26.04.2024

Кем на самом деле является булгаковский Иешуа Га-Ноцри в романе "Мастер и Маргарита"

+


Но ведь как выглядел Иисус Христос на самом деле не знает никто.

Иешуа сквозь призму современности

Иешуа сквозь призму современности

Даже возраст Иешуа не совпадает с возрастом Христа. Ему не «тридцать три», а 27 лет. В романе нет описания внешности персонажа – читатель видит лишь следы побоев на его лице. Однако перед глазами встает невысокая, хрупкая фигура и, возможно, не слишком примечательное лицо с кроткими лучистыми глазами. Скорее всего, он не был красив той безупречной классической красотой, какой обычно наделяют Христа, внешнюю красоту, контрастирующую с уродством души, автор отдает Иуде из Кириафа.

Николай Бурляев в роли Иешуа

Николай Бурляев в роли Иешуа

Однако при этом Иешуа наделен удивительной внутренней силой, которой так боится первосвященник Каифа и которая так привлекает могущественного прокуратора Понтия Пилата. Этот «безумный бродяга», на глазах прокуратора превратившийся в мудрейшего из философов, вовсе не наделен сверхъестественными способностями, скорее, он просто более чем другие внимателен к людям, а потому может видеть их тайные мысли и облегчать страдания. Безграничная вера Иешуа в человеческую доброту и грядущее царство истины позволяет ему увлечь за собой народ Ершалаима и, помимо его воли, сделать своим сторонником жестокого прокуратора Иудеи.

Сергей Безруков в роли Иешуа

Сергей Безруков в роли Иешуа

Кажется, доброта и кротость Иешуа безграничны: он жалеет «доброго и любознательного человека» Иуду, предчувствуя его скорую гибель, и, даже во время крестных страданий, ласково просит палача утолить жажду распятого рядом разбойника Дисмаса. Однако он вовсе не так наивен и прост: ему хватает внутренней силы обвинить в трусости могущественного прокуратора и потом, уже в иной, Божественной ипостаси, отказать Мастеру, отступившемуся от своего романа, в Свете, подарив ему лишь покой…

Понтий Пилат в Ершалаиме

Понтий Пилат в Ершалаиме

Образу Иешуа в романе Мастер и Маргарита отведено не так уж много места – он появляется лишь в двух главах из романа Мастера. Да и сам роман написан вовсе не о нем, а о Понтии Пилате. Но именно Иешуа удается изменить судьбу прокуратора и даровать ему обернувшееся проклятием бессмертие. И именно Иешуа (или сам Христос?) решает судьбу Мастера.

Понтий Пилат и Иешуа га-Ноцри. Разные арты

Понтий Пилат и Иешуа га-Ноцри. Разные арты

По большому счету, Булгаков так и не дает ответа на вопрос: кто он – Иешуа Га-Ноцри? Бог или обычный человек? Ведь даже в финале романа, когда все персонажи предстают в своем истинном обличье, читатель не видит ни Иисуса Христа, ни Иешуа Га-Ноцри, от его имени говорит с Воландом верный ученик Левий Матвей. Но даже не видимый читателю и персонажам булгаковского романа Иешуа подчиняет себе и дерзкого Князя тьмы и жестокого прокуратора Иудеи, устремившегося навстречу к нему по Лунной дороге…

/КР:/
Ни Иешуа, ни Мастер по сути не являются главными героями булгаковской мистерии, хотя с одним из них читатель обычно отождествляет автора…/


62 элементов 0,690 сек.