22.11.2024

Еврейские погромы: как и за что в России мстили притесняемые, и почему преследования евреев зачастую происходили на территории современной У


По этим причинам евреи долгое время подвергалась максимальным ограничениям на фоне других народов Российской империи. Неудивительно, что когда у них появлялась возможность, они старались мстить организаторам погромов.

Почему Богдан Хмельницкий стал для евреев первым Гитлером
Почему Богдан Хмельницкий стал для евреев вторым Гитлером Хмельниччина и еврейская кровь.

В современном Израиле фигура Богдана Хмельницкого часто ставится рядом с Гитлером. Например, уроженец Украины публицист В. Бейдер утверждает, что гетман является зачинщиком самого массового еврейского погрома. По его мнению, Гитлер превзошел украинца в масштабах бесчинств лишь потому, что на тот момент обладал большей властью, ресурсами и современными техническими возможностями.

Яркие моменты еврейских погромов времен героя освободительного движения и инициатора Переяславской рады описаны в повести Н.Гоголя «Тарас Бульба». Автор недвусмысленно описывает ненависть украинцев и, в частности, казаков к представителям еврейской нации. Разные источники указывают на то, что во времена Богдана Хмельницкого в Украине было уничтожено от 50 до 100 тысяч евреев.

Подложная екатерининская грамота и Уманская резня
Подложная екатерининская грамота и Уманская резня Кульминацией Колиивщины стала Уманская резня.

В 18 веке гайдамацкое движение на Украине вылилось в Колиивщину. Записи тех лет рассказывают, что гайдамацкий бунт в украинском селе Жаботине одним махом унес жизни семидесяти еврейских жителей, в том числе была убита супруга раввина. Далее опустошительная волна накрыла остальную украинскую землю.

Восстанию поспособствовали подложная «Золотая грамота» авторства императрицы Екатерины II, якобы призывающая к истреблению всех до единого евреев и вместе с ними поляков. Возглавил Колиивщину запорожец Железняк‚ эпицентр восстания пришелся на область Мотронинского монастыря в южной части Киевского воеводства.

Идейное вдохновительство бунта и публикацию вымышленной грамоты приписывают православному монаху Мелхиседеку Значко-Яворскому. Однако нельзя достоверно оценить его роль в побуждении народа к восстанию. Прямых доказательств составления Значко-Яворским поддельного документа историки так и не нашли. Всюду‚ куда приходили гайдамаки‚ они первым делом цитировали грамоту, подстрекая народ на войну с евреями. Одно за другим следовали ограбления и убийства‚ покрываемые высокой идеей очищения городов и весей от хулителей национальной религии.

Особенно привлек гайдамаков город Умань‚ за стенами которого укрылись сбежавшиеся отовсюду беглецы. Как только Железняк подошел к городу, на его сторону перешел уманский сотник Гонта, командовавший казацкой милицией. Городские евреи, возглавляемые губернатором Младоновичем, оказывали атакующим силам Гонты и Железняка отчаянное сопротивление. Но гайдамаки взяли Умань, начав резню евреев. Покончив с последними, казаки принялись за поляков.

По уровню жестокости гайдамаков Уманская резня стоит в одном ряду с наиболее кровавыми эпизодами массовых преступлений в истории. Трупы по приказу Гонты не хоронили, а сбрасывали в колодцы и даже отдавали собакам. В те дни в Умани погибли более 10 тысяч евреев и поляков.

Первый Одесский погром в истории империи
Первый Одесский погром в истории империи Часто причиною погрома могли стать всего лишь нелепые слухи.

В 1793-м, после повторного раздела Речи Посполитой, к России отошли украинские земли правобережного Днепра, где проживали около 200 тыс. евреев. Основную их часть составляли торговцы, ремесленники и неквалифицированные рабочие, и лишь 2 % приходилось на долю купцов.

До второй половины 19 века евреям не позволялось приобретать земли, а потому сельским хозяйством они почти не занимались. В этот период в славянском обществе были особенно сильны антисемитские веяния: евреи обвинялись во всем, вплоть до ритуальных убийств.

Первый в хронике Российской империи еврейский погром случился в Одессе в 1821 году. Жестокие преследования проводились местными греками из-за торговой конкуренции и под видом вероятной причастности еврейских представителей к убийству греческого православного патриарха в Константинополе. Волна погромов возобновилась в южной России и после убийства народовольцами Александра II в 1881 году. Существовала версия, что в отместку за отца якобы Александр III дал тайный приказ о расправе над евреями, однако многие историки доказательно развенчали этот миф. Волна насилия, вероятней всего, поднялась стихийно в условиях напряженной политической обстановки и царящих антисемитских настроений местного населения.

Погромная кампания, породившая еврейскую самооборону
Погромная кампания, породившая еврейскую самооборону Трупы евреев, жертв погрома 22 октября 1905 года в Одессе, на кладбище.

После опубликования в 1905-м царского манифеста Николая II, обещавшего гражданам России расширенные права, многие евреи вышли на антиправительственные демонстрации. Местные сторонники действующий власти восприняли это как сигнал к действию, что вылилось в очередную погромную волну. В результате повсеместных столкновений по самым скромным подсчетам погибли более полутора тысяч человек, и еще 3500 было покалечено.

Такая обстановка положила начало еврейским объединениям в Европе. Погромы стали поводом для формирования еврейской самообороны, ускорили процесс эмиграции в Израиль и подвигли активистов на создание одного из первых военизированных объединений евреев «Ха-Шомер».

Бесчинства 1917-го и громкое убийство в отместку за евреев
Бесчинства 1917-го и громкое убийство в отместку за евреев Жертвы погрома в Черкассах. 23.06.1920.

1917 год принес России большевистский переворот и безвластие. За влияние на украинской территории начали бороться все возможные силы. В ходе начавшейся гражданской войны активизируются повсеместные еврейские погромы. Уничтожаются жилища и имущество евреев, грабят и насилуют еврейских женщин.

К концу войны на территории сегодняшней Украины истреблены до 50 тысяч евреев, среди которых были родные Самуила Шварцбарда – впоследствии убийцы Петлюры. На суде Шварцбард объяснял свой поступок стремлением отомстить за еврейские погромы, организованные петлюровцами в гражданскую войну. После судебных разбирательств Шварцбард был оправдан.

/КР:/
Ещё из трагической судьбы моего народа…/


68 элементов 1,282 сек.