Я — молодая девушка, мне нет и 30. Я хочу жить. Но я в рабстве. Я продала себя сама, добровольно.
ХОТЕЛА ЖИТЬ — и довертелась. Хотела носить китайское фабричное, а не китайское подвальное, есть не молочный (сырный, сметанный) продукт, а молоко, сыр и сметану. И мясо видеть не только на праздничном столе. Довертелась до руководителя низшего звена в крупном сетевом гипермаркете. Мне повезло. Я раб элитный. Моё вознаграждение за проданную свободу и личную жизнь в два раза больше, чем у рабов-продавцов и рабов-кассиров. Только вот и цепи, сковывающие меня, давят сильнее.
Из меня выжимают соки, мои силы — физические и моральные — на грани. Надо мной каждый день заносится кнут начальника в виде угроз лишения премии (а она-то и даёт эту самую прибавку к зарплате), перевода на оклад, увольнения… Я плачу высокую цену за возможность жить, а не выживать.
Только вот на жизнь времени у рабов нет. Я принадлежу хозяину, с которым добровольно заключила трудовой договор. Мои выходные дни отменяются, когда этого пожелает хозяин; я не знаю праздников: международные женские и мужские дни, дни единства и великих побед я встречаю в своей клетке; доброжелательно улыбаясь, поздравляю каждого прошедшего мимо меня покупателя, а во время небольшого перерыва, в столовой, смотрю по телевизору репортаж о народных гуляньях. Я работаю и 31 декабря, и 1, и 7 января, потому что в праздники кошельки наших покупателей раскрываются охотнее, потому что в праздники наш хозяин увеличивает свою прибыль вдвое. Ночью я провожу ревизии, потому что нашему хозяину невыгодно закрыть магазин на один день, ведь тогда за месяц он заработает не 30 миллионов рублей, а 29.
Я знаю миссию и цели нашей компании, но я не верю в них, потому что они — оболочка, которая скрывает огромную соковыжималку. Из нас, рабов-сотрудников, выжимают наши силы, а из вас, покупателей, ваши денежки.
НАМ, РАБАМ федеральных сетей, ещё повезло. Наши заботливые московские хозяева оборудуют нам нормальные туалетные комнаты и душевые, в столовых устанавливают кондиционеры, а иногда и телевизоры. Рабы другой астраханской сети лишены и этого, к тому же у них в штате нет грузчиков и охранников. Там вообще нет рабов мужского пола. И таскают молодые девушки тяжеленные коробки на себе. А по вечерам трясутся от страха, потому что неизвестно, кто завалится в 9 часов вечера в пустой магазин, в котором всех сотрудников — две девчонки. И за 200 отработанных часов в месяц получают рабыни 14000 рублей, к тому же «в конверте»…
Моя подруга по несчастью, раба другой местной сети, работает по 220 часов в месяц и радуется, если получит за них 16000 рублей. Возвращается домой за час до полуночи, целует спящего ребёнка, вползает в душ, потом в кровать, а утром снова: фасует колбасу, переклеивает ценники, отсчитывает сдачу, обедает за 15 минут и отпрашивается в туалет… И всё это под шипение, а то и рычание начальства за то, что плохо умоляет покупателя купить товар не за 200, а за 500 рублей, за то, что в чеке не два товара, а один, за то, что, за то, что, за то, что… А по сути за то, что хозяин получит сегодня не полмиллиона рублей прибыли, а 450 тысяч. Её жизнь стоит 73 рубля в час.
Таких, как они и я, рабов, элитных и неэлитных, тысячи! Тысячи астраханцев трудятся в федеральных и местных торговых сетях без выходных, выпадающих на субботу и воскресенье, без праздников, без спокойных обедов, когда тебя не вызывают на кассу «раскидать» очередь, без летних отпусков и зимних каникул, с постоянными «усилениями» в честь приезда хозяина или его наместников, когда отменяются все выходные. Если повезёт — в нормальных условиях организации труда, если нет — они стерпят. Живут на работе, ночуют дома. И держатся зубами за эти несчастные 16 тысяч рублей. Потому что нигде в Астрахани ты больше не заработаешь (если только нет друзей, которые впихнут тебя в Газпром).
Мы бы и рады вырваться, мы грезим свободой. Но, вопреки своим мечтам, крепко держимся за доставшееся рабочее место зубами и пресмыкаемся перед рабовладельцами. Потому что руки наши связаны кредитами, ипотеками, поборами в детских садах, школах и поликлиниках, растущими тарифами и ценами. Свобода нам не по карману.
Кто-то может и возразить: мол, «кто на что учился!» Но оглянитесь вокруг и не задирайте носы, молодые менеджеры, экономисты, юристы, психологи: и для вас всегда найдутся кандалы. Благо, торговые центры и гипермаркеты растут, как грибы после дождя… Видимо, выгодны они хозяевам Астрахани.
Мария КОТЕЛЬНИКОВА. Работник торговой сети. г. Астрахань.
М.Котельникова
Источник: gazeta-pravda.ru