиля, согласно прогнозам, через 20 лет достигнет 13,2 миллиона человек – то есть нас станет на 4 миллиона больше, чем сегодня.
Население Израиля растет головокружительными темпами, увеличиваясь примерно на 2 процента в год. Это в четыре раза превышает средние темпы роста во многих других развитых странах. ЦСБ прогнозирует, что к 2050 году в нашей стране будут жить уже 15,7 миллионов человек, а к 2065 году – около 20 миллионов.
Рост населения ко многому обязывает, и в первую очередь диктует необходимость ускорить темпы жилищного строительства. Чтобы решить задачу по возведению 1,5 миллионов единиц жилья в течение ближайших двух десятилетий, разработчики ввели в уравнение так называемый «среднесрочный период»: к окончанию 2020 года планировали довести темпы строительства до 52 тысяч квартир в год, после чего этот показатель должен был вырасти до 61 тысячи.
И Управление планирования и застройки выполнило поставленные перед ним задачи! Оно спланировало даже больше квартир, чем требовалось. С реализацией этих планов дело чуть хуже: с 2017 года до середины 2020-го завершили строительство 178 тысяч единиц жилья, то есть возводили, в среднем, 51 тысячу квартир в год.
Дома в Израиле строят, в среднем, за два с половиной года. Даже при таких темпах можно сдавать в эксплуатацию 52 тысячи квартир, но никак не запланированную ранее 61 тысячу в год. И этот темп сохранится, как минимум, до 2022 года (судя по объемам строительства, начатого в 2018-м).
Как же успеть построить 1,5 миллиона единиц жилья в следующие два десятилетия? Ведь увеличение на 75 процентов предложения по жилью – задача невероятно сложная даже для стран, чей строительный потенциал неизмеримо выше, чем у Израиля.
Без этого рост населения начинает угрожать качеству жизни. В Израиле естественный прирост населения очень велик – в среднем 3,1 ребенка на женщину (в развитых странах Запада – 1,7 ребенка, с тенденцией к замедлению).
Посмотрим, к примеру, на город Лагос в Нигерии – он стремительно растет, в нем уже живет 25 миллионов человек, многие из них вынуждены селиться в полуразвалившихся домах на сваях, без туалетов – вместо них есть общие санузлы на 5-6 построек, и с очень плохим качеством воды. Израиль в это же время делает невозможное: у нас население растет, как в Нигерии, но при этом сохраняется уровень жизни, как в Голландии.
Что же делать? В мире нет прецедента, на котором можно было бы учиться. Уникальный израильский эксперимент – естественный прирост населения на уровне стран Третьего мира, с сохранением уровня жизни страны Первого мира – ставит перед Израилем управленческие задачи, которым нет равных.
По плотности населения на квадратный километр Израиль занимает четвертое место в ОECD после Кореи, Нидерландов и Бельгии. Профессор Дани Бен-Давид из института «Шореш» провел соответствующие исследования и обнаружил, что к 2031 году мы уже будем занимать второе место после Кореи, а к 2065 году Израиль станет самым густонаселенным не только среди развитых стран, но и, возможно, вообще самой густонаселенной страной мира, исключая только Бангладеш. Сомнительно, однако, что израильтяне захотят мириться с таким же, как в Бангладеш, уровнем жизни.
Специалисты считают, что Израиль стремительно приближается к моменту, когда рост населения начнет угрожать качеству жизни. Собственно, признаки надвигающейся грозы уже ощущаются: это забитые транспортные магистрали, переполненные классы, многочасовые очереди в больничных кассах. Развитие инфраструктуры перестает соответствовать темпам роста населения, падает качество обслуживания, страдает качество преподавания и т.п.
Больше всего страдает система здравоохранения, нагрузка на которую непомерно растет с каждым часом. Мы сильно отстаем от развитых стран по числу медсестер и больничных коек (в пересчете на душу населения). Многие наши врачи – пожилые люди. Растет число смертей от внутрибольничных инфекций, из-за которых, согласно оценкам, в Израиле умирают ежегодно почти 6 тысяч человек. У нас уровень смертности – один из самых высоких среди развитых стран. Средняя заполняемость израильских больниц составляет 94 процента – самый высокий показатель среди развитых стран.
Государство по-прежнему продолжает поощрять рождаемость. Но рождаемость среди мусульманских женщин за последние два десятилетия упала с девяти детей до трех (на одну женщину). Друзы рожают меньше других (около двух детей на женщину). Уровень рождаемости в Израиле, конечно, определяет ультраортодоксальный сектор, и Израиль не собирается вводить политику ограничения рождаемости, подобную той, что уже давно практикуют Сингапур, Китай, Япония и другие страны.
Профессор Бен-Давид проанализировал взаимосвязь между рождаемостью, соотношением ВВП на душу населения, и размером семей в 173 странах мира. Примечательно, что в богатых странах (более 30 тысяч долларов на душу населения) приходится в среднем до двух детей на семью, в странах со средним уровнем дохода (до 25 тысяч долларов на душу населения) – до трех детей на семью, а в бедных странах (менее 15 тысяч долларов на душу населения) в семьях растят до восьми детей.
Но в охваченных исследованием 173 странах опять есть страна, которая не примыкает ни к одной означенной группе: в Израиле ВВП на душу населения – 30 тысяч долларов, но по трое детей в семье. Получается, что Израиль вновь стоит особняком, в собственной лиге, на полпути между Соединенными Штатами и Эритреей.
Мейрав Арлозоров, TheMarker. M.K. Фото: Эмиль Сальман