Более двух тысяч лет назад, 10 января 49 года до нашей эры, Юлий Цезарь со своим войском перешел реку Рубикон, из-за чего в Италии началась гражданская война, а решительный военачальник стал императором. Впрочем, что именно сказал Цезарь доподлинно неизвестно. «Ридус» публикует подборку афоризмов и крылатых выражений, ошибочно приписанных тем или иным личностям или историческим событиям.
1. «Перейти Рубикон». Данное изречение впервые встречается в рассказах древних писателей, рассказывающих о жизни Юлия Цезаря. В частности, в сочинениях Плутарха и Светония говорится о том, что Цезарь воскликнул «жребий брошен», когда решился со своим войском перейти реку Рубикон – что значило восстать против сената. Впрочем, доверять сочинениям философов не стоит, как минимум, потому что они оба жили спустя сотню лет со дня описываемых событий. А словосочетание «жребий брошен» вероятно взяли из комедии древнегреческого сочинителя Менадра. «Перейти Рубикон» также, как и «жребий брошен», означает принять рискованное, а главное бесповоротное решение.
2. «Истина в вине». Почему-то многие люди воспринимают эту фразу буквально, хотя первое значение данного афоризма было совсем иным. Впервые она встречается у древнеримского писателя Плиния Старшего в работе «Естественная история». Плиний употребил это словосочетание в том смысле, что хмельной человек говорит о том, что думает. То есть ближайший русский аналог этого афоризма – «что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». Кстати, автором «истины в вине» иногда неверно указывают и Александра Пушкина, и Франческо Петрарка.
3. «Любви все возрасты покорны». Насчет авторства этого афоризма споров нет. Но вот изначальный смысл ее явно искажен, так как она вырвана из контекста.
Любви все возрасты покорны;
Но юным, девственным сердцам
Ее порывы благотворны,
Как бури вешние полям:
В дожде страстей они свежеют,
И обновляются, и зреют —
И жизнь могущая дает
И пышный цвет и сладкий плод.
Но в возраст поздний и бесплодный,
На повороте наших лет,
Печален страсти мертвой след:
Так бури осени холодной
В болото обращают луг
И обнажают лес вокруг.
«Евгений Онегин», А. С. Пушкин
Русский классик имел в виду не столько покорение любви всех людей вообще, сколько говорил о её последствиях, весьма отличных для людей разных возрастов.
3. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Наверное, один из самых известных афоризмов, чье авторство ошибочно приписывается Александру Невскому. Советский сценарист Павленко в фильме о жизни Невского вложил этот емкий девиз в его уста. На самом же деле эти слова евангельские и в оригинале звучат так: «Взявшие меч – мечом и погибнут». К тому же ни в «Псковской второй летописи», ни в «Софийской первой летописи» не указывается того, чтобы Невский говорил нечто подобное.
4. «Генерал Мороз». Эту фразу приписывают Наполеону I. Но это неверно. Во-первых, причиной поражения Наполеона не был мороз. Погода в России во время похода Наполеона была выше средней. Например, в октябре было 10 градусов тепла. Когда император отступал, в Лондоне был выпущен сатирический листок «General Frost shaving little Boney» («Генерал Мороз, бреющий маленького Бони», т.е. Бонапарта).
Так Генерал Мороз занял свое место в художественной литературе западного мира, он не раз встречался в стихотворениях разных авторов. Кстати, один из английских журналов даже вложил Генерала в уста Николая I, приписав ему следующие слова: «Россия имеет двух генералов, на которых она может положиться: это генералы Январь и Февраль».
5. «Рожденный ползать летать не может». Многие считают автором этого афоризма Максима Горького, но это не так. Гораздо раньше он встречается в произведении баснописца И.И. Хемницера «Мужик и корова».
6. «Гений чистой красоты». Если вы думали, что это цитата из стихотворения Александра Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», посвященном А.П. Керн, вы ошиблись. Так как первостепенно эта фраза встречается в стихотворении «Лалла рук» Жуковского.
7. «Кто не работает, тот не ест». Эту известную каждому советскому гражданину фразу придумали вовсе не большевики и даже не Ленин, как многие считали. Корнями она уходит во Второе послание апостола Павла к фессалоникийцам, где говорилось: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь».