05.11.2024

Наука. Убийца автопрома: «гугломобиль» перевернет экономику Видео

+ +


Авторы большинства материалов о беспилотном автомобиле Google ошибочно делают акцент на научно-фантастическом характере проекта. Пусть машина и правда выглядит отлично (посмотрите хотя бы видео ниже, на котором водитель с 95%-тной потерей зрения спокойно едет по делам), воспринимается она по-прежнему как авантюрная затея двух дерзких молодых миллиардеров, основателей Google Ларри Пейджа и Сергея Брина.

Фактически же перед беспилотным автомобилем открываются невероятно широкие перспективы в общественном и экономическом пространстве, а также в бизнесе. Только в США машина претендует на нишу с совокупной выручкой $2 трлн в год и еще более высокой рыночной стоимостью. Автомобиль настолько совершенен, что основной поисковый бизнес Google на фоне «гугломобиля» начинает выглядеть карликовым, а огромное число отраслей в случае успеха проекта могут вообще исчезнуть — самые высокие риски несут автопроизводители, страховщики, энергетические компании и отрасли, существующие за счет автопрома.

 

Поскольку люди, как правило, недооценивают скорость внедрения новых технологий (когда вам в последний раз приходилось слышать про Kodak?), а разрушение под натиском инновационных продуктов угрожает не только автомобилестроению, в серии статей я постараюсь описать цепную реакцию изменений, которую запустит «беспилотник» от Google.

Речь идет как о глобальном переосмыслении роли водителя, так и о концепции многих видов бизнеса. Не только автопроизводителей, но и связанных с ними страховых компаний, медицинских учреждений, операторов парковок и др. Цепь дойдет даже до государства: если все машины будут соблюдать правила дорожного движения, бюджет немало потеряет на том, что люди перестанут платить штрафы, а автоматизация процесса управления автомобилем лишит смысла расходы на освещение дорог.

 

Технология «беспилотника» имеет реальный потенциал сохранить миллионы жизней и уберечь миллионы людей от травм, равно как «высвободить» для экономики сотни миллиардов долларов. Сама Google, по словам основного разработчика проекта Себастьяна Трана, прогнозирует следующие последствия своего изобретения:

1) снижение числа ДТП на 90%;

2) до 90% экономии времени водителей и энергии;

3) сокращение числа машин на 90%.

Только в контексте США эти цифры звучат более чем обещающе. К примеру, в 2009 году в стране зафиксировано около 5,5 млн ДТП с участием 9,5 млн автомобилей. В происшествиях погибли 33 808 человек, пострадали более 2,2 млн, из них 240 000 понадобилась госпитализация.

 

Прибавить к «человеческой» статистике следует все сопутствующие издержки, включающие медицинские расходы, ущерб собственности, снижение производительности труда, юридические процедуры, задержки транспорта и др. Американская автомобильная ассоциация попробовала оценить все эти факторы по 99 крупнейшим урбанизированным районам страны. Получилось, что совокупные последствия аварий на дорогах обошлись в $299,5 млрд. Можно прикинуть, что в масштабе всех США эта цифра вырастет минимум до $450 млрд.

Теперь давайте вычтем 90% из этой суммы. То есть речь идет о

30 000 спасенных жизней в год, примерно 2 млн предотвращенных травм и по меньшей мере $400 млрд не потраченных средств.

 

Даже если Google ошиблась в расчетах (хотя я считаю, что расчеты абсолютно верны), ситуация с безопасностью на дорогах неизбежно начнет улучшаться.

Вдобавок «гугломобиль» сохранит время и энергию, разгрузив трафик и позволив машинам двигаться с большей скоростью, меньшей дистанцией и по самым эффективным маршрутам. Согласно исследованию Института транспорта Техаса, в США пробки на дорогах обходятся населению в бессмысленную трату 4,8 млрд часов и 1,8 млрд галлонов бензина в год. В денежном эквиваленте это $101 млрд – столько государство теряет на снижении производительности труда и топливных издержках.

 

Беспилотный автомобиль уменьшит потребность в новых автомобилях за счет повышения эффективности использования. В теории машины Google могли бы стать своего рода общественным транспортом, после перевозки одного пассажира автоматически добираясь до следующего. В моменты невостребованности автомобиль научится самостоятельно парковаться вне жилых зон.

Сегодня машина нередко является второй по затратам личной инвестицией человека после недвижимости. При этом в среднем 95% времени автомобили не используются. «Беспилотник» сэкономит для водителей тысячи долларов, или даже десятки и сотни тысяч, а платить им придется исключительно за мили в пути, причем по фиксированной ставке. Вождение по сути превратится в усовершенствованную версию сервиса Zipcar (краткосрочная аренда автомобилей).

 

В глобальном масштабе статистику получить гораздо сложнее, но потенциальные преимущества от внедрения технологии Google выглядят даже более перспективно. По оценке Всемирной организации здравоохранения, каждый год на дорогах по всему миру гибнут более 1,2 млн человек, 50 млн получают травмы. И эти цифры будут расти, предупреждают эксперты. По прогнозу ВОЗ, к 2030 году ДТП войдут в пятерку самых распространенных причин смерти, на аварии будет приходиться до 3,6% всех летальных исходов в мире. Еще в 2004 году дорожные происшествия в «страшном» списке располагались на девятом месте с 2,2%.

 

Если Google окажется под силу внедрить технологию в глобальном масштабе, число спасенных жизней, неполученных повреждений и сэкономленных денег с трудом будет поддаваться подсчету.

Развивающимся странам, возможно, даже не придется повторять западный путь и выстраивать большую «автомобилецентричную» инфраструктуру. Похожий скачок через ступень развития уже имел место в отрасли связи. Государства, которые не успели построить проводные телефонные сети и сети широкополосного доступа (к примеру, Индия), предпочли сразу сделать акцент на новом поколении мобильных систем и направлять инвестиции в инновационные технологии.

 

Один только Китай до 2015 года вложит почти $800 млрд в дорожное строительство. Надо заметить, что столь масштабные инвестиции не спасают страну от ежегодно растущей статистики ДТП и ухудшения ситуации с пробками. Не справятся новые дороги и с загрязнением окружающей среды, а экологический аспект год от года только набирает в актуальности и превращается в мощный политический фактор. Так не пришла ли пора Китаю и другим растущим экономикам фундаментально переосмыслить вектор стратегических инвестиций? Следуя этой логике, власти могли бы сделать ставку на «гугломобиль» не только как на перспективную технологию, но и как на источник социальных и экономических благ в государственном масштабе, способный ежегодно экономить триллионы долларов.


63 элементов 5,490 сек.