Подробности нового скандала, охватившего предвыборную кампанию Хиллари. Смахивает на сделку между Государственным департаментом и путинской Россией
Через несколько дней после того, как Хиллари Клинтон объявила себя кандидатом в президенты, над ней вновь сгустилась штормовая туча: благотворительный фонд семейства Клинтонов, согласно публикации в «Нью-Йорк Таймс», получал пожертвования от уранодобывающего предприятия, действующего на территории США, которое приобрел «Росатом» с разрешения американских официальных инстанций, включая Государственный департамент, коим на момент заключения сделки на пике так называемой «перезагрузки» руководила Клинтон.
Информацию о сделке «Росатома» с канадской компанией Uranium One, владевшей урановыми месторождениями в Вайоминге, Юте и других штатах, обнародовала «Нью-Йорк таймс». Де-факто главный печатный орган левого лагеря, газета вовсе не симпатизирует Клинтонам: в 2008 году она поддержала кандидатуру Барака Обамы, оспаривавшего номинацию у Хиллари. Материал «Седовласой леди», как уважительно именуют «Таймс» американцы, тут же подхватили телеканалы со всех концов политического спектра в полной уверенности, что престижное издание проделало необходимую работу по выяснению и перепроверке фактов. Сюжет телеведущие преподносили очень пафосно. Вот, как это делалось на прореспубликанском Fox News:
«Подробности нового скандала, охватившего предвыборную кампанию Хиллари. Смахивает на сделку между Государственным департаментом и путинской Россией. Заключенную при посредничестве Клинтон. Журналисты Fox News прошли по денежному следу, на который «Нью-Йорк таймс» вывел Питер Швейзер – автор готовящейся к публикации книги «Клинтоновская наличность». Клинтон завизировала покупку Россией уранодобывающей компании после того, как директор компании из фонда, принадлежащего его семье, в течение четырех лет перевел организации Билла, Хиллари и Челси Клинтон почти два с половиной миллиона долларов. Сюжет на стыке больших денег и национальной безопасности….»
Uranium One, сообщает «Нью-Йорк таймс», владела урановыми месторождениями по всему миру, от американского Запада до Казахстана. Ей принадлежали 20% всех урановых запасов США. Приобретение компании «Росатомом», по словам авторов газетного материала, приблизило Путина к заветной цели установления контроля над мировой торговлей ураном. Ну а как оперировать энергоресурсами в геополитических целях, Кремль учить не надо. Продажа урана цементирует альянс Кремля с иранскими аятоллами – главными возмутителями спокойствия на Ближнем Востоке. «Кто бы мог подумать, что мы когда-нибудь будем владеть пятой частью урановых запасов Америки?» – приводит газета слова главы «Росатома» Сергея Кириенко, произнесенные в беседе с российским президентом.
Соискателям выборных должностей в США запрещено получать дары от иностранцев. НКО, включая клинтоновское, имеют на это право. Поэтому участие Хиллари в президентской гонке вынуждает чету Клинтонов поставить непроницаемую, в идеале, переборку между семейным фондом и избирательной кампанией. И действительно, после того как Хиллари объявила о намерении баллотироваться, фонд Клинтонов обещал ограничить приток пожертвований от всех иностранных государств, а от некоторых, включая Россию, не принимать никаких средств, кроме как на финансирование инициатив в области здравоохранения. «Ну а что насчет пожертвований от частных компаний, связанных с иностранными государствами, причем враждебными Америке?» – задается вопросом «Нью-Йорк таймс».
Еще в 2005 году, напоминает издание, Билл Клинтон помог Uranium One получить выгоднейший контракт в Казахстане, поддержав заявку президента Назарбаева на председательство в ОБСЕ. Что противоречило тогдашней позиции США и взглядам Хиллари Клинтон, в ту пору сенатора от Нью-Йорка, критиковавшего Назарбаева за плохое состояние прав человека у него в стране. Через несколько месяцев после встречи с Назарбаевым в Алма-Ате владелец Uranium One Франк Гистра передал фонду Клинтонов свыше 31 миллиона долларов.
«Росатом» давно приглядывался к урановым активам и в ближнем, и в дальнем зарубежье, и в 2009 году, по мнению «Нью-Йорк таймс», Кремль с помощью хитрого маневра поставил под угрозу существование договоров Uranium One с корпорацией «Казатомпром». У канадской компании, видимо, не нашлось иного пути гарантировать инвестиции в Казахстане, кроме как согласиться на продажу контрольного пакета своих акций «Росатому», означавшую одновременную передачу ему и казахских, и американских активов. Конгресс воспринял сделку без всякого энтузиазма, и несколько законодателей попытались задушить ее на корню, но чиновники из ведомства, надзирающего за американской атомной индустрией, заверили их, что, кто бы ни владел Uranium One, добываемый ею уран будет использоваться только на отечественных АЭС и без ведома контрольной инстанции не может быть вывезен за рубеж (это заверение в дальнейшем полностью не подтвердилось). Собственный уран, следует отметить, обеспечивает лишь пятую часть потребностей Америки в данном виде топлива; созданных резервов хватит на полтора года, от силы – три.
В 2009 году китайское правительство подало заявку на приобретение 51% акций крошечной золотодобывающей компании в Неваде, однако из-за близости рудников к расположению воинской части, а также ввиду наличия на золотом прииске еще и залежей урана, прошение КНР не было удовлетворено. «Нью-Йорк таймс» прозрачно намекает, что китайская заявка в контексте национальной безопасности была сущим пустяком в сравнении с одобренной сделкой «Росатома».
В 2006 году Вашингтон утвердил приобретение компанией, базирующейся в Дубае, лицензии на управление шестью главными морскими портами страны. Тогдашний сенатор от Нью-Йорка Хиллари Клинтон и многие другие парламентарии развернули энергичную кампанию против этой сделки, доказывая, что она нанесет вред национальной безопасности Соединенных Штатов, и сумели добиться ее аннулирования.
Добавим, что журналист Питер Швейзер, автор книги «Клинтоновская наличность», завершает работу над трудом, посвященным финансам Джеба Буша, бывшего губернатора Флориды и, по всей видимости, фаворита грядущих республиканских праймериз.