Израиль Нетаниягу снова доказал свою неспособность управлять страной


В 6:53 утра в понедельник премьер-министр отклонился от обычной рутины и опубликовал заявление, в котором объявил о решении назначить на должность следующего директора ШАБАКа кандидата, которого никто не ожидал: бывшего командующего ВМС Израиля вице-адмирала (в отставке) Эли Шарвита.

Нетаниягу воспользовался лазейкой, оставленной ему решением Верховного суда, что позволило ему провести собеседование с кандидатами на эту должность. Он поспешил ускорить назначение, несмотря на временный запрет суда, блокирующий увольнение нынешнего руководителя службы безопасности Ронена Бара.

Запрет был вынесен после того, как кабинет проголосовал за увольнение Бара. Нетаниягу движется вперед, несмотря на явный конфликт интересов — он действует быстро, чтобы заменить Бара, который возглавляет расследование в отношении членов канцелярии премьер-министра по делу, получившему название «Катаргейт».

В понедельник утром премьер-министр говорил о кандидатуре Шарвита как о решенном деле, но это закончилось около полудня. У Шарвита было пять или шесть часов, чтобы насладиться своим новым статусом, прежде чем дело, которое помешало его назначению, всплыло на поверхность.

Оказывается, в марте 2023 года, примерно в начале протестов против правительственного переворота, отставной вице-адмирал был замечен на демонстрации на улице Каплан в Тель-Авиве. Премьер-министр, по-видимому, знал об этом еще в первом раунде собеседований с возможными кандидатами, но члены семьи Нетаниягу не были проинформированы. В семье премьер-министра и «Ликуде» разразилась буря, а репортерам из его окружения сообщили, что возникла проблема.
 

Когда предложенная причина показалась абсурдной и постыдной даже по меркам нынешней сумасшедшей эпохи, было предложено альтернативное, вымышленное оправдание: несколько месяцев назад вновь назначенный директор ШАБАКа опубликовал статью, в которой раскритиковал Дональда Трампа за его политику в области климата. Было заявлено, что это назначение не понравится президенту США.

Этот аргумент получил некоторое подтверждение, когда сенатор США Линдси Грэм, республиканец из Южной Каролины и союзник Трампа, которого также считают близким к Нетаниягу, написал в X, что назначение Шарвита «более чем проблематично», добавив: «Мой совет моим израильским друзьям — сменить курс и тщательнее проводить проверку».

 

 

Но это нелепая история, как бы ее ни преподносили: и мысль о том, что Трампу есть дело до назначения главы службы внутренней безопасности Израиля, и того, что он писал в прошлом, как и возможность того, что Нетаниягу взвешивает, не нужно ли спросить мнение американского президента по внутриизраильскому вопросу.

В любом случае, похоже, Шарвита «бросили собакам». Через два-три дня Нетаниягу едва ли вспомнит его имя; в конце концов, у него есть другие проблемы. Вопросы, связанные с назначением Шарвита, были и раньше. У него нет соответствующего опыта в организации, которую премьер-министр хотелему вверить, его опыт в разведывательной деятельности ограничен, и он не говорит по-арабски.

Правда, бывший премьер-министр Ицхак Шамир однажды заявил, что «арабы — это те же арабы, а море — это то же море», но вряд ли он это имел в виду. Решение десантировать бывшего командующего флотом в ШАБАК, чтобы восстановить его, сработало один раз — с Ами Аялоном после убийства Ицхака Рабина. Трудно представить себе подобный успех сейчас, в нынешних обстоятельствах.

С другой стороны, Шарвит, возможно, расположил к себе сторонников Биби во время своего пребывания на посту командующего ВМС, когда публично преуменьшил важность дела о подводной лодке и катере, в котором расследуется деятельность соратников Нетаниягу.

 

На фото: демонстрация с требованием освобождения заложников. Фото: Итай Рон.

 

Знакомые Шарвита, включая бывших начальников штаба ЦАХАЛа и нынешних псевдополитиков Бени Ганца и Гади Айзенкота, в понедельник похвалили его честность и навыки.

Но проблема в назначающем, а не в назначенном. Пока Нетаниягу публично сражается с Баром, он просто не должен иметь никакого отношения к назначениям в ШАБАКе. В то же время, расследование «Катаргейта» приближается к людям вокруг него.

Едва функционирует

К разворачивающейся драме добавился новый, критический элемент. Полиция арестовала для допроса двух советников премьер-министра, Эли Фельдштейна и Йонатана Уриха. Позже появились дополнительные свидетели и подозреваемые, включая (сюрприз, сюрприз) самого Нетаниягу — пока только в качестве свидетеля.

Абсурдно, но человек, который утверждал, что может продолжать руководить разрываемой противоречиями, бушующей страной, на котором висят три обвинительные заключения, был вынужден прервать свои показания в окружном суде Тель-Авива, чтобы вернуться в свой офис, где его допрашивала полиция по этому делу.

Пресса, которая не видит леса за деревьями, нормализовала это безумие, как и спекуляции по поводу следующего руководителя ШАБАКа, с участием семьи Нетаниягу в назначениях и со связью между политическими и юридическими проблемами премьер-министра и принятием решений в войне.

Близость между объявлением о назначении Шарвита и арестами и допросами привела к предположениям, что Нетаниягу каким-то образом знал, что произойдет, и пытался взять ситуацию под контроль с помощью отвлечения внимания.

Учитывая плачевное состояние полиции, которая снова находится под руководством министра национальной безопасности Итамара Бен-Гвира, такой сценарий нельзя исключать. Несмотря на войну, Нетаниягу планирует в среду отправиться в Венгрию с женой и своей свитой на длинные выходные. Возможно, там настоящие профессионалы дадут ему новые идеи о борьбе с ужасным «глубинным государством», которое надвигается на него со всех сторон.

Не помешает время от времени прямо говорить правду: учитывая ситуацию, в которую он сам и страна попали, Нетаниягу больше не способен управлять. Его офис едва функционирует. Урих — ключевая фигура, советник, от которого Нетаниягу все больше зависел в последние месяцы — задержан для допроса.

Урих — не Фельдштейн. Его место в пищевой цепочке и его доступ к конфиденциальной информации неизмеримо выше. Он, в отличие от Фельдштейна или прошлых советников Нетаниягу, включая Нира Хефеца, никогда не подвергался длительному задержанию.

Мысль о том, что такого Урих мог бы сказать, чтобы избежать обвинений в «Катаргейте», наверняка приходила в голову всем вовлеченным лицам. Ожидается еще одно длительное юридическое обсуждение относительно весомости доказательств и конкретных пунктов, но то, что уже расследовано, не следует игнорировать.

Полиция и ШАБАК изучают возможность того, что высокопоставленные должностные лица в канцелярии премьер-министра получали деньги от Катара либо в обмен на услуги, оказанные Дохе, либо (и это, возможно, более серьезно) в качестве альтернативного способа финансирования Нетаниягу.

Суть в том, что есть, по крайней мере, подозрение, что Катар помогал финансировать как террористический аппарат ХАМАСа, так и «ядовитую машину» Нетаниягу одновременно (не нужно ставить знак равенства). Неудивительно, что канцелярия премьер-министра выпускает все более неуравновешенные заявления против Бара и юридической советницы Гали Бахарав-Миары.

Это печальное и причудливое дело разрастается в то время, когда 59 заложников все еще удерживаются ХАМАСом в туннелях в Газе, и растет беспокойство за состояние тех, кто еще жив — менее половины от этого числа. Военные продолжают готовиться к крупномасштабному наземному вторжению в Газу, а также к сценарию, в котором иранские ядерные объекты будут атакованы.

Все решения по этим критически важным вопросам находятся в руках одного человека. На данный момент, после принятия национального бюджета и стабилизации своей правящей коалиции, Нетаниягу рассматривается как почти всемогущий политический игрок — но в то же время он постоянно скрывается от правоохранительных органов.

Амос Харэль, «ХаАрец», М.Р. На фото: Нетаниягу на международной конференции по борьбе с антисемитизмом. AP Photo/Leo Correa 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *