22.11.2024

Россия. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИЗМЕНА РОДИНЕ


Вице-премьер Шувалов пожаловал в Государственную думу и в рамках правительственного часа призвал к консолидации: «кто не с нами – тот против нас», напомнил о секретности расходов народных денег и ещё раз рассказал, как правительство намерено бороться с экономическим ужасом, летящим на крыльях с западных границ. «С таким правительством – никакой враг не нужен. Само всё сделает», – вполголоса комментировали выступление вице-премьера даже самые лояльные депутаты.
Почему кризис тушат керосином? Кто выиграет сотни миллиардов от действий экономического блока Кабмина? Куда «послали» реальную экономику? На эти и другие антикризисные вопросы «АН» отвечает депутат от «Справедливой России» Оксана ДМИТРИЕВА.
Похоронная команда
– Оксана Генриховна, как вам показался антикризисный план правительства в изложении Шувалова?
– Это не антикризисный план. Это план – как загнать страну в кризис. Собственно, как и все действия финансово-экономического блока правительства в последние месяцы. Основной посыл: мы сделаем всё то же, что делали во время кризиса 2008–2009 годов: накачаем банки деньгами. И нам это поможет, как тогда. Неправда – шесть лет назад не помогло. Даже по официальным данным Росстата, большинство отраслей реальной экономики из того кризиса до сих пор не вышли. Это – строительство, производство машин и оборудования, производство электрооборудования, оптических приборов, текстильное и швейное производство, производство неметаллических изделий и т.д. В 2014 году объём производства в этих отраслях был ниже, чем до кризиса 2008–2009 годов.
Но в прошлый раз правительству повезло. Падение цен на нефть было непродолжительным. Нефть стала расти, экономика – потихоньку раскачиваться. Но не благодаря действиям российских властей, а вопреки. Сейчас ситуация принципиально другая, но правительство, как и тогда, предписывает народу потуже затянуть пояса, а само планирует «закрыть глаза» и тихо просидеть от полугода до двух лет до начала роста нефтяных цен.
– И что предлагают министры-капиталисты?
– Общая стоимость «антикризисной» программы правительства – около 2 триллионов рублей. Из них поддержка банков – 85% всех средств. У нас что, банковский кризис на дворе? Нет. Сам же Шувалов сказал, что санация российским банкам не требуется. Якобы эти финансы банки направят на финансирование реального сектора. Но тут же заявил, что у правительства нет механизмов, чтобы заставить банки финансировать экономику. И при этом создают «банк плохих долгов».
То есть при очень высокой ключевой ставке ЦБ в 15% (ставки для населения и экономики 20–25%) банкам дают полтора триллиона дармовых денег. При этом механизмов заставить банки кредитовать реальную экономику правительство не имеет. Но если вдруг банки всё-таки что-то прокредитуют и по каким-то причинам долг им не вернут, то они сбросят все плохие активы в специально созданный институт. И банкирам покроют убытки за счёт государства.
Такие решения с точки зрения экономики недопустимы, а их авторы должны быть немедленно отправлены в отставку.
– На самом же деле Шувалов всё честно объяснил: фактически страну превращают в дойную корову для нескольких банков. Это результат непрофессионализма или?..
– Это и непрофессионализм одних, и корысть других. В этой цепочке обязательно найдутся бенефициарии.
– Банки у нас диктуют свою волю министрам?
– Финансовое олигархическое лобби весьма влиятельно во всём мире. Но обычно ему противостоит национально ориентированное правительство, которое отвечает за уровень жизни народа и развитие реальной экономики.
– Наше национальное правительство не смогло противостоять банкам?
– Складывается такое впечатление, что оно само является их представителем. Обратимся к опыту преодоления кризиса 2008–2009 годов. В Европе докапитализация частных банков за госсчёт происходила только при одном непременном условии – их национализации. Многие банки, кстати, в такой ситуации от помощи отказывались и выживали сами за счёт внутренних резервов. Вы слышали подобные предложения от правительства? Я тоже не слышала.
Там царь Кощей над златом чахнет
– Кстати, о банкирах. На правительственном часе присутствовала и глава ЦБ Эльвира Набиуллина…
– Практически все вопросы к ней относились к реструктуризации валютной ипотеки. Из её ответов стало ясно, что главный банкир страны не владеет масштабами проблемы. По её словам, на 1 ноября прошлого года валютная ипотека по курсу ЦБ была «всего-навсего» 2% от остатка ссудной задолженности. Но в ответ на мой запрос в ЦБ назвали цифру почти в 2 раза большую – 3,5%. А по новому курсу она выросла до 7%.
Конкретных мер по решению вопроса Набиуллина не предложила. Всё время ссылалась на инструктивное письмо ЦБ, в котором банкам просто рекомендовалось провести реструктуризацию валютной ипотеки по курсу на 01.11.2014. А если не захотят, то это их право.
– Депутаты могут влиять на работу ЦБ?
– Во-первых, Госдума влияет на ЦБ, когда голосует за назначение председателя, замов и каждого из членов Совета директоров. Личность председателя и его профессионализм определяют решения ЦБ и влияют на рынок. При назначении Набиуллиной против проголосовало только 20 человек. В том числе и я с коллегами. Во-вторых, парламент ежегодно утверждает денежно-кредитную политику ЦБ, которая до этого согласуется с параметрами бюджета, то есть с правительством. Также Дума назначает аудитора ЦБ и рассматривает отчёт этого аудитора. Поэтому говорить о том, что власть не влияет на политику ЦБ, – наивно.
Напомню, что сейчас закон о ЦБ точно такой же, как и в 1998 году, когда после дефолта председателем стал Геращенко. Связка Евгений Примаков – Виктор Геращенко за полгода, не имея никаких золотовалютных резервов, вывела страну из кризиса.
О фермере бедном замолвите слово
– Будем кормить банкиров, им, бедным, плохо живётся. Но в реальный сектор что-то капнет?
– Именно капнет. Ассигнования на социальную сферу и поддержку населения (инфляционная индексация пенсий, пособий, лекарственное обеспечение и т. д.) – 220 миллиардов рублей – «целых» 11% от плана правительства! Прямая поддержка предпринимателей, сельхозпроизводителей и того меньше – 70 миллиардов.
Прочерк стоит в таких социальных областях, как увеличение финансирования здравоохранения, образования, жилищного строительства. Снижение налогового бремени – верх лицемерия – на усмотрение субъектов Федерации. А у них даже по плану бюджетная дыра по доходам была в полтриллиона рублей. Будут они снижать налоги без компенсаций? Ответ очевиден.
Что интересно – из 60 пунктов правительственной программы только 18 имеют хоть какую-то финансовую оценку, содержат указания, где, собственно, взять на них деньги. Это в основном относится к поддержке банковского сектора. Остальные «антикризисные меры» (по социалке или поддержке реальной экономики) заключаются в подготовке нормативных документов. И документы собираются готовить неспешно. По отраслевым программам импортозамещения, например, издание актов об утверждении программ ожидается к 1 апреля. А внесение этих актов – аж к 1 июля. Не просто нет денег на программы, нет даже самих программ. Между тем, строго говоря, импортозамещение – это и есть программа выхода из кризиса.


67 элементов 0,973 сек.